Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:56, курсовая работа
Оперативно-розыскные  мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и  зачастую имеют значительную временную  протяженность, от нескольких часов  до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые  в курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной  деятельности.
В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскных  мероприятий, рассматривается структура  каждого вида ОРМ, а также раскрывается и анализируется значение оперативно-розыскных  мероприятий для выполнения задач  оперативно-розыскной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3 
Глава 1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий…………..…...4 
Глава 2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий…………………...6 
2.1. Опрос………………………………………………………………………….6 
2.2. Наведение справок…………………………………………………………...7 
2.3. Сбор образцов для сравнительного исследования…………………………9 
2.4. Проверочная закупка………………………………………………………..10 
2.5. Исследование предметов и документов…………………………………...11 
2.6. Наблюдение…………………………………………………………………13 
2.7. Отождествление личности…………………………………………………14 
2.8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств…………………………………………………………...15 
2.9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений……17 
2.10. Прослушивание телефонных переговоров……………………………….18 
2.11. Снятие информации с технических каналов связи…………………..….20 
2.12. Оперативное внедрение………………………………………………...…20 
2.13. Контролируемая поставка……………………………………………...…21 
2.14. Оперативный эксперимент………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и виды оперативно-розыскных 
мероприятий…………..…...4 
Глава 2. Содержание оперативно-розыскных 
мероприятий…………………...6 
2.1. Опрос…………………………………………………………………
2.2. Наведение справок………………………………………………………….
2.3. Сбор образцов для сравнительного исследования…………………………9 
2.4. Проверочная закупка………………………………………………………..
2.5. Исследование предметов и документов…………………………………...11 
2.6. Наблюдение……………………………………………………
2.7. Отождествление личности…………………………………………………14 
2.8. Обследование помещений, зданий, сооружений, 
участков местности и транспортных средств………………………………………………………….
2.9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных 
и иных сообщений……17 
2.10. Прослушивание телефонных переговоров……………………………….18 
2.11. Снятие информации с технических каналов 
связи…………………..….20 
2.12. Оперативное внедрение………………………………………………...
2.13. Контролируемая поставка……………………………………………...…
2.14. Оперативный эксперимент……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...……
Введение 
Оперативно-розыскные 
мероприятия (ОРМ) - это составной 
структурный элемент 
ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый 
характер и осуществляются как гласно, 
так и негласно, а также могут носить смешанный, 
гласно-негласный характер. 
Необходимо 
иметь в виду, что в оперативно-розыскной 
деятельности практикуется, как правило, 
проведение комплекса мероприятий, 
позволяющих изучить 
Оперативно-розыскные 
мероприятия включают в себя комплекс 
оперативно-розыскных действий и 
зачастую имеют значительную временную 
протяженность, от нескольких часов 
до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые 
в курсовой работе мероприятия включают 
в себя элементарные операции, действия, 
виды которых весьма разнообразны, 
как многообразны и явления, процессы, 
информацию о которых необходимо 
иметь для раскрытия 
В данной работе 
дается подробная характеристика оперативно-розыскных 
мероприятий, рассматривается структура 
каждого вида ОРМ, а также раскрывается 
и анализируется значение оперативно-розыскных 
мероприятий для выполнения задач 
оперативно-розыскной 
Глава 1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий
Под оперативно-розыскными 
мероприятиями (ОРМ) понимаются закрепленные 
в федеральном  законе «Об оперативно-розыскной 
деятельности» от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ  
действия или совокупность действий, в 
рамках которых применяются гласные и 
негласные силы, средства и методы, направленные 
на решение задач ОРД. 
При осуществлении оперативно-розыскной 
деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные 
мероприятия1: 
Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне.
ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:
 
К этим мероприятиям привлекаются как 
оперативные сотрудники, так и 
агентура, а также граждане. Конечные 
цели произвольных мероприятий перед 
гражданином, как правило, не расшифровываются. 
