Права и обязанности фермера по использованию земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Крестьянские (фермерские) хозяйства представляют собой новый уклад, созданный в России в начале 90-х годов XX века, имеющий особое социально-экономическое значение. Именно на крестьянские (фермерские) хозяйства возлагались основные надежды государства по восстановлению сельскохозяйственного производства в России. Однако из 253,1 тыс. зарегистрированных крестьянских хозяйств только 49,8% являются работающими1 .В 2009 году крестьянскими хозяйствами произведено только 7,7 процентов сельскохозяйственной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства2. Сложившаяся ситуация свидетельствует, в том числе, и о проблемах правового регулирования их деятельности .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1. Понятие крестьянское (фермерское) хозяйство…………….………..5
1.2.Крестьянское хозяйство в аграрной системе………………………10
2. Создание фермерское хозяйства …………………………………..…16
2.1 Правила регистрации на получение земли……………………..….18
3. Права и обязанности фермера по использованию земли …………..23
3.1 Аренда земли …………………………………………………………..27
3.2 Плата за землю ………………………………………………………...32
3.3.Прекращение деятельности крестьянского хозяйства …………….36
Список литературы ………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 67.06 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение……………………………………………………………………2

1. Понятие крестьянское (фермерское) хозяйство…………….………..5

1.2.Крестьянское  хозяйство в аграрной системе………………………10

2. Создание фермерское хозяйства …………………………………..…16

2.1 Правила  регистрации на получение земли……………………..….18

3. Права и обязанности фермера по использованию земли …………..23

3.1 Аренда земли …………………………………………………………..27

3.2 Плата за землю ………………………………………………………...32

3.3.Прекращение деятельности крестьянского хозяйства …………….36

Список  литературы ………………………………………………………38

Введение

В основе правового регулирования деятельности крестьянского хозяйства в настоящее  время лежит упомянутое положение  о том, что глава хозяйства  является предпринимателем и на крестьянские хозяйства распространяется законодательство об индивидуальном и малом предпринимательстве.

Крестьянские (фермерские) хозяйства представляют собой новый уклад, созданный  в России в начале 90-х годов XX века, имеющий особое социально-экономическое  значение. Именно на крестьянские (фермерские) хозяйства возлагались основные надежды государства по восстановлению сельскохозяйственного производства в России. Однако из 253,1 тыс. зарегистрированных крестьянских хозяйств только 49,8% являются работающими1 .В 2009 году крестьянскими хозяйствами произведено только 7,7 процентов сельскохозяйственной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства2. Сложившаяся ситуация свидетельствует, в том числе, и о проблемах правового регулирования их деятельности .

Закон РСФСР  от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон  № 348-1)3, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ)4противоречиво и непоследовательно урегулировали правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства, вследствие чего сущность крестьянского (фермерского) хозяйства «размывается». В связи с этим представляется необходимым выявление существенных признаков (критериев) крестьянского (фермерского) хозяйства, определяющих его правовой статус и особое социально-экономическое значение, анализ законодательства, регулирующего, деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, разработка предложений его совершенствованию.

Правовая  основа таких крестьянских хозяйств утратила силу, а с формально-юридической  точки зрения они стали нелегитными с 01 января 2013 года. Возникает необходимость приведения их правового положения в соответствие с действующим законодательством. Практика перерегистрации

 Крестьянских  хозяйств, созданных на основании Закона № 348-1, свидетельствует о существенных проблемах, требующих законодательного решения.

Урегулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств недопустимо без учета современных тенденций развития аграрного сектора экономики, в частности, таких, как интеграция, укрупнение субъектов хозяйствования. Практика показывает, что в действительности в настоящее время в целях сохранения жизнеспособности крестьянские хозяйства вынуждены неформально объединяться с другими крестьянскими хозяйствами без должного юридического оформления, что ставит их в незащищенное правовое положение. Это обуславливает необходимость ускоренного принятия новых нормативных правовых актов.

Все вышесказанное  обосновывает актуальность выбранной темы в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Целью данной работы является изучение правового регулирования деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Работа  состоит из ведения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 39 страниц.

