Предмет и система земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений, сложившихся по поводу земли земельных отношений.
Земельные отношения — это отношения между органами гос. власти, органами МСУ, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного регулирования земельных отношений.

Файлы: 1 файл

Земельное право. Тема 1.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1:  Предмет и система  земельного права

  1. Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права. Метод земельного права.

Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений, сложившихся по поводу земли  земельных отношений.

Земельные отношения — это отношения между органами гос. власти, органами МСУ, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного регулирования земельных отношений.

Участниками земельных  отношения являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, юридические  лица, граждане. Иностранцы и лица без  гражданства и иностранные юр. лица могут выступать участниками  земельных отношений на условиях, предусмотренных Земельным Кодексом.

Объектами земельных  отношений являются земельные участки  и права на них, а также земля  как природный объект и природный  ресурс.

В соотв. со ст.3 ЗК РФ:

1. Земельное законодательство  регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по  использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного  мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения  не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения  по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

При определении предмета правового ргулирования земельных  отношений необходимо учитывать:

1) В него входят  не всякие, а лишь волевые общественные  отношения, т.е. такие, которые  зависят от воли людей, а  значит, могут быть изменены ими.

2) Предметом правового  регулирования составляют не  всякие волевые общественные  отношения, а лишь те, которые  возможно урегулировать правовыми  нормами.

3) К предмету правового  регулирования относятся также  волевые и поддающиеся правовому  регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиции государства и общества) в урегулировании правовыми средствами.

4) В предмет правового  регулирования включены не всякие  общественные отношения, а лишь  такие, которые могут быть урегулированы  правовым путем.

5) В предмет правового  регулирования входят лишь те  общественные отношения, которые  подпадают под действие правовых  норм.

Определение предмета земельного права (проф. Ерофеев): волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают по действие правовых норм.

Что касается метода земельного права, то, опять же, в теории права метод отрасли права рассматривается как установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия физических и юридических лиц. Метод земельного права – совокупность способов и приемов воздействия на поведение людей, которая способствует характеру и природе земли как уникального природного ресурса, необходимого всем гражданам. Для земельного права характерны два метода: императивный и диспозитивный.

Императивный  метод заключается в установлении обязанностей субъектов земельных отношения и установлении запретов. Установление обязанностей широко применяется в земельном праве. Например, обязанность предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке, обязанность соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения, и многие другие. Введенная законом обязанность для субъектов земельно-правовых отношений исключает какие-либо отклонения в ее использовании. Неисполнение обязанностей влечет за собой санкции. Установление запретов в земельном праве – это определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных отношений. Границы возможного поведения определяются таким образом, что способы, которыми субъекты земельных правоотношений осуществляют свои права, не противоречили государственным и общественным интересам. Установление границ должного поведения означает, что совершение действий, которые запрещены законом, влечет применение мер юридической ответственности (напр., административная отв-ть за самовольное строительство и др.).

Императивный  метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воли субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

Диспозитивный метод правового регулирования общественных отношений означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации им своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правого регулирования земельных отношений:

Рекомендательный  метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъекту предоставляется возможность выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от того или иного органа власти, облегчают ему выбор такого способа.

Санкционирующий метод означает, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных отношений принимает самостоятельно, но это решение принимает юридическую силу после утверждения его компетентными органами.

Делегирующий  метод выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий. Например, исключительно от воли собственника зависит передач земельного участка по наследству.

Проф. Ерофеев выделяет также специальные методы регулирования  земельных отношений

Метод договорного  регулирования земельных отношений выражается в разрешении определенных сделок с землей при обязательной государственной регистрации.

Метод обязательного  контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель путем усиления роли специальных государственных органов , придания им особых полномочий в силу того, что земля является уникальным, не воспроизводимым природным объектом.

В качестве вывода отметим, что на современном этапе прослеживается тенденция на усиление государственного вмешательства в регулирование  земельных отношений, в преобладании императивного метода над диспозитивным, ориентированности его на исполнение основной функции правового регулирования земельных отношений – обеспечение рационального земельных и других природных ресурсов.

 

  1. Основные принципы земельного законодательства.

Принципы земел. закон-ва – основополаг. идеи, определяющие содерж. и направл. прав. регул-ия земел. отн-ий.

Принципы земельного законодательства характеризуются  следующими признаками:

1) Являются руководящим  началом в нормативно-правовом  регулировании земельных отношений.

2) Среди принципов  земельного права также имеется  иерархия. Одни принципы главенствуют  над другими. Так, принцип обеспечения  благополучной экол. среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель.

3) Система принципов  динамична: по мере развития  правовой системы появляются  новые принципы, уходят в прошлое  старые.

Принципы земельного законодательства закреплены в ст.1 ЗК РФ. К ним относятся:

1) учет значения земли  как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства

производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве  и основы осуществления хозяйственной  и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте  права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны  земли как важнейшего компонента  окружающей среды и средства  производства в сельском хозяйстве  и лесном хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимого  имущества, согласно которому  владение, пользование и распоряжение  землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны  жизни и здоровья человека, согласно  которому при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан,  общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы  земельных участков и прочно  связанных с ними объектов, согласно  которому все прочно связанные  с земельными участками объекты  следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения  особо ценных земель и земель  особо охраняемых территорий, согласно  которому изменение целевого  назначения ценных земель сельскохозяйственного  назначения, земель, занятых защитными  лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования  земли, согласно которому любое  использование земли осуществляется  за плату, за исключением случаев,  установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по  целевому назначению на категории,  согласно которому правовой режим  земель определяется исходя из  их принадлежности к определенной  категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации,  собственность субъектов Российской  Федерации и собственность муниципальных  образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный  подход к установлению правового  режима земель, в соответствии  с которым при определении  их правового режима должны  учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов  общества и законных интересов  граждан, согласно которому регулирование  использования и охраны земель  осуществляется в интересах всего  общества

при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных  отношений применяется принцип  разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

При этом федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным этой статьей принципам.

Можно говорить, что существуют принципы земельного права, не отраженные в земельном законодательстве напрямую, однако применяются к земельным  отношениям. Это, в частности, общеправовые принципы. К общеправовым принципам относятся признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства, принцип законности, принцип субъективного вменения, то есть применения юридической ответственности только за виновные правонарушения и другие, принцип справедливости, принцип равной защиты государственной, муниципальной и частной форм собственности. Эти принципы закреплены в Конституции. Таким образом можно говорить о том, что принципы земельного права можно классифицировать по сфере действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и принципы правовых институтов.

Информация о работе Предмет и система земельного права