Правовое регулирование использования участков лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач. Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне. Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории России. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования – естественную среду его обитания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
I Глава. Теоретические и правовые основы использования участков лесного фонда…………………………………………………………………………………
1.1. Понятие о общая характеристика лесного фонда и его земель. Категории земель лесного фонда……………………………………………………………….
1.2. Право лесопользования и правовые основы использования участков лесного фонда……………………………………………………………………………………
II Глава. Правовые формы использования земель лесного фонда…………………
2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты…………………….
2.2. Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования…………………………………………………………………………….
2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………………….
2.4. Концессия участков лесного фонда………………………………………………
III Глава. Проблемы реализации прав на использование участков лесного фонда……………………………………………………………………………………
3.1. Проблемы связанные с развитием лесных отношений…………………………
3.2. Меры повышения эффективности правового регулирования использования участков лесного фонда………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Меры повышения  эффективности правового регулирования  использования участков лесного  фонда.

 

На мой взгляд, для повышения эффективности правового регулирования использования участков лесного фонда предлагаю следующее:

1. Сформулировать понятие лесных отношений, для чего часть 1 ст.3 Лесного кодекса РФ изложить в следующей редакции: «1. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, к которым относятся отношения, складывающиеся между субъектами лесного права по поводу использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, использования лесных участков, лесных насаждений, а также прав пользования названными объектами».

2. Внести изменения в  часть 1 ст.101 ЗК РФ с целью приведения  ее в соответствие с определением  земель лесного фонда, данным в ЛК РФ. Изложить п.1 статьи 101 ЗК РФ в следующей редакции: «К землям лесного фонда в зависимости от целевого назначения расположенных на них лесов относятся земли защитных лесов, земли эксплуатационных лесов и земли резервных лесов».

3. В ст.1 ЛК РФ закрепить принципы:

- гласности и открытости  распоряжения и пользования лесом;

- учета интересов населения, проживающего на территориях, занимаемых  лесами или в непосредственной  близости от них.

4. Закрепленный в ст.1 ЛК  РФ принцип участия граждан  и общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса, конкретизировать применительно к обеспечению общественного участия в ходе перевода земель лесного фонда в земли других категорий и в процедуре передачи лесных участков в аренду, для чего пункт 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ изложить в следующей редакции: « Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Необходимым условием объявления аукциона на заключение договора аренды лесного участка защитных лесов является учет мнения населения соответствующей территории, выявляемого на общественном слушании, проводимом в порядке, установленном Правительством РФ».

5. Для предупреждения  скрытой приватизации лесов определить  перечень лесов, помимо расположенных  на землях лесного фонда, которые  могут находиться только в  государственной или муниципальной собственности, для чего дополнить часть 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ подпунктами 13) и 14) следующего содержания:

«5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

13) занятые лесами земель  обороны и безопасности, лесами  водоохранных зон, защитными лесами, зелеными зонами населенных пунктов»;

14) служащие традиционными  местами отдыха населения, сбора  даров леса для личного потребления.

6. Разработать и утвердить  в установленном порядке Положение устанавливающее основания и порядок введения ограничений использования лесов (ст.27 ЛК РФ).

7. Усилить гарантии охраны  и использования лесов по целевому  назначению в ходе перевода  земель лесного фонда в земли  других категорий, для чего федеральным законом установить ограничения перевода земель - закрепить закрытый перечень оснований перевода.

8. Установить порядок  установления ограничения пребывания  граждан в лесах (ч.5 ст.11 ЛК РФ), для чего ввести в статью 11 ЛК РФ пункт следующего содержания: «Ограничения на пребывание граждан в лесах устанавливаются органами государственной власти, органами местного самоуправления».

9. Разработать и утвердить  в установленном порядке Положение  о частичном возврате вложенных  охотопользователями средств в восстановление природных ресурсов.

10. Ограничить срок аренды 25-ю годами, для чего:

- изложить ч.3 ст.72 Лесного  кодекса РФ в следующей редакции: «Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до двадцати пяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса, - на срок от одного года до двадцати пяти лет»;

- изложить ч.5 ст.72 ЛК РФ  в следующей редакции: «Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

11. Ввести в ЛК РФ  статью, запрещающую выкуп арендуемого  лесного участка.

