Предмет и система земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:27, контрольная работа

Описание работы

Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений, сложившихся по поводу земли земельных отношений.
Земельные отношения — это отношения между органами гос. власти, органами МСУ, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного регулирования земельных отношений.

Файлы: 1 файл

Земельное право. Тема 1.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Что касается принципов  земельного законодательства, закрепленных в ст.1 ЗК РФ, их наиболее удобно и  целесообразно классифицировать по такому основанию, как направленность, целевое назначение. По этому основании. Принципы земельного законодательства можно разделить на 4 группы:

1)Экологические  2)Социальные 3)Экономические 4)Правовые

Так, чисто экономическим  принципом является принцип платности  использования земли. К правовым принципам можно отнести принцип единства судьбы земельного участка и тесно связанных с ним объектов. На самом деле, такое деление достаточно условно. Так, принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (п.п.1 ст.1 ЗК РФ) можно рассматривать и в качестве экономического, и в качестве социального, и в качестве

 

  1. Место земельного права в правовой системе. Соотношение земельного права с другими отраслями права.

Общественные отношения  как предмет правового регулирования  весьма динамичны и подвижны, поэтому  в практике зачастую возникают проблемы вопроса о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права  от других отраслей права и определения  места его в общей системе  права России.

основные  критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.

1. От государственного  права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов; выращивания лесополос; отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

2. От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия (т. е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.

3. Отграничение гражданского  права от земельного до принятия нового ГК РФ почти не вызывало особых затруднений и состояло в том, что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.

Закрепление в новой Конституции  РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.

До принятия нового ГК РФ существовал  приоритет земел. законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском праве и существовал на протяжении десятилетий.

Гражданский кодекс РФ не только закрепил все эти нововведения, но продемонстрировал  наиболее яркий пример отхода от принципа приоритета земельного права в регулировании  земельных отношений, в него включено большое число норм, регулирующих земельные

В РФ земля и другие природные  ресурсы составляют основу жизни  и деятельности общества, именно в  этом качестве она используется и  охраняется. Следовательно, правовое регулирование  использования и охраны земли есть правовая сфера особого рода, роль которой выполняет земельное право.

Но самое главное состоит  в том, что гражданское и земельное  право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования  имущественных отношений.

Гражд. право исходит из автономии воли субъектов, недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности имущества, свободы распоряжения имуществом вплоть до его порчи и уничтожения, свободы договоров и т.п.

Автономия воли означает способность лица и имеющуюся  у него (предоставленную государством) возможность самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Из сказанного видно, что гражданско-правовой метод предполагает широкую возможность выбора между несколькими вариантами поведения в пределах, установленных законом, иными словами, диспозитивность в гражданско-правовом регулировании преобладает. Земельное же право исходит из наличия у субъекта собственности не только прав, но и обязанности рационального использования земли в соответствии с целевым назначением; нормирование количества земли в собственности, государственного контроля за использованием и охраной земель, регулирование рынка земли и т.п.

Однако если объектом гражд. отношений является имущество, неразрывно связанное с землей (здания, сооружения), либо земля (почва, грунт), отторгнутая и потерявшая природную взаимосвязь, то данные общественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования. Например, купля-продажа садовых домиков, плодово-ягодных насаждений, почвосмесей, применяемых в парниках и теплицах, регулируется нормами гражд.права.

4. Отличие финансового  права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с финансово-правовыми лишь в области, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих нерациональному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.

5. От экологического  права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли.

Если в предмет эколого-правового регулирования входят отношения, связанные с охраной вод, лесов, недр, дикой фауны и атмосферного воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК, горные, лесные, водные отношения, а также отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов и атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.

6. От аграрного  права земельное отлично тем, что предметом первого являются производственные отношения, складывающиеся в сфере производства сельскохозяйственной продукции, а земельно-правовое предписание направлено на создание надлежащих предпосылок для сельскохозяйственной эксплуатации угодий (предоставление земель в пользование, установление критериев рационального их использования, порядка выделения земельных участков для создания крестьянских хозяйств и т. д.).

Если объектом земельно-правовых отношений является только земля, то объектами аграрного права мб средства производства, с/х технологии и иные объекты, необходимые для нормального функционирования с/х предприятия.

7. От трудового  права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго – земельный распорядок.

Поскольку земельный  распорядок на предприятии реализуется  через трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно взаимосвязаны. Например, сельхозпредприятие обязано эффективно использовать свои угодья, повышая их плодородие и применяя природоохранные технологии, однако эта цель может быть достигнута через надлежаще поставленную в данном хозяйстве дисциплину, применение стимулов и других мер воздействия, предусмотренных трудовым законодательством.

Трудовым правом предусмотрены  меры ответственности за нарушение  земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.

Однако такие меры не могут применять иные лица, кроме  администрации предприятия, и процедура применения указанных мер воздействия является исключительно предметом трудового права.

выводы:

1. Земельное право  занимает самостоятельное место  в общей системе права России, его нормы регулируют специфическую  группу земельных отношений, составляющую предмет земельно-правового регулирования.

2. В силу динамичности  общественных отношений возникают  определенные трудности в отграничении  предмета земельно-правового регулирования  от предметов правового регулирования  иных отраслей российского права.

3. Критерием отграничения  предметов правового регулирования  является специфика общественных  отношений, объектом которых является  земля.

Правильное отграничение предмета земельно-правового регулирования  от предметов смежных отраслей права  является обязательной задачей формирования знаний будущих специалистов. Поэтому усвоение данного вопроса должно сопровождаться решением практических задач по наиболее типичным ситуациям, в которых затруднено определение предмета земельно-правового регулирования.

 

  1. Система земельного права.

Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

Особенная часть  земел. права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особ-ти использования земель в зав-ти от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земел. отношений. Правовые нормы институтов Особ. части закрепляют правовой режим категорий земель.

Институты Общей части включают:

право собственности  и иные вещные права на землю;

управление земельными ресурсами РФ;

права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных  участков;

правовую охрану земель;

управление в сфере  использования и охраны земель;

правовое регулирование платы за землю;

ответственность за нарушение  земельного законодательства;

Институты Особенной части включают:

правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

правовой режим земель населенных пунктов;

правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и  историко-культурного назначения;

правовой режим земель лесного фонда;

правовой режим земель водного фонда;

правовой режим земель запаса.

 

Земельное право как  отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука  и учебная дисциплина имеет трехчленное  деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

В Общей части  земельного права как отрасли  права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

В Особенной  части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

Информация о работе Предмет и система земельного права