  1. Понятие крестьянское (фермерское) хозяйство

Ответить  на первый, казалось бы простой, вопрос довольно сложно. во-первых, почему это  хозяйство носит двойное название? Дело в том, что при принятии Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве  подчеркивалось, что понятие "крестьянское хозяйство" употреблено, поскольку  речь идет о хозяйстве, связанном  с традиционным укладом, привычным  для российского крестьянина. Однако словом "фермерское" подчеркивается, что имеется в виду современное  индустриальное сельскохозяйственное производство. кроме того, это слово  отграничивает такое хозяйство  от других, смежных с ним, например, от личного подсобного хозяйства  колхозников, работников и других граждан  на селе.

Личное  хозяйство называется подсобным  потому, что его члены основной доход получают от общественного  производства, а от личного - дополнительный. Правда, эта грань в условиях перехода к рыночным отношениям, разгосударствления собственности и приватизации постепенно стирается. Личное хозяйство, как и  крестьянское, стало частным. Кроме  того, теперь нет смысла делить доходы на общественные основные и личные дополнительные. Далее, подсобные хозяйства  становятся крупнее, под них отводится  больше земли (в некоторых регионах их территории достигают 4-5 га), расширяется  их самостоятельность. Во всем этом видится  тенденция постепенного превращения  части личных хозяйств в крестьянские (фермерские). Отсюда проистекает, что  слово "подсобное" сейчас теряет смысл. В настоящее время разрабатывается  новый проект закона о личных хозяйствах граждан, где предлагается условно  именовать такое хозяйство приусадебным5. Условно - потому что не всегда оно находится "при усадьбе", часто его члены проживают и в многоквартирных домах, отдаленных от участка, но при этом обрабатывают его.

Крестьянское (фермерское) хозяйство может создаваться  одним человеком, семьей, либо группой  лиц (ст.1 Закона)6. Это могут быть бывшие колхозники или работники и других сельскохозяйственных предприятий, вышедшие из них для ведения хозяйства индивидуально, семьей или группой лиц, а также граждане, таковыми не являющиеся. Фермерами могут стать горожане, бывшие военнослужащие. Таким образом, Закон устанавливает широкий круг граждан, которые вправе вести крестьянское хозяйство.

Фермерское  хозяйство - самостоятельный хозяйствующий  субъект (ст.1). Это означает, что оно  является специфичной формой свободного предпринимательства, основанного  на принципах экономической выгоды. Предпринимательская деятельность, в соответствии с Законом о  предприятиях и предпринимательской  деятельности, представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан  и их объединений, направленную на получение  прибыли, осуществляемую ими на свой риск и со своей имущественной  ответственностью (ст.1). Форма осуществления  предпринимательской деятельности - предприятие (ст.4 того же Закона)7, выступающее самостоятельным хозяйствующим субъектом, каковым и является крестьянское хозяйство. Но прежде всего его цель, конечно, - производство. В ст.1 Закона о крестьянском хозяйстве сказано, что оно осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования принадлежащего ему имущества и земельного участка.

Крестьянское  хозяйство - собственник принадлежащего ему имущества. Его собственность  выступает как частная. Это может  быть индивидуальная и общая (коллективная) собственность, долевая или совместная (ст.8 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности)8. Владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляется всеми собственниками по их взаимному согласию (ст.14 и 15 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве)9. Отсюда следует, что общая собственность крестьянского хозяйства есть его собственное имущество, на чем зиждется его самостоятельность.

Членами крестьянского хозяйства являются все трудоспособные члены семьи, если хозяйство семейное, либо все  трудоспособные граждане, совместно  его ведущие. Членство в хозяйстве  добровольное. Любой член хозяйства  может из него выйти. При этом соблюдается  принцип неделимости земельного участка. Выходящему выдается денежная стоимость имущественного и земельного пая. Сказанное свидетельствует  о том, что крестьянское хозяйство - это организационно оформленный  коллектив, связанный общим имуществом.