12. Закрепить приоритетность  традиционного пользования коренными  малочисленными народами участков  лесного фонда и ограничения  пользования этими участками  другими лесопользователями, для  чего:

- подпункт 1) части 1 ст.8 Закона  РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 №82-ФЗ предлагаю изложить в следующей редакции:

« Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

1) безвозмездно владеть  и пользоваться в местах традиционного  проживания и хозяйственной деятельности  малочисленных народов землями  различных категорий, в том числе  безвозмездно и приоритетно перед  другими лесопользователями владеть и пользоваться землями лесного фонда, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации»;

- статью 48 Лесного Кодекса  РФ предлагаю изложить в следующей  редакции: «В местах традиционного  проживания и хозяйственной деятельности  лиц, относящихся к коренным малочисленным  народам Севера, Сибири и Дальнего  Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также обеспечивается осуществление лесопользования для нужд, не связанных с традиционным природопользованием только на основании разрешений, выданных таким лесопользователям в порядке, установленном Правительством РФ».

13. Внести в ЛК РФ требование о проведении экологической экспертизы материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные, а также проектов лесоустройства.

14. Внести в статью 9 ЛК  РФ право концессии лесных  участков, а в главу 6 дополнительную  статью «Договор концессии лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

15. Разработать и утвердить  в установленном порядке Положение, устанавливающее систему экономического  стимулирования хозяйствующих субъектов  к рациональному лесопользованию и охране лесов.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что законодательство о землях лесного фонда нуждается в немедленном совершенствовании.

В первую очередь в целях совершенствования законодательства, регулирующего институт правового режима земель лесного фонда необходимо провести комплексное теоретическое исследование положений данного института: ведь только в тесной взаимосвязи положений теории и практики возможно выявить эффективность действия тех или иных правовых норм.

Во вторую очередь необходимо говорить о внесении изменений и дополнений в действующее лесное законодательство. Большой массив нормативно-правовых актов, регулирующих институт правового режима земель лесного фонда не выступает в качестве положительного момента, а лишь затрудняет практическую реализацию правовых норм. В связи с чем предлагается упростить структуру действующего законодательства. Привести раннее принятое законодательство в соответствии с ныне действующем, вместо отмененных норм Лесного кодекса принять новые нормативные акты, которые будут отвечать реалиям современности.

Следовало бы принять отдельный нормативно-правовой акт, который будет называться «Земли лесного фонда», где будут закреплены вопросы парового режима земель лесного фонда. 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, с учетом вышесказанного подведем итоги проведенному исследованию:                                                                                                          Поскольку действующее лесное и земельное законодательство не содержит четкого определения понятия «лесной фонд», то предлагается под лесным фондом понимать природно-хозяйственный объект  федеральной собственности, лесных отношений, управления, использования и воспроизводства лесов, представляющий совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в  соответствии с лесным и земельным законодательством, за исключением лесов на землях обороны и городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности, находящейся в частной собственности. Под землями лесного фонда понимаются все лесные и нелесные земли, входящие в состав лесного фонда, правовой режим которых регламентируется и ЛК РФ И ЗК РФ. Границы земель, занятых лесами каждой группы и каждой категории защитности первой группы, определяются в процессе осуществления лесоустройства в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ. Перевод земель лесного фонда в другие категории земель вправе осуществлять только Правительство РФ.

Вступивший в действие с 1 января 2007г. новый Лесной кодекс РФ, существенным образом меняет правовое регулирование как лесных отношений в целом, так и использования участков лесного фонда, затрагивает интересы органов власти всех уровней, различных групп бизнеса, населения и общества в целом, имеет принципиально важное значение для обеспечения публичных и частных интересов в природопользовании. Наряду с положительными нововведениями Кодекс изобилует формулировками, которые допускают множественное толкование, что создает основу для хаоса и дальнейшего роста коррупции в лесной отрасли. Кодекс является законом непрямого действия и для своей реализации требует принятия нескольких десятков нормативных актов, без которых большинство положений кодекса действовать просто не может. Кодекс не содержит механизмов стимулирования лесопользователей к ведению лесного хозяйства, направленного на повышение устойчивости и продуктивности лесов, достижение неистощительности лесопользования. Кодекс создает условия для роста самозахватов земель защитных лесов под застройку с соответствующими ограничениями доступа граждан в леса и нарушением экосистемных функций защитных лесов в густонаселенных районах России. Кодекс (а точнее - закон о его введении) ликвидирует государственную экологическую экспертизу любых материалов, связанных с проектированием лесопользования и лесного хозяйства, а также общественных слушаний по этим материалам. 

При передаче лесопользования другому лицу мы выделили три таких случая. Во-первых, передача лесопользователем своего права лесопользования другому лицу, не являющемуся его правопреемником. Это возможно при соблюдении ряда условий: а) в случаях и на условиях, предусмотренных лесным; б) только с согласия собственника лесного участка; в) согласно договору между лесопользователем, передающим права пользования, и новым лесопользователем, получающим эти права по договору. Все это осуществляется в соответствии с лесным и гражданским законодательством. Во-вторых, переход в случае смерти гражданина-лесопользователя принадлежащего ему права лесопользования в порядке наследования к другому лицу (наследнику) в соответствии с завещанием или законом на основании гражданского законодательства, законодательства о наследовании. В-третьих, переход от лесопользователя - юридического лица принадлежащего ему права лесопользования к другому вновь возникшему реорганизованному юридическому лицу - правопреемнику. Реорганизация юридических лиц (объединение, разъединение, прекращение) осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Практика показала, что ряд перечисленных в ст.130 ГК РФ объектов не отвечает критериям недвижимости и по этой причине должен быть исключен из статьи. Речь идет о лесах и многолетних насаждениях. В обоих случаях недвижимостью являются не сами леса и многолетние насаждения, а те земельные участки, на которых они расположены. Так, в соответствии со ст.7 Лесного кодекса к лесному фонду относятся все леса, за исключением расположенных на землях обороны и населенных пунктов (поселений), а также земель лесного фонда, не покрытых растительностью, в т.ч. лесной.

Возможное исключение указанных объектов из разряда недвижимости не будет означать, что земли лесного фонда и земли, занятые многолетними насаждениями, перестанут считаться недвижимостью. Как и другие земельные участки, они в соответствии со ст.130 ГК РФ являются недвижимостью в силу естественных свойств. В связи с чем считаем необходимым урегулировать в Лесном кодексе РФ термины лес, лесной фонд, земли лесного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

Библиграфический список.

 

Научная и учебная литература:

  1. Комментарий к Земельному кодексу / Рук. авт. коллектива М.В.Бархатов. М., 2002. С.202.
  2. Боголюбов С.А. Совершенствование лесного законодательства России // Законодательство и экономика. 2004. № 5. С. 22.
  3. Комментарий к Лесному кодексу российской Федерации / Под ред. С.А.Боголюбова. М., 1997. С.58.
  4. .И.Васильева // Журнал российского права- 2007.-№1.- С.34-40.
  5. Правовое регулирование лесных отношений в новом лесном кодексе РФ /М.И.Васильева // Журнал российского права - 2007.-№1.- С.34-40.
  6. А.В.Дегтев // Право и экономика- 2005.-№8.- С.38-41.
  7. Понятие леса и лесного участка в новом лесном кодексе Российской Федерации /О.А.Зиновьева // Журнал российского права - 2007.-№4.- С.33-35.
  8. М.Ю.Тихомиров // Право и экономика - 2007.-№2.- С.36-38.
  9. Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона /М.Ю.Тихомиров // Право и экономика - 2007.-№2.- С.36-38.
  10. Учебное пособие под.ред. В.И. Ресина,М. МГИУ 1999г. 384с.Экономика недвижемости.
  11. Русев Р.К. Энциклопедия юриста. 2005.
  12. В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов, Д.В. Литвинов. Земельное право, учебник, М.2010г.

Информация о работе Правовое регулирование использования участков лесного фонда