Государственное регулирование земельных отношений на примере Отдела земельных отношений Комитета по экономическому развитию и управл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:49, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить государственное регулирование земельных отношений на примере Отдела земельных отношений Комитета по экономическому развитию и управлению муниципальным имуществом АМО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» и разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования земельных отношений. В соответствии с целью исследования были сформулированы основные задачи:
• Определить содержание понятия "государственное регулирование земельных отношений";
• Рассмотреть виды, задачи и цели государственного регулирования земельных отношений;
• Рассмотреть функции и механизмы государственного регулирования земельных отношений; ...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………
Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………
Понятие государственного регулирования земельных отношений……………………………………………………
Виды, задачи и цели государственного регулирования земельных отношений………………………………………..
Функции и механизмы государственного регулирования земельных отношений………………………………………..
Проблемы государственного регулирования земельных отношений…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………….

Файлы: 1 файл

дип земля.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Виды, задачи  и цели государственного регулирования  земельных отношений

 

Государственное регулирование земельных  отношений направлено на организацию  рационального использования и  охрану земель путем установления определенных правил и норм владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами страны и отдельными их частями в целях укрепления и развития экономики страны в интересах своего народа. Российское государство согласно Конституции РФ имеет право регулировать земельные отношения потому, что оно обладает суверенной государственной властью над всей территорией страны и является исполнительным органом своего народа [42, с. 31].

Поскольку земля одновременно территория, пространственная граница государства и объект хозяйствования, различают два вида государственного регулирования земельных отношений:

  1. Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;
  2. Хозяйственное регулирование – государственные органы действуют как хозяйственные субъекты, то есть предоставляют земельные участки физическим и юридическим лицам, ведут учет, оценку, охрану земель и т.д.

В первом случае применяются  методы власти и подчинения, выражающиеся в законодательных и иных нормативных  актах, обязательных для всех собственников  и пользователей земель, например, по налогообложению, охране окружающей среды, ведению земельного кадастра и др.

Во втором, государственные  органы действуют как хозяйствующие  субъекты – предоставляют земельные  участки гражданам и организациям, ведут учет земель, сдают в аренду и т.д [42, с. 32].

Государственное регулирование земельных отношений  ставит перед собой следующие  цели:

  • обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;
  • защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  • обеспечение безопасности и обороны страны:
  • рациональное использование земель [29, с. 202].

 

Государственное регулирование земель подразделяется на общее и отраслевое (ведомственное):

  • Общее государственное регулирование, осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции, распространяется на все категории земель и всех субъектов земельных отношений. Принципиальные положения земельных отношений установлены действующей Конституцией РФ.
  • Отраслевое (ведомственное) регулирование земель, осуществляемое министерствами, комитетами и федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование.

Внутрихозяйственное управление осуществляют сами собственники земли, арендаторы и землепользователи путем внутрихозяйственной организации и улучшения земельного участка, контроля за использованием и охраной земель, управление землями в пределах границ районов, городов и сельских населенных пунктов осуществляют выборные органы местного самоуправления. С учетом интересов населения они решают вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, определяют программы развития территорий, предоставляют и изымают земельные участки, осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, организуют работы по землеустройству.

Регулирование земельных  отношений раскрывается через функции, каждая из которых - обособленный вид  деятельности с особой целью и  порядком осуществления [20, с. 30].

К основным задачам  государственного  регулирования  земельных  отношений относится:

  • улучшение использования и охраны земельных ресурсов государства;
  • сохранение и улучшение экологического состояния территорий;
  • создание  правовых,  экономических  и  организационных  предпосылок   для функционирования всех форм собственности, владения и пользования  землей  и форм хозяйствования на ней.