Оперативно-розыскные мероприятия включают 
в себя комплекс оперативно-розыскных 
действий и зачастую имеют значительную 
временную протяженность, от нескольких 
часов до нескольких месяцев и лет. В ряде 
статей Федерального Закона об ОРД первоначальный 
срок отдельных мероприятий ограничен 
сроком в 6 месяцев (например, контроль 
почтовых отправлений, телеграфных и иных 
сообщений; прослушивание телефонных 
переговоров). Рассматриваемые мероприятия 
включают в себя элементарные операции, 
действия, виды которых весьма разнообразны, 
как многообразны и явления, процессы, 
информацию о которых необходимо иметь 
для раскрытия преступления или выполнения 
их задач оперативно-розыскной деятельности. 
 
 
Глава 
2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий. 
2.1.Опрос граждан 
Опрос - беседа 
с гражданами, которым могут быть 
известны факты, обстоятельства, значимые 
для выполнения поставленной перед 
оперативным сотрудником задачи
В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.
Во втором 
случае, при оформлении результатов 
опроса в форме рапорта, полученные 
сведения используются в качестве ориентирующей 
информации при выдвижении версий, 
планировании расследования, а также 
как источник о лице, обладающем 
определенной информацией. Этот рапорт 
также может быть приобщен к материалам 
уголовного дела. При осуществлении опроса 
определенных категорий граждан используются 
детекторы определения симуляции, например, 
полиграфы, являясь специфической разновидностью 
данного оперативно-розыскного мероприятия, 
когда в ходе беседы с гражданами используются 
технические средства, т.к. в ходе проводимой 
по специальным методикам беседы с опрашиваемым 
лицом фиксируются его психофизиологические 
параметры (реакции) на задаваемые вопросы. 
Информация, полученная в ходе опроса 
с использованием полиграфа, не может 
применяться в качестве доказательств, 
имеет вероятностный характер и только 
ориентирующее значение. Опрос проводится 
по заданиям оперативных подразделений 
органов внутренних дел Российской Федерации 
в соответствии с Федеральным Законов 
об ОРД, а в системе МВД Российской Федерации 
и согласно ведомственному нормативному 
акту МВД России1. Практика показывает, 
что опрос граждан - одно из самых распространенных 
ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, 
любого рода физическое воздействие, нельзя 
понуждать к даче показаний против самого 
себя или близких родственников, нельзя 
допускать действия, унижающие достоинств 
личности.
 
2.2.Наведение справок
 
Наведение справок - это сбор информации 
об интересующих оперативные 
подразделения субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной
деятельности, 
хранящихся в местных, региональных 
и общероссийских информационно-поисковых 
систем также различных документах. 
Наведение справок предполагает сбор 
сведений о самых разных аспектах жизни 
проверяемых лиц, в том числе о его биографии, 
его связях, образовании, умениях и навыках, 
о роде занятий, имущественном положении, 
месте проживания, фактах совершения в 
прошлом административных правонарушений 
и уголовных преступлений и т.п. Весь перечень 
данных, которыми могут заинтересоваться 
оперативные подразделения, привести 
затруднительно. Для наведения справок 
используются информационно-поисковые 
системы МВД, а также любых других государственных 
учреждений и организаций. В необходимых 
случаях запросы с наведением справок 
в других министерствах и ведомствах должны 
оформляться руководителями органов внутренних 
дел. Полученная информация при условии 
соблюдения требований ч.6 ст.5, ст.12 Федерального 
Закона об ОРД, а также ст. ст.74 - 84, ст. ст.86 
- 89 УПК РФ может приобщаться к материалам 
уголовного дела. Одно из требований допуска 
полученной информации в качестве источника 
доказательств - возможность проверки 
и перепроверки документа в ходе следственных 
действий или посредством судебной экспертизы. 
