Принципы уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие. В отличие от Уголовного кодекса УИК РФ не раскрывает содержания указанных принципов, поэтому сущность каждого из них и всей системы вместе следует выводить из научного анализа используемых в законе терминов, характера и направленности отдельных норм Кодекса, а также многолетней практики их применения. Целью данной контрольной работы является изучение содержания принципов уголовно-исполнительного права.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
Принципы уголовно исполнительного права………………………………..4
1. Принцип законности………………………………………………………..5
2. Принцип гуманизма………………………………………………………...6
3. Принцип демократизма…………………………………………………….8
4. Принцип равенства перед законом………………………………………...9
5. Принцип дифференциации и индивидуализации………………………..10
6. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения…………..12
7. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием….....13
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………..16

Файлы: 1 файл

контрольная по уг-исп.docx

— 34.47 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..2

Принципы  уголовно исполнительного права………………………………..4

1. Принцип законности………………………………………………………..5

2. Принцип гуманизма………………………………………………………...6

3. Принцип демократизма…………………………………………………….8

4. Принцип равенства перед законом………………………………………...9

5. Принцип дифференциации и индивидуализации………………………..10

6. Принцип рационального применения  мер принуждения, средств исправления  осужденных и стимулирования их правопослушного

поведения……………………………………………………………………..12

7. Принцип соединения наказания  с исправительным воздействием….....13

Заключение……………………………………………………………………15

Список  использованной литературы………………………………………..16

 

 

 

 

 

Введение.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие  положения правовой системы. Особую значимость они приобретают в  ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм. Принципы права существуют независимо от того, отражены они прямо в  статьях закона или же не отражены. Они вытекают из всего содержания закона при его толковании. Но закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях закона устраняет разнобой, разноголосицу в определении круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит, и единому применению норм данного законодательного акта.

Отличительной особенностью принципов  уголовно-исполнительного права  является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное  положение предполагает исключение из него, то оно перестает быть принципом  и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение. Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 году, Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения, а тем более для оправдывания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания - ст.3 «Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятая 9 декабря 1975 года Генеральной Ассамблеи ООН.

Система принципов уголовно-исполнительного  права базируется на Конституции  Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.

В отличие от Уголовного кодекса  УИК РФ не раскрывает содержания указанных  принципов, поэтому сущность каждого  из них и всей системы вместе следует  выводить из научного анализа используемых в законе терминов, характера и  направленности отдельных норм Кодекса, а также многолетней практики их применения. Целью данной контрольной  работы является изучение содержания принципов уголовно-исполнительного права. Главная задача моего исследования - раскрытие принципов уголовно-исполнительного права.

 

 

 

 

 

 

 

Принципы уголовно-исполнительного  права.

В принципах уголовно-исполнительного  законодательства выражаются общие  принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они  предопределяют стратегию и направления  развития, а также содержание как  уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его  институтов, обеспечивают системность  правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие  требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

Принципы уголовно-исполнительного  законодательства не являются, как  нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст.8 УИК  РФ, во-первых, определяют систему и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний. Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания. В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

К числу общеправовых принципов  уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых  принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью. К числу отраслевых принципов  относятся: рациональное применение мер  принуждения, средств исправления  осужденных и стимулирование их правопослушного поведения.

1. Принцип законности

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции  РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в  ряде международных документов. В  уголовно-исполнительном праве он выражен  в верховенстве закона, регулирующего  исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми  актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

2. Принцип гуманизма

В уголовно-исполнительном законодательстве (праве) принцип гуманизма проявляется  в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм. регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражавшая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В Кодексе закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или нет предусмотренную законом широкую систему льгот. Особенно полно принцип гуманизма нашел свое воплощение в Федеральном законе от 21 февраля 2001 г., который в Государственной Думе в третьем чтении проходил под рубрикой "в части облегчения условий содержания задержанных и осужденных". Линия на дальнейшую гуманизацию нашла свое отражение и в Законе от 21 ноября 2003 г. № 161-ФЗ, которым осужденным предоставлены дополнительные льготы, изменен порядок представления к условно-досрочному освобождению и др.

Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и  ко всему обществу в целом, обеспечивая  должный порядок и спокойствие  граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране, по пресечению различных попыток проникновения как со стороны осужденных, так и иных граждан на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и ряда аналогичных действий. Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также  в тех целях, которые ставит государство  при исполнении наказания: исправление  осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется  также в средствах исправительного  воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.

3. Принцип демократизма

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного  права. Прежде всего, он реализуется  в признании осужденного субъектом  этой отрасли права. В Международном  пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый  человек, где бы он ни находился, имеет  право на признание его правосубъектности”. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Данный принцип закреплен, в  частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждений и органов. Этой задаче отвечают и нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д.

Принцип демократизма проявляется  и в других направлениях: в порядке  подачи и разрешении жалоб и заявлений  осужденных; языке обращений и  переписке; контроле органов государственной  власти и органов местного самоуправления; судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания; контроле общественных объединений.

4. Принцип равенства  перед законом

Истоком данного принципа является конституционный принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными ООН принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст. 6).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами  нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с Пекинскими правилами ООН для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

Информация о работе Принципы уголовно-исполнительного права