Государственное регулирование земельных отношений  в России включает:

  • регулирование использования земли в качестве  природного,  социального  и хозяйственного объектов;
  • формирование многообразия  форм  собственности,  владения  и  пользования землей;
  • наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления  по регулированию земельных отношений на своих территориях;
  • обеспечение равенства участников земельных отношений в защите их прав;
  • недопущение   противоречащего   закону   вмешательства   государства    в деятельность  граждан  и  юридических  лиц  по  владению,   пользованию   и распоряжению землей;
  • охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нарушений;
  • пресечение действий  владельцев,  пользователей  и  собственников  земли, наносящих  ущерб  безопасности  и  обороне  страны,  нарушающих  охраняемые законом права и интересы других лиц;
  • обязательность  мероприятий  по  государственному  управлению   земельным фондом для всех лиц независимо от типа их прав на землю;
  • обязательность государственного  регулирования  при  вовлечении  земли  в рыночный оборот (при функционировании земельных рынков,  банков,  страховых компаний и других институтов рыночной экономики) [20, с. 31].

 

    1. Функции государственного регулирования земельных

отношений

 

Функции государственного регулирования земельных отношений  определяются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и  другими нормативными организации использования и охраны земель.

Основными функциями государственного регулирования  владения и пользования земельным  фондом являются:

  1. Учетная функция:
  • экологический мониторинг;
  • ведение земельного кадастра;
  • всеобщность учета всех земель не зависит от форм собственности и использования;
  • системность учета;
  • дифференцированность учета земель;
  • достоверность учета;
  • непрерывность учета;
  • единство методики учета;
  • гарантированность учета.
  1. Распределительная функция:
  • проведение землеустроительных работ;
  • изъятие земель, используемых с нарушениями закона;
  • принудительный выкуп земель для общественных нужд;
  • предоставление земель в собственность, аренду, пользование [24, с. 175].
  1. Рационального использования земель:
  • экономическое и налоговое стимулирование;
  • ответственность за нарушение земельного законодательства;
  • введение нормативов деятельности на земельных участках;
  • меры по рекультивации земель;
  • выделение территорий с особым режимом использования.
  1. Охранная функция:
  • в отношении объектов землепользования;
  • в отношении субъектов земельных отношений;
  • устранение коллизий и реализации прав и обязанностей землевладельцев.
  1. Контроль за использованием и охраной земель:
  • проверки, экспертизы проектов использования земель;
  • мониторинг использования земель;
  • соблюдение целевого характера использования земель;
  • предотвращение и пресечение нарушений земельного законодательства [24, с. 176].

Функции государственного регулирования земельных отношений  различаются между собой субъектами их осуществления, местом и значением  в системе регулирования, а также юридическими последствиями:

  1. Российская Федерация:
  • установление основ федеральной политики по регулированию земельных отношений;
  • установление ограничений прав собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также их обороноспособности;
  • государственное управление мониторингом земель, земельным контролем, землеустройством и ведением государственного земельного кадастра;
  • установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд;
  • изъятия для нужд Российской Федерации, в том числе путем выкупа;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • иные полномочия по Конституции Российской Федерации, земельному кодексу и федеральным законам;
  • управление и распоряжение землями федеральной собственности.
  1. Субъекты Российской Федерации:
  • изъятия, в том числе путем выкупа земель для своих нужд;
  • разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель в границах субъекта Российской Федерации;
  • иное полномочие, не отнесенное к Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления;
  • управление или распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации [25, с. 332].
  1. Органы местного самоуправления:
  • изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд;
  • установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;
  • разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • иные полномочия на решение вопросов использования и охраны земель местного значения;
  • управление и распоряжение муниципальными земельными участками [25, с. 333].

 

    1.  Механизмы государственного регулирования земельных отношений

Цивилизованное функционирование рынка земли невозможно без

эффективного механизма регулирования земельных отношений. На практике механизм регулирования земельных отношений реализуется с помощью соответствующих объективно обусловленных методов и инструментов, совокупность которых структурно представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Механизм регулирования земельных отношений

 

Данный механизм состоит  из двух взаимосвязанных частей:

правового и экономического механизмов, которые взаимодействуют  через

землеустройство, земельный  кадастр и мониторинг земли, являющиеся

неотъемлемой частью всего механизма регулирования земельных

отношений [21, с. 67].

Различают правовой и экономический механизмы  государственного регулирования земельных  отношений:

Правовой механизм государственного регулирования земельных  отношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные правоотношения. Источники права представляют собой внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права - нормативные правовые акты уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений.

Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам.

Информация о работе Государственное регулирование земельных отношений на примере Отдела земельных отношений Комитета по экономическому развитию и управл