Предмет и система земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение земельных правоотношений.
Задачами работы являются:
- изучение понятия земельные правоотношения,
- изучение видов земельных правоотношений,
- изучение объекта и субъектов земельных правоотношений.

Содержание работы

Введение 3
1.1 Система земельного права. Общая часть. 5
1.2. Система земельного права. Особенная часть. 9
2.1 Понятие и классификация принципов земельного законодательства. 13
2.2. Классификация принципов земельного права 14
2.3 Основные принципы земельного права. 16
3.1. Предмет земельного права.. 28
4.1. Метод земельного права. 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

предмет и система земельного права.doc

— 528.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что если прослеживается коллизия между нормами ГК РФ и ЗК РФ, регулирующими одно и то же земельное правоотношение, то судебные инстанции в настоящий момент исходят из общего принципа разрешения коллизии между нормативными актами: из двух законов одинаковой юридической силы применяется специальный акт, то есть в данном случае земельный закон. Кроме того, из двух актов, обладающих одинаковой юридической силой (например, федеральных законов), применяется тот из них, который был принят и вступил в действие позднее. ЗК РФ вступил в действие позднее, чем глава 17 ГК РФ в части, не связанной с землями сельскохозяйственного назначения. Следовательно, данное обстоятельство также может служить в качестве аргумента применения норм ЗК РФ.

Приведенный перечень принципов  не является исчерпывающим. Согласно п. 2 ст. 1 ЗК РФ федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст.1 ЗК РФ принципам.

 

 

3.1. Предмет  земельного права. 

 

      Итак, предметом  отрасли земельного права   является особый круг общественных  отношений по поводу земли  (земельных отношений).

            Земельные отношения — это  отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями. Регулирование земельных отношений основывается на сочетании управления использованием земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства; многообразия форм собственности на землю и другие природные ресурсы; широких правомочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в регулировании земельных отношений на своих территориях; признания равенства участников земельных отношений в защите своих прав на землю; недопустимости противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей; государственном управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.

             Участниками земельных отношений  являются Российская Федерация,  субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ.

                 Объектами земельных отношений  являются земельные участки и  права на них.       Земельное законодательство регулирует  отношения по использованию и  охране земель в Российской  Федерации как основы жизни  и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

             Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными  участками, а также по совершению  сделок с ними регулируются  гражданским законодательством,  если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ст. 3 ЗК РФ).

             При определении предмета правового   регулирования в области земельных  общественных отношений необходимо помнить следующее:

         1. В него входят лишь волевые   общественные отношения, т.е. такие,  которые зависят от воли людей   и могут быть изменены ими.

         2. Предмет правового регулирования   составляют не всякие волевые  общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами. Можно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду, хотя это зависит не только от их воли, но и от многих факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цель землеустройства — улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

         3. К предмету правового регулирования   относятся также волевые и   поддающиеся правовому регулированию  общественные отношения, которые  нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами. Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, поэтому законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.

         4. В предмет правового регулирования   включены не всякие общественные  отношения, а лишь такие, которые  могут быть урегулированы правовым путем. Эта допустимость регламентируется нормами международного права. Так, недопустимо применять российское законодательство, если оно противоречит международным договорам РФ, или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенные Конституцией РФ.

         5. Наконец, в предмет правового   регулирования входят лишь те  общественные отношения, которые  подпадают под действие правовых  норм. Например, правовой обязанностью  всех пользователей землей является  повышение плодородия почв, однако они не обязаны искусственно создавать почвенный гумус, поддерживать необходимые условия для жизнедеятельности почвенных организмов, создавать какой-то новый тепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Это все — средства, обеспечивающие предусмотренный законом уровень плодородия почв, и вопрос о том, как применять эти средства, законом не регламентируется.

              Следовательно, предметом, правового   регулирования земельного права   являются волевые общественные  отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.

             Предмет правового регулирования   можно подразделить на фактически  находящийся в сфере правового  регулирования и потенциальный.  Первый включает в себя земельные отношения, предусмотренные в действующем законодательстве; второй — те общественные отношения, которые не урегулированы законом, хотя и остро в этом нуждаются. Например, законом следовало бы урегулировать критерии мелиоративных мероприятий, пределы воздействия на окружающую среду, ответственность за последствия неправильных мелиоративных мероприятий и т.п. Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права. Земельное право имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что объектом отношений является земля.

             Для того чтобы определить  предмет земельного права, необходимо  раскрыть содержание термина   «земля». Широкое распространение  имеет понятие «земля» — поверхностный  слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, над которой осуществляется суверенитет Российской Федерации.  В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Однако объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражающиеся в земельном кадастре и документах государственной регистрации (ст. 6 ЗК РФ).

           Земельная доля (земельный пай)  — установленное законодательством,  должным образом оформленное  и зарегистрированное право собственности  гражданина на земельный участок.

             Земельный строй РФ — это  совокупность земельных отношений,  сложившихся в обществе на  основе существующих в нем  форм собственности на землю  (частной, государственной, муниципальной  и иных), и соответствующие им  формы владения, пользования и распоряжения землей. Реформирование правового регулирования земельных отношений не сняло потребности в разработке понятия «земля», а, наоборот, аккумулировало эту потребность, так как принимаемые в последнее время федеральные законодательные акты имеют в качестве обязательной вступительной части систему понятий и их определений.

 

4.1. Метод земельного права.

Под методом правового  регулирования понимается способ воздействия  правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие  методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права  – это способ регулирования общественных отношений по использованию и  охране земель в РФ как основы жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (земельные  отношения).

Земельное право не имеет  собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется  спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое  применение диспозитив-ного регулирования  земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется  право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта  права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений  рационально использовать земельные  участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом  земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию  и охране земель как основы жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (земельные  отношения).

 

 

Заключение

 

 

Содержание понятия  земельное правоотношение непосредственно  связано с определением предмета земельного  права, которое регулирует сферу земельных отношений. Правоотношения в каждой отрасли права,  являются  общественными отношениями, урегулированными нормами права. На основании этого земельные правоотношения это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством.

Земельные отношения  являются особым видом имущественных  отношений по поводу земли, и регулируются земельным законодательством. Специфика  отношений по поводу земли обусловлена  особенностями  предмета этих отношений  – земли. Данное обстоятельство отличает эти имущественные отношения от иных имущественных отношений и обуславливает публичный характер их регулирования. Земельные правоотношения являются  правовой формой  соответствующей  сферы имущественных земельных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

Информация о работе Предмет и система земельного права