Верховный суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов является Верховный Суд (СТ. 44 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но и, в известной мере, направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применить определённые нормы права.

Файлы: 1 файл

Верховный суд Республики Беларусь.docx

— 33.48 Кб (Скачать файл)

президиум Верховного Суда созывается Председателем  Верховного Суда ( в его отсутствии – первым заместителем Председателя) по мере необходимости. На практике это происходит не реже 2 раз в месяц. Президиум Верховного Суда  правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

Постановления Президиума принимаются  открытым голосованием большинством голосов  от общего числа присутствующих на заседании членов Президиума и подписываются  председательствующим на заседании. Члены  Президиума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений  ( ст. 55 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Компетенцию Президиума можно разделить  на процессуальную и организационную.

К процессуальной компетенции относится  рассмотрение уголовных и гражданских  дел в порядке надзора и  по вновь открывшимся обстоятельствам  ( по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные  определения судебных коллегий Верховного Суда (ч.4 ст. 407 УПК, ч.1 ст. 440 ГПК).

В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный  прокурор Республики Беларусь или его  заместители. В обсуждении проекта  принимают участие только члены  Президиума. Постановление Президиума выносится в совещательной комнате. Порядок рассмотрения Президиумом  судебных дел устанавливается процессуальным законом.

Осуществляя надзор  за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебными  коллегиями Верховного Суда и иными  судами республики, но и направляет судебную практику, ориентируя общие  суды на единообразное применение действующего законодательства.

Организационная компетенция Президиума Верховного Совета имеет два основных направления:

1) рассмотрение вопросов организации  работы судебных коллегий, отдельных  судей и аппарата Верховного  Суда;

2) воздействие на деятельность  нижестоящих общих судов в  целях обеспечения правильного  и единообразного применения  законодательства.

Первое направление состоит  в о=рассмотрении Президиумом вопросов текущего и перспективного планирования работы Верховного Суда, докладов председателей  судебных коллегий и отдельных судей  об итогах работы за полугодие или  квартал, вопросов организации деятельности отдельных судебных составов, подразделений  аппарата и сотрудников Верховного Суда, повышении их квалификации.

Второе направление выражается  в рассмотрении Президиумом материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также  проектов постановлений, вносимых на рассмотрение Пленума Верховного Суда; заслушивании информации председателей, заместителей председателей и судей нижестоящих  общих судов об их деятельности ; рассмотрении ходатайств о проверке конституционности нормативных правовых актов, а также в осуществлении иных полномочий в соответствии с законодательными актами.

Порядок обсуждения на заседаниях Президиума вопросов, не связанных с рассмотрением  судебных дел, определяется Регламентом, принимаемым Президиумом по представлению  Председателя Верховного Суда (ч.6 ст. 55 Кодекса о судоустройстве и статусе  судей).

В последние годы итоги работы общих  судов республики обсуждаются на совместных заседаниях Президиума Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции, где определяются стратегические задачи правосудия на ближайшие годы.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

Пленум Верховного Суда – коллегиальный  орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения её точного  соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе  Председателя Верховного Суда, первого  заместителя и заместителей Председателя, судей Верховного Суда, председателей  областных (Минского городского), Белорусского военного судов (ч.1 ст. 50 Кодекса о  судоустройстве и статусе судей).

В заседаниях Пленума вправе принимать  участие: Президент Республики Беларусь и его представители; председатели палат Национального собрания и  их заместители, а также по их поручению  председатели постоянных комиссий палат  национального собрания; Премьер-министр  и его заместители; Председатель Конституционного Суда и его заместители; Председатель Высшего Хозяйственного Суда и его заместители; Генеральный  прокурор и его заместители; Министр  юстиции и его заместители (ч.2 ст. 50 Кодекса о судоустройстве и  статусе судей).

По приглашению Председателя верховного Суда в заседаниях Пленума могут  участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители  государственных органов, общественных объединений, научных учреждений.

Пленум Верховного Суда созывается Председателем Суда ( в его отсутствие – первым заместителем Председателя) не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, а также лица, указанные в ч.2 ст. 50 Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

Заседание Пленума правомочно при  наличии большинства его членов. В обсуждении вопросов могут участвовать  лица, приглашённые на заседание Пленума. Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в  необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума, а  также лиц, принимающих участие  в его работе.

Постановления Пленума принимаются  открытым голосованием большинством голосов  от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума. Члены  Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума подписываются  председательствующим на заседании  и секретарём Пленума.

Секретарём Пленума является Верховного Суда, освобождаемый от обязанностей по основной должности, который осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу по исполнению принятых постановлений Пленума.

Правила поведения, порядок проведения заседаний Пленума, оформления его  актов и контроля за их исполнением устанавливаются Регламентом Пленума (ст. 52 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Основная компетенция Пленума  Верховного Суда – дача разъяснений  по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при  рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения  даются в виде постановлений Пленума  и основываются на материалах обобщения  судебной практики и судебной статистики. Они могут быть посвящены общим  вопросам судебной деятельности, отдельным  категориям уголовных и гражданских  дел, делам об административных правонарушениях, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия.

