Предмет и система земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени. Адекватным ценности земли как объекта правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту.

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современном  мире, в век научного и социального  прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага  посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального  мира является земля. Не будь земли  – не было бы и человечества со всеми  его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой  иной объект материального мира, ибо  нет в мире такого объекта. Землю  не состарит морально никакой промежуток времени. Адекватным ценности земли как объекта правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту.

Особенности земельно-правового регулирования  и выделение земельного права  в особую отрасль обусловлены  специфическими свойствами земель. Земля  представляет собой единственное место  обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Земля, обладая  свойством территорий, пространственного  базиса для размещения объектов промышленности, является базисом для размещения природных объектов. При этом она  является частью окружающей среды. Будучи частью природы, земля обладает, как  и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, представляющим собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы  земельного права пронизывает обязанность  всех землепользователей и собственников  земель сохранять и увеличивать  почвенное плодородие своих земельных  участков. Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена никакой денежной оценкой. Поэтому земельный учет осуществляется по особой государственной системе земельного кадастра, учитывающего как специфику земель, так и их ценность. Кадастровый учет особо необходим в связи с устойчивой неоднородностью земли, которая бесконечно многообразна в своих различных проявлениях. Такое построение земельно-правового регулирования осуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Эти свойства можно типизировать в правовом плане. Данная типизация построена по принципу основного целевого назначения, что предполагает возможность нахождения земель в земельном фонде России. Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению негативных процессов на земле предусмотрено разработать правовые, нормативные, технические акты, регулирующие организацию и ведение мониторинга земель.

Предусматривается обеспечить:

-своевременное выявление изменения состояния земель и оценку этих изменений,

-прогноз и выработку рекомендаций по предотвращению последствий негативных процессов,

-совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования технических средств и технологий мониторинга земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие земельного права

Земельное право  – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе использования и охраны земли как природного ресурса, условия  и средства производства в целях  организации рационального использования  и охраны земли, улучшения и воспроизводства  плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных  отношений.

Земельное право  Российской Федерации - это относительно обособленная отрасль российской системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства Российской Федерации. Земельное право Российской Федерации - это система юридических норм и соответственно правовых нормативных актов - законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др., предназначенных для регулирования земельных отношений на территории России. Земельное право Российской Федерации - это самостоятельное направление правового регулирования отношений, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами данной отрасли права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей основной целью земельное право Российской Федерации ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель, как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества. Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ, земельное право в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами ( Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, ст. 1):

1) учет значения  земли, как основы жизни и  деятельности человека, согласно  которому регулирование отношений  по использованию и охране  земли осуществляется исходя  из представлений о земле, как  о природном объекте, охраняемом  в качестве важнейшей составной  части природы, природном ресурсе,  используемом в качестве средства  производства в сельском и  лесном хозяйстве, и основы  осуществления хозяйственной и  иной деятельности на территории  Российской Федерации, и одновременно  как о недвижимом имуществе,  об объекте права собственности  и иных прав на землю; 

2) приоритет  охраны земли как важнейшего  компонента окружающей среды  и средства производства в  сельском и лесном хозяйстве  перед использованием земли в  качестве недвижимого имущества,  согласно которому владение, пользование  и распоряжение землей осуществляются  собственниками земельных участков  свободно если это не наносит  ущерб окружающей среде; 

3) приоритет  охраны жизни и здоровья человека, согласно ему - при осуществлении  деятельности по использованию  и охране земель должны быть  приняты решения и осуществлены  виды деятельности, которые позволили  бы обеспечить сохранение жизни  человека или предотвратить негативное  воздействие на здоровье человека, даже если потребует больших  затрат;

4) участие  граждан и общественных организаций  (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю,  согласно которому граждане Российской  Федерации, общественные организации  (объединения) имеют право принимать  участие в подготовке решений,  реализация которых может оказать  воздействие на состояние земель  при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной  деятельности обязаны обеспечить  возможность такого участия в  порядке и в формах, которые  установлены законодательством; 

5) единство  судьбы земельных участков и  связанных с ними объектов - то  есть все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за исключением случаев установленных законом;

6) приоритет  сохранения особо ценных земель  и земель особо охраняемых  территорий - то есть изъятие ценных  земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых  лесами первой группы, земель  особо охраняемых природных территорий  и объектов, земель, занятых объектами  культурного наследия, других особо  ценных земель и земель особо  охраняемых территорий для иных  целей ограничивается или запрещается  в порядке, установленном законами. Установление данного принципа  не должно толковаться как  отрицание или умаление значения  земель других категорий; 

