Правовое регулирование использования участков лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач. Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне. Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории России. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования – естественную среду его обитания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
I Глава. Теоретические и правовые основы использования участков лесного фонда…………………………………………………………………………………
1.1. Понятие о общая характеристика лесного фонда и его земель. Категории земель лесного фонда……………………………………………………………….
1.2. Право лесопользования и правовые основы использования участков лесного фонда……………………………………………………………………………………
II Глава. Правовые формы использования земель лесного фонда…………………
2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты…………………….
2.2. Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования…………………………………………………………………………….
2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………………….
2.4. Концессия участков лесного фонда………………………………………………
III Глава. Проблемы реализации прав на использование участков лесного фонда……………………………………………………………………………………
3.1. Проблемы связанные с развитием лесных отношений…………………………
3.2. Меры повышения эффективности правового регулирования использования участков лесного фонда………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие виды нарушений при использовании лесов:

- самовольное занятие  лесных участков или использование  указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства  складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без  специальных разрешений на использование указанных участков (ст.7.9.);

- самовольная переуступка  права пользования землей, недрами, лесным участком или водным  объектом, самовольная переуступка  права пользования лесным участком, а равно самовольный обмен  лесного участка (ст.7.10);

- нарушение правил заготовки древесины;

- нарушение порядка проведения  рубок лесных насаждений;

- нарушение правил заготовки  живицы, заготовки пригодных для  употребления в пищу лесных  ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки  и сбора недревесных лесных ресурсов;

- использование лесов  с нарушением условий договора  аренды лесного участка, договора  купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного  пользования лесным участком, иных  документов, на основании которых  предоставляются лесные участки (ст.8.25.);

- лесами, правил лесного  семеноводства (ст.8.27.);

- незаконная рубка, повреждение  лесных насаждений или самовольное  выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст.8.28.);

- уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (8.30.);

- нарушение правил санитарной  безопасности в лесах;

- загрязнение лесов сточными  водами, химическими, радиоактивными  и другими вредными веществами, отходами производства и потребления  и (или) иное негативное воздействие  на леса (ст.8.31.);

- нарушение правил пожарной  безопасности в лесах (ст.8.32.).

Нарушения должностных в сфере предоставления лесных участков:

- нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам земельных  участков, а равно порядка предоставления  лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков в водоохранных зонах (ст.8.12.);

- нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам лесов  для их использования, нарушение  порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков (ст.8.24.).

Что касается видов административной ответственности, то мерой взыскания является штраф. При этом в большинстве случаев он ограничивается для лесопользователей физических лиц - 1000 рублей, для должностных лиц - 2000 рублей, а для юридических лиц - 20000 рублей. Максимальный размер наказания предусмотрен за нарушение правил пожарной безопасности в лесах - штраф до 30000 рублей Кодек РФ об административных правонарушениях.17

На практике имеют место злоупотребления административных органов при применении к хозяйствующим субъектам мер административной ответственности за нарушения лесного законодательства. Например, Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа оставил без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было удовлетворено заявление индивидуального предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления Таштыпского лесхоза №1 о наложении административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.8.26 КоАП РФ (побочное лесопользование без лесорубочного билета). Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа указал, что индивидуальный предприниматель, осуществлявший закупку папоротника у населения, не осуществлял лесопользование, поскольку указанный вид деятельности не включен в действовавший на момент привлечения предпринимателя к административной ответственности перечень дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде РФ, а значит получения лесорубочного билета не требовалось.18

Таким образом, с учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы по главе:

Поскольку действующее лесное и земельное законодательство не содержит четкого определения понятия «лесной фонд», то предлагается под лесным фондом понимать природно-хозяйственный объект  федеральной собственности, лесных отношений, управления, использования и воспроизводства лесов, представляющий совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в  соответствии с лесным и земельным законодательством, за исключением лесов на землях обороны и городских поселений, а также древесно-кустарниковой растительности, находящейся в частной собственности.

Под землями лесного фонда понимаются все лесные и нелесные земли, входящие в состав лесного фонда, правовой режим которых регламентируется и ЛК РФ И ЗК РФ.

Границы земель, занятых лесами каждой группы и каждой категории защитности первой группы, определяются в процессе осуществления лесоустройства в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ.

Перевод земель лесного фонда в другие категории земель вправе осуществлять только Правительство РФ.

 

 

 

ГЛАВА II. Правовые формы использования земель лесного фонда.

2.1. Право собственности  на земли лесного фонда, сервитуты.

 

Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда, границы которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Р.Ф.

