Понятие, предмет, метод и система «Земельного права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 13:27, лекция

Описание работы

1. Понятие, предмет и метод земельного права.
2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина.
3. Соотношение земельного права с гражданским, административным и другими отраслями права.

Файлы: 1 файл

Понятие.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Понятие, предмет, метод и система «Земельного права».

1.  Понятие, предмет и метод земельного права.

2.  Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина.

3.  Соотношение земельного права с гражданским, административным и другими отраслями права.

I. Понятие, предмет  и метод земельного права.

Земельное право — это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского права, а также нормы административного иэкологического права.

Объектами земельных отношений являются «земля как природный объект и природный ресурс» и «земельные участки (части земельных участков)» (п. 1 ст. 6 ЗК РФ). Предметом земельного права являются общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, наблюдается расширение прав собственников земли и землепользователей, в т. ч. арендаторов.

Метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм на общественные отношения.Методы правового регулирования:

1) свойственны только государству  в лице его органов;

2) касаются только юридических  норм;

3) обеспечиваются государственным  принуждением.

Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам. Специфика предмета правового регулирования (земельные отношения) определяет специфику метода правового регулирования в земельном праве, которая состоит в том, что в земельно-правовом методе сочетаются отдельные элементы методов правового регулирования других отраслей права.

В юридической литературе различают:

1) императивный метод правового регулирования как способ властного воздействия на участника общ-х отношений, урегулированных нормами права;

2) диспозитивный метод, определяющий лишь пределы поведения участников земельных отношений, предоставляющий им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов. Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Метод науки земельного права заключается в способе изучения не только системы земельно-правового регулирования, но и самих методов регулирования, способствуя их совершенствованию. Метод земельного права как учебной дисциплины имеет иное целевое назначение, поскольку направлен на усвоение обучаемыми той части знаний, которые необходимы им для будущей специализации или квалификации.

II. Система земельного  права. Земельное право как отрасль  науки и учебная дисциплина.

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяются объективными закономерностями развития земельного законодательства как отрасли.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает:

1) общую часть, содержащую  отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется  на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений;

2) особенную часть, охватывающую  нормы, регулирующие отдельные виды  земельных отношений.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: 1) институт права собственности на землю; 2) институт иных видов прав на землю; 3) институт управления в области землепользования; 4) институт землеустройства; 5) институт государственного земельного кадастра; 6) институт контроля за использованием земли; 7) институт правовой охраны земель; 8) институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, а именно: 1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; 2) правовой режим земель поселений; 3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; 4) правовой режим земель особо охраняемых территорий; 5) правовой режим земель лесного фонда; 6) правовой режим земель водного фонда; 7) правовой режим земель запаса.

Помимо земельного права как отрасли права, выделяется земельное право как наука. Правовая наука вообще есть совокупность правовых знаний, накопленных и постоянно углубляемых в результате специальных исследований, законотворчества и практики его применения. Как отрасль науки земельное право изучаетобщественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений. Как научная отрасль земельное право призвано обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм, способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель. Методы науки земельного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Земельное право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. В учебной дисциплине наряду с основными положениями общей части земельного права обычно рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии. Кроме того, может быть включена специальная часть, освещающая законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.

III. Соотношение земельного права с гражданским, административным и другими отраслями права.

С предметом и системой земельного права тесно связана проблема разграничения действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений. Это связано прежде всего с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в т. ч. земельных и имущественных.

1. Разграничение земельного и гражданского  законодательства

Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). Предметом же земельного права являются земельные отношения, представляющие собой комплекс отношений, складывающихся по поводу земли как природного богатства и объекта недвижимости (т. е. комплекс имущественных и управленческих отношений). Таким образом, гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования вопросов, связанных с землей как объектом недвижимости, а в земельном законодательстве отражается специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта.

2. Разграничение земельного и административного  законодателъства

Отношения по использованию земли, с одной стороны, в определенной части регулируются нормами гражданского и земельного законодательства; с другой — земля выступает и как объект властных полномочий. Предметом административного права в отличие от земельного являются управленческие отношения. В связи с этим нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения.

3. Связь земельного права, регулирующего  отношения по поводу использования  земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля — важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. Регулирование земельных отношений законами об иных природных ресурсах зависит от того, насколько тесно взаимодействие этих природных ресурсов и насколько использование одного из них влияет на состояние и охрану другого.

Тема 2. (2 часа) Источники земельного права. Земельно-правовые нормы и правоотношения.

1.  Источники земельного права

2.  Понятие, виды и особенности земельно-правовых норм.

3.  Понятие, содержание и виды земельных правоотношений.

4.  Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

I. Источники земельного права

Под источниками земельного права понимают законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

1)  Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральные  законы: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с послед, изм. и доп.); Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (с послед, изм. и доп.);

3) законы РФ, например  Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (с послед, изм. и доп.);

4) указы Президента  РФ: Указ Президента РФ от 5 марта 2001 г. № 262 «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» (с послед, изм. и доп.);

5) постановления  Правительства РФ: Постановление Правительства от 8 ноября 2001 г. «О Федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы"»;

6) нормативные  правовые акты субъектов Федерации  и органов местного самоуправления;

7) общие принципы  права,

8) нормативные  договоры и соглашения,

9) некоторые обладающие  юридической силой обычаи.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, принятое на всех уровнях, государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения. Вторую группу образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Договоры и соглашения носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются в них лишь в самом общем плане.

II. Понятие, виды  и особенности земельно-правовых  норм.

Земельно-правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т е составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Первый элемент правовой нормы — гипотеза, т е описание условий действия правовой нормы При этом условие не обязательно должно быть подробным описанием. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Второй элемент правовой нормы — диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий Третий элемент правовой нормы —санкция. Санкция указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф, принудительное изъятие земельного участка и др.). Необходимо отметить, что санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи — нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм: 1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие; 2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой; 3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

III. Понятие, содержание  и виды земельных правоотношений.

Земельные правоотношения — это урегулированные нормами земельного права общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗКРФ).

Земельным правоотношениям, как и иным, присуще наличие нескольких элементов. Никакое правоотношение невозможно без его участников — субъектов правоотношений (граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы). Правоотношения невозможны также без объекта правоотношений.Таковым считается объект, по поводу которого складываются отношения между субъектами-участниками. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; отдельные части земельных участков. Под земельным участкомкак объектом земельных отношений разумеется такая часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Различают земельные участки делимые и неделимые. Субъекты правоотношений имеют определенные права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения. Эти права и обязанности составляют содержание правоотношений.

Информация о работе Понятие, предмет, метод и система «Земельного права»