Наведение справок производится как лично 
оперативным сотрудником, так и по его 
поручению другим лицом. Основное отличие 
наведения справок как оперативно-розыскного 
мероприятия от следственного действия, 
направленного на сбор информации, состоит 
в том, что истинные цели оперативно-розыскного 
мероприятия могут легендироваться, скрываться. 
Результаты изучения документов оформляются 
либо рапортом (как правило, для внутриведомственного 
документооборота), либо справкой. В последнем 
случае справка вместе с подлинниками 
документов, поступившими из информационно-поисковых 
систем (требование из ИЦ о судимости, 
справка ОВД об административных правонарушениях 
и т.п.), могут приобщаться к материалам 
уголовного дела.
2.3.Сбор 
образцов для сравнительного 
исследования. 
Сбор образцов для сравнительного исследования - это ОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объекта последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач ОРД1. Тактика сбора образцов для сравнительного анализа в зависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов:
Поскольку законом 
не ограничен перечень собираемых образцов, 
к ним могут быть отнесены любые 
объекты, в том числе микроследы, 
микрочастицы, выделения человека, 
почерк, отпечатки различных частей 
тела (известны случаи, когда вор - домушник 
был идентифицирован по отображению 
ушной раковины, которое осталось 
на дверном полотне), другие объекты 
и предметы, могущие иметь отношение 
к интересующему оперативного работника 
событию. В случае необходимости сохранения 
факта сбора образцов в тайне от окружающих, 
в том числе от проверяемых лиц, используют 
негласные, либо зашифрованные формы их 
получения. При этом могут зашифровываться 
как цель всего мероприятия, так и принадлежность 
лица, его осуществляющего, либо поручается 
лицам, оказывающим конфиденциальные 
услуги. Поскольку полученные образцы 
могут быть в дальнейшем использованы 
в качестве источников вещественных доказательств, 
тактически грамотным является привлечение 
к их отбору соответствующего специалиста. 
В этом случае специалист оказывает консультационные 
услуги, сообщая, с помощью каких технических 
средств наиболее целесообразно изымать 
конкретные объекты, как их упаковывать, 
чтобы не нарушить их целостность, не повредить 
следы, имеющиеся на их поверхности, в 
какое экспертное учреждение направить 
данные образцы для исследования. При 
этом за достоверность и сохранность образца 
полностью несет ответственность оперативный 
работник. 
Результаты сбора образцов для сравнительного 
исследования оформляется справкой оперативного 
работника, к которому при необходимости 
прилагаются результаты проведенных специальных 
исследований. 
2.4. Проверочная закупка
Проверочная 
закупка - это ОРМ, состоящее в 
специальном возмездном приобретении 
(покупке, обмене, залоге, аренде) товара 
или получения услуги в сфере 
легального или нелегального их обмена 
в целях выявления 
Одна из особенностей этого мероприятия 
состоит в зашифрованности его проведения. 
Иными словами, факт купли-продажи происходит 
под видом обычной процедуры с последующим 
объяснением продавцу о фактической цели 
закупки, контрольным взвешиванием приобретенного 
товара и составлением акта о происшедшем. 
Существует также негласная форма проверочной 
закупки, о которой продавцу не сообщается, 
контрольное взвешивание производится 
без его участия и по результатам этого 
мероприятия составляется справка. Факт 
проверочной закупки целесообразно зафиксировать 
с помощью технических средств: фотоаппарата, 
магнитофона, видеокамеры. Создаваемые 
при этом новые источники фиксации информации 
(фотографии, записи на магнитных носителях), 
нередко способствуют эффективному доказыванию 
противоправной деятельности виновного 
или, наоборот, убеждают в ошибочности 
имевшего место мнения об участии проверяемого 
лица в преступной деятельности. Все документы 
о факте производства проверочной закупки, 
как правило, передаются в органы предварительного 
следствия или суда, за исключением случаев, 
когда может подвергнуться огласке информация 
о лицах, осуществляющих конфиденциальное 
сотрудничество с оперативным сотрудником. 
Информация о работе Содержание оперативно-розыскных мероприятий