Все члены  хозяйства самостоятельно и по совместному  согласию ведут дела, распределяют доходы, реализуют продукцию. Если в  хозяйстве один человек, он же является и его главой. В семейных и групповых  хозяйствах глава выбирается всеми  членами. Обычно это происходит по договоренности, но, разумеется, данный вопрос может  решаться и большинством голосов.

Главой  крестьянского хозяйства может  быть любое дееспособное лицо, состоящее  в данном хозяйстве, очевидно, трудоспособное. Нетрудоспособный вряд ли может успешно  осуществлять соответствующие функции, поэтому в практике таких случаев  не встречается. Не обязательно главой должен быть старший по возрасту (отец, старший брат и др.). Важно, чтобы  он наилучшим образом справлялся со своими функциями, будучи спецалистом в сельском хозяйстве, опытным экономистом и др. Обычно данный вопрос именно таким образом и решается.

Каковы  же функции главы крестьянского  хозяйства? Он организует его работу, управляет делами, вносит предложения  о направлениях деятельности и т.д. Это что касается его внутренних функций. Вместе с тем он представляет интересы хозяйства в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами, государственными органами, представляет на регистрацию устав, выступает  в суде или арбитраже, заключает  договоры и т.п. Глава действует  в соответствии с решением членов хозяйства, в их интересах, следовательно, специальной доверенности от их имени  не требуется. Если в результате предпринятых им законных шагов наступают неблагоприятные  последствия (причиняется ущерб), ответственность  несут все члены хозяйства.

В ст.110 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве сказано, что оно является "самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица". Попробуем разобраться, что это означает.

В соответствии со ст.48 Гражданского Кодекса РФ юридическим  лицом признается организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде11.. В соответствии (ст 52 ГК. РФ ) Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

 

В Законе о предприятиях и предпринимательской  деятельности (ст.2)12 статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в установленном порядке.

И в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве данный вопрос решен однозначно. Крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским). После регистрации хозяйство получает статус юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями. Выше говорилось, что крестьянское хозяйство имеет обособленное имущество (находящееся в общей собственности); отвечает этим имуществом по своим общим долгам; выступает от своего имени (через главу или представителя в судах, арбитражных судах, третейских судах); имеет учредительный договор; как правило, имеет Устав (но если не имеет, это не противоречит его статусу); на него заводится регистрационная карточка. Таким образом, здесь налицо все атрибуты статуса юридического лица.

Следует особо подчеркнуть, что государство  гарантирует от принуждения к  созданию крестьянских хозяйств, от противодействия  их образованию, от вмешательства в  их деятельность. Оно установило судебную и иную защиту прав и законных интересов  фермеров, как имущественных и  земельных, так и личных неимущественных.

 

    1.  Крестьянское хозяйство в аграрной системе

Во время  обсуждения Закона вопрос о том, какое  место в системе аграрных экономических  отношений займет крестьянское хозяйство, многими в Верховном Совете России понимался по-разному. Одни считали, что фермерское хозяйство с самого начала придет на смену колхозному производству, другие полагали, что  оно будет альтернативой этой системы; третьи были уверены в том, что в связи с отсутствием  условий для развития хозяйств они  станут лишь спутниками колхозов и  не смогут существовать без поддержки  последних. В соответствии с приведенными позициями решался вопрос об экономической  самостоятельности фермеров. Оставление крестьянского хозяйства в орбите колхозов предполагало его ведение  лишь на основе аренды земли у колхозов, включение его в систему их материально-технического обеспечения  и сбыта. Отсюда выдвигался и начал  реализовываться остаточный принцип  наделения крестьянских хозяйств землей - сначала из бросовых, ненужных, неиспользуемых земель, затем с ограничениями, чтобы  не нарушался севооборот колхозов из которых земли выделялись.

Однако  в итоге законодатель пошел по другому пути. В ст.2 Закона о крестьянском хозяйстве был закреплен принцип  равенства предприятий в хозяйственной  деятельности независимо от форм собственности: крестьянские хозяйства являются равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями  и организациями. Но поскольку все  равноправные предприятия, как сказано  в Законе, функционируют в единой экономической системе России, остановимся  на экономической роли в ней крестьянских хозяйств.

Информация о работе Права и обязанности фермера по использованию земли