Указанные постановления Пленума  Верховного Суда являются нормативными правовыми актами и обязательны  для судов, иных органов и должностных  лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

В тоже время разъяснения Пленума  Верховного Суда не являются источниками  права, не могут содержать новых  правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой  функцией. Однако такие разъяснения  даются в порядке судебного толкования и имеют большое значение для  формирования судебной практики государства, обеспечения единообразного понимания  и применения национального законодательства. В них анализируются действующие  правовые нормы, допускаемые при  осуществлении правосудия ошибки и  нарушения закона, случаи неправильного  и неодинакового его понимания  и применения судами, координируется судебная практика, выделяются её ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

Пленум также может рассматривать  заключения Конституционного Суда о  неконституционности ранее принятых постановлений пленума, представления Председателя Верховного Суда о несоответствии отдельных разъяснений Пленума законодательству (ст. 51 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

В необходимых случаях могут  проводиться совместные заседания  пленумов Верховного Суда и Высшего  Хозяйственного Суда по вопросам применения законодательства в сфере отношений, затрагивающих компетенцию общих  и хозяйственных судов. Например, о разграничении подведомственности дел. Основания и порядок проведения таких совместных заседаний пленумов двух высших судебных органов государства регулируется главой 5 Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

К организационной компетенции  Пленума Верховного Суда относится:

- утверждение по представлению  Председателя Верховного Суда  составов судебных коллегий;

- избрание по представлению  Председателя Верховного Суда  секретаря Пленума из числа  судей Верховного Суда;

- заслушивание председателей судебных  коллегий о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий;

- заслушивание сообщений председателей  нижестоящих судов, о практике  применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума  по применению законодательства;

- избрание квалификационной коллегии  судей Верховного Суда из числа  членов Пленума, а также её  председателя и заместителя председателя  из числа членов этой коллегии, заслушивание информации о её деятельности;

- утверждение по представлению   Председателя Верховного Суда  Регламента Пленума.

Постановления Пленума  Верховного Суда по своему содержанию разделяют  на:

- руководящие – содержащие разъяснения  по вопросам применения действующего  законодательства;

- контрольные – по вопросам  исполнения ранее принятых постановлений  Пленума;

- организационные – по процессуально-организационным  вопросам деятельности Верховного  Суда;

- кодификационные – вносящие  изменения и дополнения в ранее  принятые Пленумом постановления,  а также отменяющие их целиком  или в определённой части.

Постановления Пленума публикуются  в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, а также  журнале «Судовы веснік», официальном издании Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители

Председатель Верховного Суда и  его заместители назначаются  Президентом Республики Беларусь с  согласия Совета Республики Национального  собрания из числа судей Верховного Суда сроком на пять лет (ч. 1 ст. 47, ч.1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Председатель Верховного Суда осуществляет процессуальные и организационные  функции, обеспечивая надлежащее руководство  работой высшего судебного органа в системе общих судов (ст. 47 Кодекса  о судоустройстве и статусе судей).

Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия:

- вправе председательствовать  в заседаниях судебных коллегий  Верховного Суда;

- вправе истребовать из нижестоящие судов судебные дела для принятия их к своему производству, для проверки их в порядке надзора, для изучения и обобщения судебной практики;

- приносит проекты в порядке  надзора на решения, приговоры,  определения и постановления  по судебным делам;

- вправе приостановить исполнение  судебных постановлений любого  общего суда до разрешения  дела в порядке надзора.

Осуществляя руководство работой  Верховного Суда по надзору деятельностью  общих судов Председатель Верховного Суда:

- руководит работой по изучению  и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

- вносит Президенту, в Совет  Министров и государственные  органы предложения по совершенствованию  законодательства, а также по  устранению нарушений законодательства;

- созывает Пленум Верховного  Суда, организует работу Президиума  Верховного Суда и председательствует  на их заседаниях, а также выносит  на рассмотрение этих органов  вопросы, отнесённые к их ведению;

- организует работу по осуществлению  контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного суда;

- выносит на рассмотрение Пленума  Верховного Суда представления  о несоответствии его постановлений,  содержащих разъяснения, законодательству;

- вносит преставления президенту  по вопросам, отнесённым к его  компетенции Кодексом о судоустройстве  и статусе судей.

Председатель Верховного Суда организует деятельность высшего судебного  органа:

- утверждает персональный состав  экзаменационной комиссии по  приёму квалификационных экзаменов  у кандидатов на должности  судей общих судов и порядок  подготовки и проведения квалификационных  экзаменов;

- представляет Верховный Суд  в отношениях с государственными  органами, иными организациями, в  том числе иностранными и международными;

- распределяет обязанности между  первым заместителем и заместителями  Председателя Верховного суда;

-  вносит на утверждение Пленума  представления по составу судебных  коллегий Верховного Суда, формирует  судебные составы для рассмотрения  дел, назначает судей в качестве  председательствующих в судебных  заседаниях, распределяет иные обязанности  между судьями;

- осуществляет общее руководство  аппаратом Верховного Суда, назначает  на должности и освобождает  от должности работников аппарата;

-  организует работу Верховного  Суда по приёму граждан и  рассмотрению их обращений, ведёт  личный приём граждан;

- осуществляет иные полномочия  в соответствии с законодательными  актами. Например, утверждает положения  о структурных подразделениях  аппарата Верховного Суда, инструкцию  по делопроизводству в Верховном  Суде и т.д.

Председатель Верховного Суда издаёт приказы по вопросам, относящимся  к его компетенции и не связанным  с судопроизводством (ч. 3 ст. 47 Кодекса  о судоустройстве и статусе судей).

Информация о работе Верховный суд Республики Беларусь