Как предусмотрено ст.5 Лесного кодекса Р.Ф., отношения в области использования и охраны земель лесного регулируются лесным и земельным законодательством Р.Ф. В структуре земель лесного фонда среди нелесных земель выделяются сельскохозяйственные угодья. Виды сельскохозяйственных  угодий, расположенных в границах земельного фонда лесов, ничем не отличаются от видов сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В лесном фонде сельскохозяйственные угодья использовались и используются для сельскохозяйственного производства. Статья 80 ЛК и побочному лесопользованию относит виды деятельности, которые можно признать сельскохозяйственным производством (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек).

Правоудостоверяющими документами на участок лесного фонда являются:

- зарегистрированный учреждением  юстиции (государственной регистрационной  палатой) договор аренды участка  лесного фонда;

- зарегистрированный учреждением  юстиции (государственной регистрационной  палатой) договор безвозмездного  пользования участком лесного фонда;

- зарегистрированный учреждением  юстиции (государственной регистрационной  палатой) договор концессии участка  лесного фонда;

- протокол о результатах  лесного аукциона, имеющий силу  договора и не нуждающийся  в государственной регистрации.

Кроме того, лесопользователи в установленных случаях для реализации полученного права лесопользования обязаны получать также лесорубочный билет, ордер или лесной билет.

ЛК РФ 1997г. закреплял нахождение лесного фонда и расположенных на землях обороны лесов в федеральной собственности. Положение о том, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, установлено в п.1 ст.8 действующего ЛК РФ и ст.3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ». Статья 10 указанного Закона предусматривает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно п.п.2 п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Это означает, что указанные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст.ст.129, 260 ГК РФ) Гражданский Кодекс РФ Часть первая.19

Не предоставление находящихся в федеральной собственности участков лесного фонда в частную собственность подтверждается также судебной практикой. Так, Федеральный Арбитражный Суд Дальневосточного округа Постановлением от 10.04.2007 оставил в силе решение Арбитражного суда Приморского края, которым Арбитражный суд признал ничтожным в соответствии со ст.168 ГК РФ договор купли-продажи индивидуальному предпринимателю земельного участка, расположенного в границах округа санитарной охраны курорта Шмаковка Приморского края. С учетом положений ст.ст. 94, 96 ЗК РФ, ст.31 Закона РФ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» этот участок входит в состав земель, отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий, которые ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность.20

И хотя М.Ю. Тихомиров одним из положительных моментов нового Лесного Кодекса РФ называет установление федеральной собственности на лесные участки земель лесного фонда. Основные новеллы лесного закона, из текста ЛК РФ следует, что право частной собственности на лесные участки из земель лесного фонда вовсе не исключено.21

Во-первых, лесной участок из состава земель лесного фонда может быть приватизирован в два шага, по мере изменения его целевого назначения и перевода в иную категорию земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений перевода земель лесного фонда в земли других категорий.

Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст.624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков - а такого запрета нет - в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом лесном кодексе РФ.22

Подобная скрытая приватизация лесов в пределах земель лесного фонда возможна при условии изменения целевого назначения участка (категории земель). Для предупреждения подобных ситуаций необходимо сформулировать некоторые ограничения частной собственности на леса. Во-первых, определить перечень лесов, помимо расположенных на землях лесного фонда, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. К таковым отнести, дополнив пункт 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ подпунктом 14) следующего содержания:

«5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:                            14) занятые лесами земель обороны и безопасности, лесами водоохранных зон, защитными лесами, зелеными зонами населенных пунктов».

Во-вторых, в законе должны быть названы конкретные виды лесопользования, для которых лесные участки могут предоставляться в частную собственность.                                                                                                               В-третьих, могут быть введены лесохозяйственные ограничения частной собственности - например, изъятие лесного участка в случае его нецелевого использования (сведения на нем леса в целях застройки), запрещение возведения строений в защитных лесах, расположенных в водоохранных зонах и вокруг городов. В-четвертых, может иметь место запрет на приватизацию лесных участков, служащих традиционными местами отдыха населения, сбора даров леса для личного потребления. В-пятых, общественные интересы в лесопользовании могут быть защищены возможностью установления публично-правовых (сервитутного характера) обременений частных лесных участков.

Сервитут - право ограниченного пользования чужим лесным участком назван в ст.9 Лесного Кодекса РФ наряду с правом аренды, правом постоянного (бессрочного) пользования и правом безвозмездного срочного пользования лесным участком. Поскольку другие статьи ЛК РФ не предусматривают специальных норм о сервитуте на лесной участок, посмотрим, какие нормы гражданского и земельного законодательства применимы к сервитуту на лесной участок земель лесного фонда.

Право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут) предусмотрено ст.ст.274-277 ГК РФ.

Объектом сервитута может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и иной земельный участок (фактическое пользование которым возможно и необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования которыми и устанавливается сервитут (п.1 ст.274 ГК РФ). Законодательство различает частные и публичные сервитуты.23

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.24

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним .25 В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст.274 ГК РФ). Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Информация о работе Правовое регулирование использования участков лесного фонда