Виды оперативно - розыскных мероприятии. Основания и условия их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:01, реферат

Описание работы

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..…...3
1.Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий…………………………………...4-5
2.Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий…………………………...5-7
3. Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий………………7-11
Заключение…………………………………………………………………………………...…12
Список литературы……………………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

орд.docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

Следовательно, в любом  случае, как при работе по раскрытию  конкретных преступлений, так и применительно  к их выявлению либо добыванию  оперативно значимой информации, имеют  место соответствующие основания  как оперативно-розыскного характера, так и не связанные с ОРМ  или даже е ОРД в целом. Сведения могут быть получены как путем  оперативно-тактических действий, так  и без проведения таковых. Полученная информация может рассматриваться  как результат ОРМ и как  предпосылка к их проведению. Соответственно, если имеются основания для проведения хотя бы одного ОРМ, например опроса автора публикации в СМИ, то по результатам  проведения первого ОРМ могут  быть получены основания для дальнейшего  проведения другого или аналогичного ОРМ, но по отношению к иным объектам.

Если ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения касаются признаков преступления, отнесенных УПК РФ к делам частнопубличного обвинения (возбуждаемым не иначе как  по жалобе потерпевшего), то ОРМ по этим делам проводятся в обычном порядке, в том числе и при отсутствии заявления потерпевшего (потерпевшей). Это связано с необходимостью установления обстоятельств совершенного преступления, выяснения причин отказа от заявления, установления возможных  угроз в отношении жертвы или  близких родственников либо других данных как о событии преступления, так и о его последствиях.

Сведения как основания  для проведения ОРМ представляют собой известия, сообщения или  иную информацию, в результате которых  сформировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и (или) фактах, представляющих оперативный интерес. Такие сведения являются основанием для проведения ОРМ только в случаях, если они стали известными оперативно-розыскному органу, а также при условии, что они содержат соответствующую информацию о лицах, признаках, событиях или действиях.

Сведения о признаках  подготавливаемого, совершаемого или  совершенного противоправного деяния и о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, являются основанием для проведения ОРМ и  в том случае, если нет достаточных  данных для решения вопроса о  возбуждении уголовного дела, например, когда требуется собрать дополнительные фактические данные, необходимые  для принятия решения об отказе или  возбуждении уголовного дела. В этой ситуации наличных данных недостаточно для того, чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела (не установлено само событие преступления, известны лишь отдельные признаки, по которым в равной мере можно судить о наличии либо отсутствии преступления; первоначальное поведение лица не позволяет оценить его действия как преступные, но они могут перерасти в таковые.).

Сведения о событиях или  действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической  безопасности РФ, как основания для  проведения ОРМ могут содержать  информацию о таких событиях или  действиях, которые не носят характера  криминальных, а лишь гипотетически  создают угрозу безопасности.

Под событиями могут рассматриваться  реально происходящие или имевшиеся  в прошлом факты, обстоятельства, явления, которые могут причинить  вред соответствующему виду безопасности или вызвать возможную опасность. События могут рассматриваться  не только как обстоятельства, вызванные  поведением людей, но и как процессы, происходящие независимо от их воли, но в дальнейшем могущие нанести  вред безопасности.

Осуществление ОРМ используется как одно из эффективных и вспомогательных  средств обеспечения безопасности, а также служит целям обеспечения  Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для  принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической  и экологической областях; обеспечения  условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению  безопасности РФ (ст. 5 Федерального закона от 10 января 1996г. №5-ФЗ О внешней разведке).

Проведение ОРМ применительно  к обеспечению безопасности носит  превентивный, стратегический, глобальный характер.

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и  суда или уклоняющихся от уголовного наказания, как самостоятельное  основание для проведения ОРМ  следует рассматривать в том  смысле, что оперативно-розыскному органу может быть неизвестно о самом  факте возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, его сокрытии от правоохранительных органов или уклонении от наказания, наличии соответствующего поручения  о проведении розыска лица, поскольку  такое поручение поступает в территориальный орган по месту совершения преступления. Тем не менее, все иные оперативно-розыскные органы при отсутствии такого поручения вправе и обязаны проводить ОРМ по выявлению указанных лиц и в случае получения соответствующей информации проводить ОРМ на предмет причастности к совершению преступления, а также установления факта уклонения от наказания или сокрытия от органов дознания, следствия или суда.

Объявление розыска, не связанного с решением задач ОРД, не является основанием для проведения ОРМ.

ОРМ по розыску лиц, без  вести пропавших, как правило, проводятся по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц. Именно информация, содержащаяся в таких заявлениях, является достаточным основанием, позволяющим  судить о самом факте исчезновения человека.

