Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы заключается в изучении института отказа в возбуждении уголовного дела.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение оснований отказа в возбуждении уголовного дела;
2. Описание процессуального порядка отказа в возбуждении уголовного дела.

Содержание работы

Введение 3
1. Основания отказа в возбуждении уголовного дела. 4
2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела. 16
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

УПК (чист).doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Уголовные дела об изнасиловании, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч. 1 ст. 131 УК), нарушении равноправия граждан, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств ( ч. 1 ст. 136 УК), нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или   иных сообщений, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств ( ч. 1. Ст. 138 УК), нарушении неприкосновенности жилища, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств (ч. 1 ст. 139 УК), необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК), о нарушении авторских и смежных прав, совершенном при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 146 УК), и о нарушении изобретательских и патентных прав, совершенном при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 147 УК), именуются делами частно-публичного обвинения. Их особенность заключается в том, что указанные дела (так же как и дела частного обвинения) возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но, в отличие от дел частного обвинения, прекращению в связи с примирением  потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

Но вместе с тем прокурор, а  также следователь или дознаватель  вправе возбудить любое уголовное  дело частного или частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этом случае обвинение приобретает  публично-правовой характер.

6) Отсутствие согласия указанного в законе органа (должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности.

В п. 6 ст. 24 УПК РФ указано, что «отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 2 и 2.1 части первой статьи 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 части первой статьи 448 УПК РФ».

Возбужденно в отношении указанных, а также некоторых других лиц уголовное дело подлежит прекращению, пока не будет соблюден предусмотренный законом порядок привлечения их к уголовной ответственности. Данный порядок, заключающийся в необходимости получить специальное согласие на привлечение определенных должностных и не должностных лиц к уголовной ответственности, урегулирован не только УПК РФ, но и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Разновидностей данного  основания прекращения уголовного дела, как минимум, являются восемь:

а) отсутствие согласия соответствующей  квалификационной коллегии судей на привлечение к уголовной ответственности судьи (п. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);

б) отсутствие согласия Конституционного Суда РФ на привлечение к уголовной  ответственности члена этого  Суда (ст. 15 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

в) отсутствие согласия соответствующей  палаты Федерального Собрания на привлечение к уголовной ответственности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (п. «а» ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

г) отсутствие согласия на привлечение  к уголовной ответственности  Председателя Счетной палаты, заместителя  Председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты той палаты Федерального Собрания, которая назначила их на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»);

д) отсутствие согласия Государственной  Думы на привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам Человека в РФ (ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);

е) отсутствие согласия Генерального прокурора РФ на привлечение к  уголовной ответственности:

- зарегистрированного  кандидата на должность Президента  Российской Федерации (ч. 6 ст. 41 Федерального  закона «О выборах Президента  Российской Федерации»),

- зарегистрированного  кандидата в депутаты Государственной  Думы (п. 7 ст. 49 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

ж) отсутствие согласия прокурора  субъекта Российской Федерации на привлечение  к уголовной ответственности:

- депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования (п. 7 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- зарегистрированного  кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, а равно зарегистрированного кандидата в выборное должностное лицо местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

з) отсутствие согласия прокурора (соответственно уровню выборов) на привлечение к уголовной ответственности:

- зарегистрированного  кандидата (ч. 4 ст. 35 Федерального  закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации»),

- члена избирательной  комиссии с правом решающего  голоса в период подготовки  и проведения выборов Президента. Зарегистрированным кандидатом признается лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента РФ, кандидатом в депутаты Государственной Думы, кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления,

- члена избирательной  комиссии с правом решающего  голоса в период подютовки  и проведения выборов депутата  Государственной Думы (ч. 10 ст. 23 Федерального  закона «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»),

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов (ст. 12 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления),

- члена комиссии по  проведению референдума Российской  Федерации с правом решающего  голоса во время подготовки к проведения референдума Российской Федерации (ч. 7 ст. 20 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).

Также уголовное дело подлежит прекращению в случае принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность деяния, если он принят до вступления приговора по делу в законную силу.

Законодатель предусмотрел также основания прекращения  уголовного преследования в отношении  конкретного лица (ст. 27 УПК РФ), к  ним относятся:

1) непричастность к совершению преступления, т.е. если в ходе расследования уголовного дела будет установлено, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело либо предъявлено обвинение, к совершению преступления непричастно;

2) вследствие акта амнистии – акта высшего органа государственной власти. В случае, если актом амнистии полностью исключается наказание, а преступление совершено до издания данного акта – уголовное дело не возбуждается, а возбужденное дело подлежит прекращению. Для прекращения уголовного дела по данному основанию необходимо согласие обвиняемого, при наличии возражений расследование и рассмотрение дела идет обычным порядком;

3) в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор (никто не может быть осужден дважды за одно и то же преступление - ст. 50 Конституции РФ), либо определение суда или постановление судьи, не отмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

4) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

Уголовное преследование  в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование также и в отношении несовершеннолетнего, который, хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

При отсутствии основания  к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

При вынесении постановления  об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с обвинением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложную информацию о преступлении.

 

 

 

2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

При отсутствии оснований  для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Закрепленный в ст. 148 УПК РФ порядок осуществления  действий, связанных с вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, дополнен целым рядом положений, которые отсутствовали в ст. 113 УПК РСФСР, регулировавшей ранее порядок принятия рассматриваемого процессуального решения. Данные положения требуют внимательного изучения и формулирования разъяснений, которые могли бы способствовать единообразному их применению на практике.

В соответствии с требованиями ч. 1 статьи 148 УПК РФ постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела выносится «при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела». Использованное в настоящей статье понятие «основания возбуждения уголовного дела» неидентично тому, о котором говорится в ч. 2 ст. 140 и в ч. 1 ст. 146 УПК РФ.

Это более широкое  понятие. Отсутствие оснований для  возбуждения уголовного дела, о которых идет речь в ст. 148 УПК РФ, может проявиться не только собственно в отсутствии достаточных данных, указывающих на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, но и (или) в наличии оснований отказа в возбуждении уголовного дела.

При наличии основания  для отказа в возбуждении дела выносится мотивированное постановление. Мотивированность предполагает указание в тексте постановления анализа его оснований. Если в результате проверки заявления о преступлении будет установлена ложность содержащихся в нем сведений об участии в совершении преступления определенных лиц, то органы уголовного преследования обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос. В постановлении об отказе в возбуждении дела по заявлению должно содержаться решение и об отказе в возбуждении дела в отношении заявителя. 

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит  из трех частей - вводной,  описательной и резолютивной. В нем должны быть указаны день, месяц, год, населенный пункт его составления, должность, звание (классный чин), фамилия и инициалы должностного лица, кем оно вынесено, повод и основание к началу уголовного процесса, признаки какого преступления предполагались и мотивировка наличия одного из оснований отказа в возбуждении уголовного дела, ссылка на ст. 148 УПК РФ и в случае необходимости на конкретный пункт ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а также собственно решение об отказе в возбуждении уголовного дела, об уведомлении заявителя и о разъяснении ему права обжаловать это постановление.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенным на основании п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

Информация о работе Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела