Уголовно-исполнительная система, её понятие, содержание, принципы деятельности и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

Особое место в системе правоохранительных органов занимает уголовно-исполнительная система (УИС), которая, наряду с правоохранительными функциями, реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение.

Содержание работы

Введение.................................................................................................................. 3
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, понятие и функционирование …………………………………………….…………………4
Уголовно-исполнительная система, её понятие, содержание, принципы деятельности и задачи. ……..…………………………………………...……... 18
Заключение…………………………………………………………………..….. 27
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

контр. уип!!!.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Органы расследования оказывают администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, помощь в изучении личности осужденных. Особенно это значимо для организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Данные, имеющиеся в личном деле осужденного при поступлении его в воспитательную колонию, содержат недостаточно полные сведения. В деле имеются копия приговора, анкета арестованного и некоторые другие данные. В нем отсутствуют такие сведения, которые нередко устанавливает следователь в процессе расследования и в которых нуждается воспитатель: о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, о роли несовершеннолетнего осужденного в его совершении, о прошлой преступной деятельности, данные, характеризующие поведение осужденного до ареста в быту, на производстве, и т.д. Представление следователем таких сведений путем направления письменной информации, консультирования персонала воспитательной колонии создают предпосылки для эффективной воспитательной работы с осужденным. Такая форма взаимодействия с органами расследования применима по отношению к взрослым преступникам и для других исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей и уголовно-исполнительных инспекций.

При совершении освобожденными от наказания или отбывающими наказание нового преступления администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, содействует органам расследования в изучении личности обвиняемого, представляя на него развернутую характеристику, а в случае необходимости – копии других материалов из его личного дела.

В исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов расследования и суда другие совершенные ими преступления. Выявление их – важная задача как органов расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой общей задачи, например, в местах лишения свободы возникла такая форма их взаимодействия, как работа среди осужденных по склонению их к добровольной явке с повинной.

Тесно взаимодействуют в своей деятельности суды, учреждения и органы, исполняющие наказания. Спецификой такой работы обуславливается особой ролью судов, не только применяющих наказание или освобождающих от него, но и осуществляющих на основе ст. 20 УИК судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение приговоров.

Основа взаимодействия судов, учреждений и органов, исполняющих наказания, закладывается уже в ходе судебного разбирательства, когда суд, строго соблюдая нормы законы, оказывает воспитательное воздействие на подсудимых, создавая тем самым предпосылки для организации с ними последующей эффективной воспитательной работы.

Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов РФ и уважения прав и свобод человека и гражданина. Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников и тем самым способствует восстановлению социальной справедливости, но и имеет своей целью их исправление.

Эффективность исполнения наказания непосредственно зависит от справедливости вынесенного приговора. Если правильно применены общие начала назначения наказания, закрепленные в ст. 60 УК, если наказание справедливо, соразмерно и соответствует характеру общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, то оно будет способствовать исправлению преступника.

Назначая наказание в виде лишения свободы, суд не ограничивается только его сроком. Он одновременно определяет вид исправительного учреждения и вид режима колонии, где должен отбывать наказание осужденный. Следовательно, индивидуализируя наказание, суд создает необходимые предпосылки и для индивидуализации его исполнения в местах лишения свободы.

Кроме того, назначая осужденному определенный вид исправительного учреждения (содержание в тюрьме или колонии) и устанавливая вид исправительной колонии (общий, строгий и особый режим, колонии-поселения), суд осуществляет дифференцированный подход к различным категориям осужденных, предопределяет правовые рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного воздействия, а также особенности исправительного воздействия на осужденного.

Нормы уголовно-процессуального законодательства обязывают суд выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления. Рассматривая дела по обвинению лиц, отбывающих наказание, суд может установить нарушения закона,  причины и условия, способствовавшие совершению ими новых преступлений (например, слабый контроль за осужденными в процессе отбывания наказания, плохая организация труда и быта осужденных, злоупотребления персонала и др.). В этих случаях суд вправе вынести частное определение или постановление в адрес руководителей учреждений и органов, исполняющих наказания, или вышестоящих органов управления ими о необходимости принятия мер к устранению причин, порождающих преступления (ч. 4 ст. 29 УПК).

Суд также может содействовать учреждениям и органам, исполняющим наказания, в устранении недостатков их работы при рассмотрении уголовных дел по обвинению в новых преступлениях лиц, освобожденных от наказания. В процессе судебного разбирательства нередко вскрываются такие факты, как необоснованное представление к досрочному  освобождению осужденных, которые в процессе отбывания наказания характеризовались отрицательно, и ряд других причин и условий, способствующих совершению освобожденными иных преступлений. Вскрывая их в процессе судебного разбирательства, суд может частным определением или постановлением, адресованным руководителям учреждений и органов, исполняющих наказания, способствовать устранению этих недостатков.

Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территория субъектов РФ и местного самоуправления предполагает тесное взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами государственной власти и органами местного самоуправления указанных выше  территорий. Такое взаимодействие имеет законодательную основу. Закон № 5473 – I, УИК определяют основные направления взаимодействия данных органов. Прежде всего следует указать на взаимодействие по оказанию материальной и иной помощи исправительным учреждениям.