Обнаружение неопознанных трупов как основание для проведения ОРМ выступает до решения вопроса  о возбуждении уголовного дела, когда  имеется необходимость в проведении ОРМ непосредственно на месте  обнаружения трупа, при работе по горячим следам, а также в случае отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела по факту обнаружения  трупа в случаях, когда установить личность, не прибегая к ОРМ, не представляется возможным.

При проведении ОРМ по установлению лица, совершившего преступление, на оперативно-розыскные  органы возлагается обязанность  информировать следствие лишь о  полученных результатах ОРМ, но не о  проведении тех или иных ОРМ.

Важно отметить, что наличие  возбужденного уголовного дела, будучи основанием для проведения ОРМ, не является ограничением в их проведении. Безусловно, выполнение предписаний УПК РФ является обязательным и для субъектов  ОРД, но эти предписания касаются расследования, а не ОРД и только факта, по которому возбуждено уголовное  дело, а не всех иных обстоятельств, которые еще только предстоит  установить оперативным путем. Речь может идти лишь о недопустимости проведения ОРМ, которые подменяют  следственные действия.

В качестве самостоятельного данное основание выделено и потому, что указанные органы вправе направлять поручения, касающиеся проведения отдельных  следственных действий, по содержанию сходных с ОРМ, в частности  контроля и записи переговоров.

Вид и тактику ОРМ, проводимых по поручениям следователя, органа дознания, суда, определяет должностное лицо оперативно-розыскного органа. Оно же несет ответственность за законность и обоснованность проведения соответствующих ОРМ. Следователь же вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений, но не может давать указаний о характере, организации и тактике проводимых в ходе выполнения поручения ОРМ.

Под поручением следует рассматривать  письменный документ, исходящий от соответствующего должностного лица, о производстве ОРМ или следственных действий. Поручение оформляется  постановлением дознавателя, следователя  или определением суда, где кратко излагаются существо дела, подлежащие выяснению обстоятельства, данные о лицах, розыск которых поручается или проведение ОРМ в отношении которых необходимо.

Устное указание (поручение) следователя, дознавателя не является основанием для проведения ОРМ. Запросы других оперативно-розыскных органов основаниями для проведения ОРМ являются только тогда, когда они сами базируются на основаниях, указанных в ФЗ Об ОРД.

Запрос может направляться в оперативно-розыскной орган  по месту предполагаемого проведения ОРМ с учетом их подведомственности и компетенции. При этом важно  учитывать, что не все оперативно-розыскные  органы наделены полномочиями проведения ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы дознания вправе направлять поручения  в другие органы, наделенные соответствующими полномочиями, в частности по проведению ОРМ, ограничивающих конституционные  права граждан.

Постановление о применении мер безопасности в отношении  защищаемых лиц как основание  для проведения ОРМ заключается  в том, что основанием для применения мер безопасности является наличие  достаточных данных, свидетельствующих  о реальности угрозы безопасности защищаемого  лица, что само по себе обусловливает  проведение помимо прочего и ОРМ.

Проведение ОРМ по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств осуществляется в соответствии с  международными договорами РФ. Представляется допустимым проведение ОРМ по запросам субъектов ОРД иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми оперативно-розыскными органами РФ с такими же субъектами иностранных государств.

Указанные запросы являются основанием для проведения ОРМ не сами по себе, а ввиду того, что  содержащаяся в них информация относится  к фактам конкретных преступлений, лицам, их совершившим, разыскиваемым  и без вести пропавшим лицам.

К международному запросу  могут быть приложены постановления, содержащие соответствующие санкции. Тем не менее, такие документальные материалы запрашивающей стороны, в том числе содержащие соответствующие  санкции на проведение ОРМ, не могут  распространяться на деятельность оперативно-розыскных  органов РФ. Они лишь подтверждают обоснованность проведения ОРМ.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, при проведении оперативно-розыскных  мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и  тайну корреспонденции.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, привели к нарушению  его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную  деятельность, прокурору или в  суд.

При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности, одним из наиболее важных её элементов является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность должны всегда руководствоваться, и не забывать, содержание статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности». Только такой подход со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, поможет им исполнять свои обязанности  в полном объеме, с соблюдением  прав граждан, с выбором и применением  конкретного оперативно-розыскного мероприятия и привлечением лиц  виновных в содеянном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Российская Федерация. Конституция 1993 г;

2.  Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон: от 12.08.1995 N 144-ФЗ.;

3.  Российская Федерация. Президент. О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: [Указ Президента РФ от 12.07.2005 № 796] ;

4.  Горяинов К.К. Оперативно-розыскная деятельность: учебник/ М. 2011;

5.  Доля Е.А. Использование в доказывании результатов ОРД: учебное пособие/ М. 2011;

6.  Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности : курс лекций. / М. 2011.


Информация о работе Виды оперативно - розыскных мероприятии. Основания и условия их проведения