Права и обязанности фермера по использованию земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Крестьянские (фермерские) хозяйства представляют собой новый уклад, созданный в России в начале 90-х годов XX века, имеющий особое социально-экономическое значение. Именно на крестьянские (фермерские) хозяйства возлагались основные надежды государства по восстановлению сельскохозяйственного производства в России. Однако из 253,1 тыс. зарегистрированных крестьянских хозяйств только 49,8% являются работающими1 .В 2009 году крестьянскими хозяйствами произведено только 7,7 процентов сельскохозяйственной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства2. Сложившаяся ситуация свидетельствует, в том числе, и о проблемах правового регулирования их деятельности .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1. Понятие крестьянское (фермерское) хозяйство…………….………..5
1.2.Крестьянское хозяйство в аграрной системе………………………10
2. Создание фермерское хозяйства …………………………………..…16
2.1 Правила регистрации на получение земли……………………..….18
3. Права и обязанности фермера по использованию земли …………..23
3.1 Аренда земли …………………………………………………………..27
3.2 Плата за землю ………………………………………………………...32
3.3.Прекращение деятельности крестьянского хозяйства …………….36
Список литературы ………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 67.06 Кб (Скачать файл)

Обратимся к примерам из жизни. В деревне  Караево (Московская область, Ногинский  район) фермер В.С.Куликов имеет 5,6 га земли, 3 коровы, 4 теленка, 6 поросят, планирует  и дальше развивать животноводство, точнее, свиноводство, но пока у него нет финансовых возможностей. Н.П.Капустин (Астраханская область) получил 3 млн.руб. в кредит, купил за 2,5 млн. комбайн, хочет приобрести грузовой автомобиль. И все. Кредитов больше нет, а покупать надо еще очень многое. Подобных примеров множество. По данным статистики, в России на сто крестьянских хозяйств приходится в среднем 55 тракторов, 23 автомобиля, 11 зерноуборочных комбайнов. Более половины фермеров не обеспечены водопроводом, одна треть - электроэнергией, 40 % не имеют нормальных подъездных дорог. В среднем на одно хозяйство приходится 4 головы крупного рогатого скота.

К сказанному нужно добавить следующее: цены на сельхозтехнику были государством отпущены и возросли в 13-17 раз (это только за один год), а  закупочные цены на сельхозпродукцию до сих пор им жестко регулируются и повысились только в 4-6 раз.

В Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2)13 говорится, что государство должно способствовать развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов. Какие же это рычаги? Поскольку подробно о них будет сказано дальше, просто перечислим их: во-первых, процентные ставки по ссудам и вкладам; во-вторых, налоги; в-третьих, цены и ценообразование; в четвертых, целевые программы, субсидии, экономические санкции.

Так как  Закон принимался более двух лет  назад, в нем трудно было заранее  предусмотреть все экономические  методы содействия фермерским хозяйствам. В соответствии с последующим, да и более ранним законодательством  приведенный перечень можно было бы расширить, указав, например, на приобретенное  обеспечение фермеров техникой и  другими материально-техническими средствами, совершенствование контрактной  системы, встречную продажу техники, других промышленных товаров за продаваемую  сельхозпродукцию, участие фермеров в рыночных структурах - акционерных  обществах, биржах, банках и т.д.

Государство содействует развитию крестьянских хозяйств через свои органы. Так, Комитет  по земельным ресурсам и землеустройству  и его органы на местах осуществляет мероприятия, связанные с регулированием земельных отношений (учет земель, ведение  кадастра и мониторинга земель, землеустройство). Он производит государственный контроль за использованием и охраной земель, выявляет случаи нарушения земельного законодательства, привлекает нарушителей  к ответственности. Вся эта деятельность непосредственно касается крестьянских хозяйств. Комитет ведет большую  разъяснительную работу, дает ответы на многочисленные запросы фермеров. Его инструкции и другие акты оказывают  фермерам практическую помощь в вопросах организации земельной территории, ее использования.

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия и его органы участвуют в разработке и осуществлении целевых программ развития сельского хозяйства, в  том числе фермерства, в реорганизации  колхозов и выделяют (вместе с АККОР) финансовые, кредитные и материально-технические  средства. Регулирующая и разъяснительная  работа Министерства, ответы на запросы  фермеров также играют существенную роль.

Указом  Президента России "Об организационных  мерах по проведению земельной и  агропромышленной реформы в Российской Федерации" от 27 июня 1992 года создан специальный государственный орган - Федеральный центр земельной  и агропромышленной реформы. При  Центре образован Международный  финансовый фонд земельной и агропромышленной реформы, а также совещательный орган. На Центр возложены разработка и осуществление всех коренных мероприятий по проведению земельной и агропромышленной реформы, их научное обоснование, определение направлений и приоритетов развития, выработка целевых программ, совершенствование законодательства. Центр без применения административно-командных методов осуществляет функции руководства сельским хозяйством, всеми АПК, включая крестьянские хозяйства, содействует, в том числе финансовыми (с участием иностранных инвестиций), материально-техническими и организационными методами, развитию всех форм собственности и хозяйствования. При Центре создаются различные рыночные структуры - объединения, биржи, брокерские конторы, торговые дома, банки, ассоциации и др., в которых добровольно могут участвовать сельхозпредприятия и крестьянские хозяйства. Он оказывает содействие правительству, всем центральным, республиканским, краевым, областным местным органам власти и управления в проведении реформ и развитии фермерства. Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст.2)14 закрепляется равноправие фермеров в их взаимоотношениях с государством, другими предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. И государство гарантирует это равноправие. Последнее заключается прежде всего в том, что не допускается вмешательство государственных, общественных, кооперативных органов в хозяйственную и иную деятельность фермера. Он самостоятельно определяет направления развития и специализацию хозяйства, севообороты, виды и отрасли животноводства, решает, какие договоры и с кем заключать, как и где реализовать произведенную продукцию и т.п. Но в Законе имеется важная оговорка: вмешательство не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства. Имеются в виду нормы земельного, экологического, финансового законодательства, законодательство о собственности, предприятиях, противопожарные, санитарные нормы и т.п. При их несоблюдении соответствующие государственные органы (например, пожарные, санитарные, финансовые инспекции и др.) вправе вмешиваться в деятельность фермера, давать ему предписания и указания, налагать штрафы, привлекать к ответственности, установленной законодательством. Естественно, они обладают и контрольными функциями.

Если  в результате неправильного вмешательства  государственных и других органов  в деятельность фермера нарушены его права и при этом причинены  убытки, в том числе имеется  упущенная выгода, ущерб возмещается  ему за счет виновных органов. Споры  по таким вопросам разрешаются судом.

Правда, подобная практика еще недостаточно сложилась, но можно дать некоторые  рекомендации. Например, если фермеру  в результате вынесенного решения  или предпринятого действия не дали вывезти и продать на рынке  выращенную им сельхозпродукцию и он понес убытки, они могут быть взысканы с органов или должностных  лиц, запретивших продажу. Или же такая ситуация. Часть к "непокорным" фермерам применяют меры "убеждения" в виде перекрытия водопроводов, отключения электроэнергии и пр. Если по этой причине  он понес убытки, они могут быть взысканы с органов или должностных  лиц, давших соответствующее распоряжение. В таких случаях фермеру следует  обратиться в суд или арбитражный  суд с исковым заявлением, в  котором он должен указать характер и размер убытков вместе с упущенной  выгодой, назвать причинителей убытков. Заявление должно содержать просьбу  создать комиссию по определению  убытков. Если фермер не согласен с  решением суда ил арбитража, он может  обжаловать его в вышестоящем  суде или арбитражном суде. Кроме  того, фермеру возмещаются за счет виновных юридических или физических лиц все другие убытки, например, при незаконном изъятии земли  и имущества, порче, уничтожении  техники и т.д. Они взыскиваются судом по заявлению потерпевшего. Их размер также определяется судом  либо арбитражным судом.

В соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве отношения фермера  с предприятиями, организациями, гражданами, с государственными органами управления строятся на основе договоров. Данное положение также является очень важным. Договор подчеркивает самостоятельность сторон, дисциплинирует их, а в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения предусматривает имущественные санкции - пени, неустойки, штрафы и др. Законодательством (основами гражданского законодательства) предусмотрено около 20 типов договоров - как обычных (купли-продажи, дарения, мены, займа и др.), так и специальных (договоры на материально-техническое обеспечение, производственно-техническое обслуживание, реализацию сельхозпродукции, кредитование, залог земель и др.). Фермер может по своему усмотрению выбирать партнеров и вид договора. В этом отношении у него большие возможности. важно только правильно составить договор, не упустив важные моменты, для чего целесообразно прибегнуть к помощи юриста. в договоре необходимо предусмотреть меры взаимной имущественной ответственности сторон, иначе их права не смогут быть защищены в суде или арбитраже.

Фермер  по своему усмотрению может продавать  или приобретать имущество за наличный расчет или открыть счет в учреждении любого банка.

2.Создание фермерского хозяйства

Порядок создания крестьянского хозяйства установлен ст.415 Закона. Право на его создание имеет гражданин, достигший 18-летнего возраста. Преимуществом пользуются граждане, имеющие сельскохозяйственное образование или опыт работы на селе. Но хозяйство могут образовывать и другие граждане, например, демобилизованные военнослужащие, горожане.

Первое  действие, которое для этого необходимо предпринять, - подача заявления в  местную администрацию с указанием  состава семьи или группы граждан, желающих образовать хозяйство. Администрация  обязана рассмотреть заявление  в месячный срок. Отказ может быть обжалован в суде. Законодательство не дает четкого ответа на вопрос, нужен  или не нужен устав крестьянского  хозяйства. Многие его требуют, хотя в Законе о крестьянском хозяйстве  представление устава не предусмотрено.

Если  крестьянское хозяйство создается  при выходе лица из колхоза будущий  фермер должен подать заявление в  правление колхоза (в администрацию). Согласия трудового коллектива при  этом не требуется. Это заявление  также должно быть рассмотрено в  месячный срок. За задержку виновные лица могут быть оштрафованы. В случае возникновения спора он разрешается  судом. Вышедший из колхоза получает земельную долю и имущественный  пай. По возможности имущество предоставляется  в натуре, если такой возможности  нет - в денежном выражении.

Земельная доля выделяется по решению общего собрания в равной части на каждого  работающего в колхозе в том  числе в социальной сфере (врачи, учителя, связисты, работники общепита, культуры и др.), без учета стажа  работы в нем и трудового вклада. Имущественный пай получают работающие в колхозе за исключением работников социальной сферы.

Возникновение крестьянского хозяйства связано  лишь с волей образующих его субъектов. Государство или иные субъекты не вправе заставить кого-либо создать хозяйство. В Законе говорится о единственной форме образования хозяйства - по инициативе его главы. Не упоминаются такие пути, как выделение одного крестьянского хозяйства из другого, разделение хозяйство. Это не значит, что новые хозяйства не могут возникать таким способом. Просто в законодательстве такие формы не установлены. Наиболее подробно урегулирован механизм создания крестьянских хозяйств при выходе из колхозов.

Установленный в Законе порядок регистрации  крестьянского хозяйства не означает, что государство выступает только в роли регистратора. В лице местных  органов власти оно решает вопрос о законности образования хозяйства, предъявляет определенные требования к квалификации его главы, вправе отказать в создании хозяйства лицам  без достаточной подготовки или  имеющим плохую репутацию.

Законная  деятельность крестьянского хозяйства  начинается с момента его регистрации. До этого все действия его главы  в отношениях с другими субъектами законными не являются.

Отказ в  регистрации возможен только на основаниях, установленных в Законе. Решение  об отказе может быть обжаловано в  судебном порядке. Если в результате незаконного отказа крестьянское хозяйство  понесло убытки, оно вправе, взыскать их через суд. Такая мера предусмотрена  в Законе о предприятиях и предпринимательской  деятельности (п.2 ст.35).

В заявлении  на получение земли должны быть указаны  площадь участка, состав угодий в  нем, желательно - форма приобретения, а также местоположение испрашиваемого участка. В краткой форме следует  экономически обосновать размеры и  состав испрашиваемых земель с учетом предполагаемого направления деятельности хозяйства, отразить будущий его  состав.

2.1 Правила  регистрации на получение земли

Как уже говорилось, согласно ст.4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве право на создание хозяйства и на получение  земельного участка для этих целей  имеет каждый дееспособный гражданин, достигший 18 лет, который может выполнять  обязанности, установленные законодательством.

Выбор претендента  на создание крестьянского хозяйства  осуществляет местная администрация, в ведении которого находится земельный участок, при этом соблюдая преимущественное право того или иного гражданина. Для выявления достойного претендента образуется конкурсная комиссия. Окончательное решение о предоставлении земли выносит местная администрация. Оно может быть обжаловано в народном суде, который, не подменяя местной администрации, проверяет обоснованность решения по данному крестьянскому хозяйству: соблюдены ли условия конкурса, учтено ли преимущественное право на получение земельного участка, соответствуют ли его размеры и качество предполагаемой деятельности и т.п. Если решение администрации признается народным судом незаконным, вопрос о предоставлении участка данному хозяйству будет рассматриваться повторно, но решение суда подлежит исполнению (ст.33 ЗК РФ)16.

Гражданин сам определяет, просить ему земельный  участок в собственность, пожизненное  наследуемое владение или аренду, так как право выбора формы  землепользования, согласно ст.58 Земельного кодекса, принадлежит ему. Если он желает получить землю, допустим, на праве  собственности, а ему предоставляют  иной режим землепользования (владение, аренду), он может опять-таки обратиться в народный суд, а тот, в свою очередь, обязан отменить это решение Не всегда люди, получившие землю и продуктивно  ее использующие, по закону являются фермерами. Это касается, в частности, тех, кому земельный участок предоставлен колхозом по договору. чтобы стать  полноправным фермером, необходимо земельный  участок изъять у прежнего пользователя, в данном случае у колхоза и  приобрести его в установленном земельным законодательством порядке. Для этого требуется решение не колхоза а районной (городской) администрации. Только она может продавать и предоставлять землю фермерам в собственность, передавать ее в пожизненное наследуемое владение, в аренду. Сельские и поселковые и их администрация обладают правом лишь в отношении земель, переданных в их непосредственное владение (ст.23 Земельного кодекса России17 и ст.51 Закона о местном самоуправлении18).

Информация о работе Права и обязанности фермера по использованию земли