Верховный суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов является Верховный Суд (СТ. 44 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но и, в известной мере, направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применить определённые нормы права.

Файлы: 1 файл

Верховный суд Республики Беларусь.docx

— 33.48 Кб (Скачать файл)

Верховный суд Республики Беларусь

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного  органа, принимающего последнее, окончательное  решение по подсудным ему делам  и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов является Верховный Суд  (СТ. 44 Кодекса о  судоустройстве и статусе судей).

Особенности правового статуса  Верховного Суда Республики Беларусь:

- осуществляет надзор  за судебной деятельностью общих  судов республики. Процессуальными  формами этого надзора является  рассмотрение дел в кассационном  и надзорном порядке, по вновь  открывшимся обстоятельствам с  целью проверки  законности и  обоснованности постановлений, вынесенных  нижестоящими судебными инстанциями,  и исправления допущенных ими  судебных ошибок;

- является высшей надзорной  инстанцией в системе общих  судов, которая принимает окончательное  решение по уголовным, гражданским  делам и делам об административных  правонарушениях;

- даёт разъяснение по  вопросам применения законодательства  Республики Беларусь, возникающим  при рассмотрении судебных дел,  и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

- вносит предложения в  Конституционный Суд Республики  Беларусь о проверке конституционности  нормативных правовых актов;

- рассматривает по первой  инстанции дела особой сложности  и особого общественного значения;

- имеет также разветвлённую  по сравнению с другими общими  судами организационно-функциональную  структуру, включающую руководящие  органы (Пленум и Президиум) и  обширный и многочисленный аппарат  суда, обеспечивающий осуществление  правосудия и выполнения иных  функций высшего судебного органа;

-обеспечивает специализированное  рассмотрение дел по четырём  направлениям: уголовному, гражданскому, военному и вопросам авторского  права, что проявляется в наличии  соответствующих судебных коллегий  в его составе.

Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но и, в известной мере, направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применить определённые нормы права.

Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих  органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования судебной системы  и преследует цель обеспечения законности и деятельности её органов.

В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Верховный Суд не обладает правом законодательной инициативы.

Состав Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя Суда, первого заместителя и заместителей Председателя Суда, судей и народных заседателей и действует в  составе:

- судебной коллегии по  гражданским делам;

- судебной коллегии по  уголовным делам;

- Военной коллегии;

- судебной коллегии  по  делам интеллектуальной собственности ;

- Президиума;

-Пленума.

Количественный состав судей  Верховного Суда устанавливается Президентом  Республики Беларусь по представлению  Председателя Верховного Суда.

Судьи Верховного Суда должны иметь стаж работы в должности  не менее пяти лет. Последнее условие  не относится к судьям судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которые могут не иметь высшего  юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим  или естественнонаучным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее пяти лет. На таких судей Верховного Суда не распространяются общие требования, установленные для кандидатов на должность судьи общего суда о сдаче квалификационного экзамена и прохождении специальной подготовки.

Судьи Верховного Суда назначаются  Президентом  с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда и исполняют свои обязанности бессрочно.

Количество народных заседателей  для Верховного Суда составляет 10 человек  на одного судью. Их подбор и составление списков народных заседателей осуществляется областными (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Списки народных заседателей Верховного Суда утверждаются Президентом.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Судебные коллегии обеспечивают специализацию  судей при рассмотрении дел. Они  формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом по представлению Председателя Суда (ч.2 ст. 56 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). При этом учитывается  как желание самого судьи, так  и стаж его работы, предшествующий опыт.

В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 24 судьи, судебная коллегия по гражданским  делам – 15, Вое6нная коллегия – 6, судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности – 7 судей. Такой различный  количественный состав коллегии связан с объёмом их работы. Традиционно  число гражданских дел, рассматриваемых  Верховным Судом, меньше числа уголовных. Военная коллегия имеет дело лишь с небольшой категорией лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Судебная же коллегия по делам интеллектуальной собственности создана только в 2000 году и осуществляет правосудие в узкой, специфической сфере гражданского права.

В необходимых случаях Председатель Верховного Суда или его первый заместитель  вправе привлекать судей, входящих в  состав одной из судебных коллегий, к рассмотрению дел, отнесённых к  компетенции другой судебной коллегии (ч.4 ст. 56 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Судебные коллегии рассматривают  дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч.1 ст. 57 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

При необходимости Президентом  Республики Беларусь по представлению  Председателя Верховного Суда в Суде могут образовываться кассационная судебная коллегия и иные судебные коллегии, апелляционная коллегия для  специализированного расследования  дел (ч.3 ст. 45 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Однако на практике такие коллегии ещё не создавались.

Судебная коллегия по уголовным  делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела:

- о преступлениях, совершённых  высшими должностными лицами  государства, депутатами Палаты  Представителей и членами Совета  Республики Национального собрания  Республики Беларусь и судьями;

- подсудные нижестоящим судам  и переданные в данный суд  с согласия обвиняемого и его  защитника в целях обеспечения  объективности судебного разбирательства;

- подсудные нижестоящим судам  и принятые к производству  по собственной инициативе в  связи с их особой сложностью  либо особым общественным значением  (ст. 269 УПК).

На основании указанных критериев  Верховным Судом в разные годы были рассмотрены уголовные дела о грубом нарушении правил дорожного  движения, следствием которого явилась  гибель людей, в том числе Первого  Секретаря ЦК КПБ П. М. Машерова, Председателя президиума Верховного Совета БССР Ф. А. Сурганова; о столкновении пассажирского поезда Гродно-Орша с электропоездом Олехновичи-Минск, в результате которого погибло 22 и было покалечено 82 человека; об автомобильной катастрофе пассажирского автобуса «Икарус260» 62 маршрута в г. Минске, где погибло 24 человека и несколько человек получили телесные повреждения; о преступлениях, совершённых во время Великой Отечественной войны бывшими карателями охранного батальона СС, принимавшими участие в массовых уничтожениях людей.

Судебная коллегия рассматривает  уголовные дела по первой инстанции  в составе судьи Верховного Суда, который является председательствующим, и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает 10 лет лишения свободы  или обвиняемый является несовершеннолетним. В противном случае дело слушается  судьей Верховного Суда единолично.

Судебная коллегия по гражданским  делам рассматривает по первой инстанции дела:

- по жалобам на отказ в  регистрации республиканских и  международных общественных объединений  граждан;

- по заявлениям о прекращении  деятельности таких объединений;

- по жалобам на отказ в  регистрации инициативной группы  по проведению республиканского  референдума;

- по жалобам на отказ в  регистрации политических партий;

- по заявлениям о прекращении  деятельности политических партий;

- по жалобам на решения Президента  Республики Беларусь по вопросам  гражданства;

- по жалобам на отказ Центральной  комиссии Республики Беларусь  по выборам и проведению республиканских  референдумов в регистрации кандидатов  в Президенты Республики Беларусь;

- другие категории дел, подсудные  Верховному Суду в соответствии  с актами законодательства.

Верховный Суд вправе изъять любое  гражданское дело из любого общего суда и принять его по своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 45 ГПК). Рассмотрение гражданских дел  осуществляется судьёй Верховного Суда единолично.

В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения  и постановления областных (Минского городского) судов по уголовным и  гражданским делам, не вступившие в  законную силу.

В порядке надзора судебные коллегии рассматривают протесты на постановления  президиумов областных (Минского городского) судов, а также на вступившие в  законную силу решения, приговоры, определения  и постановления областных (Минского городского) судов по уголовным и  гражданским делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке  в Верховный Суд (ч. 2 ст. 407 УПК; ч.2 ст. 440 ГПК).

Судебная коллегия по гражданским  делам осуществляет пересмотр решений, определений и постановлений  по вновь открывшимся обстоятельствам, если они были предметом её рассмотрения по первой инстанции, в кассационном или надзорном порядке (ст. 453 ГПК). В то же время разрешение вопроса  о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся  обстоятельствам производится судебной коллегией Верховного Суда в отношении приговоров, определений, постановлений областных (Минского городского) судов (п.2 ч.1 ст. 422 УПК).

Судебные коллегии рассматривают  дела в кассационном, надзорном порядке  и по вновь открывшимся обстоятельствам  в составе 3 судей.

В судебных коллегиях Верховного Суда, как и областных (Минском городском) судах, создаются составы судей  для разрешения дел, поступающих  из определённых областей и г. Минска. За каждым составом, в который входят председатель и двое судей, закрепляется конкретная область. Этот состав должен обеспечить рассмотрение в кассационном и надзорном порядке дел, поступивших  из своей области (зоны). Такой зональный  принцип распределения дел между  судьями Верховного Суда обеспечивает эффективный контроль за деятельностью нижестоящих судов, возможность поддерживать с ними постоянную связь и оказывать помощь в выявлении и устранении судебных ошибок и других недостатков в судебной деятельности.

Судебная коллегия по делам  интеллектуальной собственности  начала свою работу в 2000 году. К полномочиям этой судебной коллегии отнесены дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе (ст. 45 и 359  ГПК). Коллегия действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривает дела в составе 3 судей (ч.1 ст. 26 ГПК).

Приговоры и решения Верховного Суда по уголовным и гражданским  делам обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат, но  могут быть опротестованы  в порядке надзора  в Президиум  Верховного Суда (ч. 6 ст. 370 УПК, ч.4 ст. 399 ГПК). Это положение противоречит ч.3 ст. 115 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей право сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование  решений, приговоров и других судебных постановлений, о чём имеется  заключение Конституционного Суда  Республики Беларусь.

Судебные коллегии Верховного Суда по направлениям своей деятельности изучают  и обобщают судебную практику общих судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения  по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ч. 2 ст. 57 Кодекса о судоустройстве и статусе  судей).

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые  входят в состав соответствующих  коллегий и одновременно являются заместителями  Председателя Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей  Верховного Суда. Количественный и  персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда (ч. 1 и ч. 2 ст. 53 Кодекса  о судоустройстве и статусе судей). В настоящее время в Президиуме насчитывается 15 членов. По приглашению  Председателя Верховного Суда в заседаниях Президиума могут  принимать участие  судьи и работники аппаратов  общих судов, а также иные лица(ч. 3 ст. 53 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Информация о работе Верховный суд Республики Беларусь