7) платность  использования земли, согласно  которому любое использование  земли осуществляется за плату,  за исключением случаев, установленных  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации; 

8) деление  земель по целевому назначению  на категории, согласно которому  правовой режим земель определяется  исходя из их прямой принадлежности  к той или иной категории  и разрешенного использования  в соответствии с зонированием  территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение  государственной собственности  на землю на собственность  Российской Федерации, собственность  субъектов РФ и собственность  муниципальных образований, согласно  которому правовые основы и  порядок такого разграничения  устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный  подход к установлению правового  режима земель, согласно которому  при определении их правового  режима должны учитываться природные,  социальные, экономические и иные  факторы; 

11) сочетание  законных интересов общества  и граждан, согласно которому  регулирование использования и  охраны земель осуществляется  в интересах всего общества  при обеспечении гарантий каждого  гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащей  ему землей.

Земельное право  РФ регулирует отношения по использованию  и охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Таким образом, земельные отношения бывают двух видов - отношения по использованию земель и отношения по охране земель. При регулировании земельных отношений на территории Российской Федерации применяется принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, также применяется принцип государственного регулирования приватизации земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет земельного права

Предмет земельного права составляют общественные отношения  между государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами, юридическими лицами, возникающие в  связи с владением, пользованием, распоряжением, охраной земель и  регулируемые нормами земельного права (земельные отношения). Как уже  было сказано выше, земельное право - это совокупность правовых принципов  и норм, регулирующих общественные (так называемые земельные) отношения, связанные с определением правового  статуса и режима использования  земельных участков. Земельное право  Российской Федерации по своей структуре  состоит из трех элементов: предмет  земельного права, метод земельного права и система земельного права. Предметом земельного права Российской Федерации являются общественные отношения, возникающие между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования  и охраны земель. Эти отношения  регулируются нормами земельного законодательства Российской Федерации и называются земельными правоотношениями. При этом государственное управление земельным  фондом Российской Федерации сочетается с широкой самостоятельностью остальных  пользователей земли. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами - это административно-правовой метод  и метод дозволения. Так, предоставление земли для хозяйственных нужд пользователям производится на основании  соответствующего решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение  земельных правоотношений происходит на основании административно-правового  акта - решения (постановления) государственного органа. В этом случае данный государственный  орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта земли, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть" государства. Для административно-правового (административного) метода регулирования земельных правоотношений характерно проявление "власти и подчинения". Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административным методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, и некоторые другие отношения, например в области госконтроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве; при разрешении земельных споров. Важно, однако, всегда иметь в виду, что административно-правовой метод регулирования распространяется не на все виды земельных отношений в Российской Федерации. Так, на стадии предоставления государственной земли в частное пользование может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании использования земли - применение этого метода значительно ограничено.  Земельное законодательство Российской Федерации расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность, поэтому при регулировании некоторых земельных правоотношений применяется и метод дозволения. Земельное право Российской Федерации дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда, как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв. Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, то есть свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта. Нормативно-правовой базой (источниками) земельного права Российской Федерации являются - Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, президентские указы, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления в сфере земельных правоотношений в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система земельного права

Земельное право  занимает самостоятельное место  в общей системе права, поскольку  оно направлено на регулирование  конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно, как уже было показано выше, имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений. Земельное право можно рассматривать в качестве отрасли права, отрасли законодательства, правовой науки и учебной дисциплины. Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые как «кирпичики» образуют целое здание правовой системы. Правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки  или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договорной дисциплины. Отграничение земельного права от смежных отраслей права позволяет нам выделить земельное право, явление самостоятельное и целостное, однако это не дает возможности проникнуть в суть данного явления. Сущность земельного права может раскрыться нам через изучение его системы, а последняя представляет собой упорядоченную целостную множественность, в которой каждый элемент занимает определенное место, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным с другими элементами.

Место каждого  элемента в системе земельного права  определяется не произвольно, а диктуется  его значением и конкретной ролью в этой системе. Например,общая часть земельного права должна предшествовать его Особенной части, а не наоборот, поскольку в первой закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное регулирование земельных отношений, вещные права на землю и другие. Эти институты получают свою специфику в регулировании и использовании различных категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения, земель специального назначения, земель населенных пунктов и т. п.

Информация о работе Предмет и система земельного права