Виды оперативно - розыскных мероприятии. Основания и условия их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:01, реферат

Описание работы

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..…...3
1.Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий…………………………………...4-5
2.Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий…………………………...5-7
3. Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий………………7-11
Заключение…………………………………………………………………………………...…12
Список литературы……………………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

орд.docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…...3

1.Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий…………………………………...4-5

2.Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий…………………………...5-7

3. Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий………………7-11

Заключение…………………………………………………………………………………...…12

Список литературы……………………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный  элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных  действий, направленных на решение  конкретных тактических задач. По своей  сути ОРМ направлены на добывание  информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так  и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер.

Оперативно-розыскные мероприятия  включают в себя комплекс оперативно-розыскных  действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и  лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды оперативно-розыскных  мероприятий

Под ОРМ понимаются действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные  и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

 к оперативно-розыскным  мероприятиям относятся:

опрос граждан;

наведение справок;

сбор образцов для сравнительного исследования;

проверочная закупка;

исследование предметов и документов;

наблюдение;

отождествление личности;

обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных переговоров;

снятие информации с технических каналов связи;

оперативное внедрение;

контролируемая поставка;

оперативный эксперимент.

ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый  характер и направлены на получение  следующей информации :

о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том  числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о  возможности их использования в  качестве источников доказательств при раскрытии преступления;

о существовании и местонахождении  лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);

о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;

о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так  и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий  перед гражданином, как правило, не расшифровываются. Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

2. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий  являются:

- наличие возбуждённого  уголовного дела - наиболее общее  основание. При этом не имеет  значения, кем (органом дознания  или следователем) возбуждено дело  и в чьем производстве оно  находится;

- получение органами, осуществляющими  ОРД, сведений о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данные сведения могут поступать в правоохранительные органы по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов;

- событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Для того чтобы данные сведения действительно послужили основанием для проведения ОРМ, необходимо документальное их оформление, т.е. повод;

- лицах, скрывающихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания. Данные сведения могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск;

- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций;

- поручения о проведении  ОРМ могут быть даны следователем  и органом дознания, а также  указанием прокурора и определением  суда, по делам, находящимся в  их производстве. В тех случаях,  когда уголовное дело находится  в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на  осуществление оперативно-розыскной  деятельности, решение о проведении  ОРМ принимается им по собственному  усмотрению;

- запросы других органов,  осуществляющих ОРД. Запрос по  существу представляет собой  разновидность такого ОРМ, как  наведение справок и заключается  в направлении официального документа  одного оперативного органа другому  оперативно-розыскному органу. Другими  органами могут быть, как оперативные  подразделения и службы этого  же ведомства, так и органы  других федеральных министерств  и ведомств, наделенных правом  осуществления ОРД;

- постановление о применении  мер безопасности в отношении  защищаемых лиц. К защищаемым  лицам относятся судья, должностные  лица правоохранительных и контролирующих  органов, сотрудники, осуществляющие  ОРД. В отношении защищаемых  лиц может применяться целый  комплекс мер безопасности, включающий  в себя личную охрану, охрану  жилища, выдачу специальных средств  и оружия, помещение в безопасное  место, обеспечение конфиденциальности  сведений о защищаемом, перевод  на другую работу, смену места  жительства, замену документов. Поводом  для применения мер безопасности  могут быть: заявление должностного  лица; обращение председателя суда  либо руководителя правоохранительного  органа; получение оперативной и  иной информации о наличии  угрозы безопасности лица;

- запросы международных  правоохранительных организаций  и правоохранительных органов  иностранных государств. Головным  исполнителем таких запросов  выступает Национальное центральное  бюро Интерпола в России (НЦБ  Интерпола), одной из главных задач  которого является оказание содействия  в исполнении запросов международных  правоохранительных организаций  и правоохранительных органов  иностранных государств, в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации. Под запросами  правоохранительных органов иностранных  государств, следует понимать также  и запросы органов внутренних  дел стран - членов СНГ;

Отдельным видом оснований  является сбор данных. Сбор данных необходимых  для принятия решения - получение  оперативным подразделением фактической  информации, которая в совокупности повлияет для положительного либо отрицательного вывода по существу вопроса. Органы, осуществляющие ОРД, собирают данные необходимые для  принятия решения:

· о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным  с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями  ФСБ. При оформлении допуска к  государственной тайне могут  собираться сведения о наличии медицинских  противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о  совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности РФ;

· о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность  для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Вышеперечисленными объектами  могут выступать предприятия, организации (независимо от форм собственности), связанные  с обращением с ядерными материалами  или ядерными установками;

· о допуске к участию  в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также  об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями  органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных организуется независимо от того, в  какой форме это сотрудничество предполагается - гласной или негласной;

· по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. В настоящее  время данному направлению деятельности правоохранительных органов должно быть уделено особое внимание со стороны  государства, так как во многом это  связано с обостренной коррупционной  обстановкой в указанной сфере  деятельности;

·о выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений. Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы, а также выявить иные компрометирующие обстоятельства биографии претендента

3. Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий

Одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД  является обеспечение субъектами ОРД  соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности, то есть обязанность субъектов ОРД  соблюдать эти самые права  и свободы. Отличие данного понятия  от понятия «обеспечение прав и свобод»  состоит в том, что последнее, как уже говорилось, шире, и включает в себя помимо первого понятия  также понятие контроля и надзора  за ОРД, и перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении ОРМ.

В то же время защита конституционных  прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и  граждан. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ (ст. 23, 25, 55) в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства  федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека.

Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения  о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава  преступления, либо о событиях или  действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности РФ.

По своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для  проведения ОРМ, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а также не процессуальным и не оперативно-розыскным путем.

В процессе ОРД происходит накопление различной попутной информации, изначально не имеющей отношения  к расследуемым событиям или действиям, однако в процессе ее сопоставления  возможно получение новых данных, обоснованных предположений, выводов, выдвижение версий, которые требуют  проверки, а соответственно, и проведения дополнительных ОРМ. В этих случаях  проведение ОРМ всегда является обоснованным (имеющим фактические основания).

Первоначальное получение  информации возможно из любых источников, в том числе изначально не имеющих  отношения к ОРД (данные источники могут рассматриваться в качестве повода).

В частности, такие данные могут содержаться в письменных заявлениях или сообщениях, приложенных  к ним документах, протоколе устного  заявления о преступлении, протоколе  явки с повинной, публикациях средств  массовой информации, в материалах проверки по административным правонарушениям, в непосредственном обнаружении  признаков преступления должностными лицами, не являющимися субъектами ОРД, или конфидентами, в актах  аудиторских проверок.

Информация о работе Виды оперативно - розыскных мероприятии. Основания и условия их проведения