Для этого имеет место беспроцентное кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной материальной помощи. Некоторые субъекты РФ и органы местного самоуправления освободили исправительные учреждения от платы республиканских, краевых и областных, местных налогов, установили пониженную ставку оплаты за землю, водоснабжение, электроэнергию и т.д. Указанные финансовые льготы существенно облегчают положение предприятий исправительных учреждений, являющихся в значительной степени экономически убыточными, а также позволяют привести материальное положение осужденных в соответствие с требованиями международных правовых стандартов и норм уголовно-исполнительного законодательства.

Органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления активно взаимодействуют с исправительными учреждениями в деле реализации гарантий правовой и социальной защиты их персонала.

Законодательством предусмотрены определенные финансовые преимущества сотрудникам исправительных учреждений, льготы в обеспечении жильем, детскими садами, телефонной связью и т.п. Реализация их в условиях конкретных регионов дислокации исправительных учреждений осуществляется при непосредственной помощи региональных органов власти и органов местного самоуправления. В этом же аспекте важно взаимодействие по вопросу комплектования квалифицированными кадрами персонала исправительных учреждений. Уголовно-исполнительным законодательством предусматривается взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с учреждениями и органами, исполняющими наказания, в деле обеспечения правопорядка в местах дислокации (расположения) учреждений.

Некоторым осужденным для обеспечения производственной деятельности и хозяйственных нужд исправительного учреждения предоставляется право передвижения за пределами колонии без конвоя или сопровождения. Границы такого передвижения согласовываются руководителями исправительного учреждения с органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 96 УИК).

Важное значение имеет взаимодействие с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в проведении воспитательной работы с осужденными. Формы такого взаимодействия довольно разнообразны: создание и улучшение материальной базы воспитательной работы (комплектование библиотек, ремонт клубов, киноаппаратуры, видео – и телевизионной техники и т.д.), участие в проводимых воспитательных мероприятиях, привлечение для этих же целей государственных и иных организаций республики, края, области, города или района. Так, органы местного самоуправления обязаны содействовать в проведении воспитательной работы с осужденными военнослужащими в дисциплинарных воинских частях (ч. 3 ст. 165 УИК).

В числе таких форм взаимодействия особо следует выделить меры по закреплению результатов исправительного воздействия на осужденных, направленные на предупреждение новых преступлений, рецидива со стороны освобождаемых от отбывания наказания. Важность тесного взаимодействия в этом направлении деятельности объясняется все еще низкой эффективностью работы учреждений и органов, исполняющих наказания. В результате от наказания освобождаются неисправившиеся, с твердой установкой на продолжение преступной деятельности, осужденные, за поведением которых необходим контроль, либо осужденные без достаточной подготовки к жизни на свободе.

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с полицией направлено на решение двух задач. Первая – это обеспечение правопорядка во время отбывания наказания, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений осужденных, совершаемых во время отбывания наказания. Для решения этой задачи, например, при исполнении наказания в виде лишения свободы оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также уполномоченными на то органами (включая оперативные аппараты полиции) проводится оперативно-розыскная работа (ч. 2 ст. 84 УИК). Она направлена на обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, розыск бежавших и уклоняющихся от отбывания наказания осужденных и т.д.

Вторая задача – это профилактика и предотвращение преступлений освобожденных от наказания, в первую очередь лиц, судимых за особо тяжкие и тяжкие преступления, а также тех освобожденных, которые в период отбывания наказания зарекомендовали себя с отрицательной стороны.

Во взаимодействии указанных органов можно условно выделить два этапа. Первый – подготовительный – начинается не позднее чем за шесть месяцев до освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. Формой взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, и полиции на данном этапе является проведение с осужденными, подлежащими освобождению, бесед об условиях и правилах жизни после освобождения, месте будущего проживания и работы и т.д. Такие беседы содействуют более ответственному отношению со стороны осужденных к акту освобождения, к своим гражданским правам и обязанностям. В этот же период происходит информирование органов внутренних дел, органов местного самоуправления и федеральной службы занятости о предстоящем освобождении осужденного, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (ч. 1 ст. 180 УИК).

Второй этап взаимодействия – взаимное информирование учреждений и органов, исполняющих наказания, и полиции об освобожденных и принятие совместных мер по предупреждению с их стороны новых преступлений.

Например, информация администрации исправительных учреждений содержит наряду с общими сведениями, характеризующими личность освобожденного, его связи с преступными элементами, намерения, если они были установлены в процессе отбывания наказания, и другие данные, могущие представлять интерес для полиции в целях предупреждения повторных преступлений со стороны таких лиц.

Таким образом, тесное взаимодействие администрации мест лишения свободы и иных органов, исполняющих наказания, с полицией по закреплению результатов исправительного воздействия служит предпосылкой предупреждения новых преступлений со стороны освобожденных от отбывания наказания.

Формы взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, не исчерпываются приведенными выше. Кроме того, направления и формы взаимодействия не являются чем-то постоянным, они изменяются, совершенствуются либо отмирают под воздействием динамично развивающихся социально-экономических, политических, духовных и иных условий жизни общества. Несомненно только то, что достижение целей, поставленных перед уголовным наказанием, невозможно без тесного взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, с другими институтами государства и общества в целом.

 

2. Уголовно-исполнительная система,  её  понятие,   содержание, принципы деятельности и задачи.

 

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ( в ред. Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 4-ФЗ) определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

В соответствии со ст. 5 Закона уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной  системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Виды органов учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. К ним относятся (см. Приложение):

Информация о работе Уголовно-исполнительная система, её понятие, содержание, принципы деятельности и задачи