Международный уголовный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:34, доклад

Описание работы

Международный уголовный суд (МУС), юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском статуте, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке. МУС является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций международным органом. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды. Хотя его расходы покрываются в основном за счет начисленных взносов государств-участников, он также может принимать добровольные взносы правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

Файлы: 1 файл

Международный уголовный суд.docx

— 69.84 Кб (Скачать файл)

Международный уголовный суд (МУС), юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском статуте, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке.

МУС является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций международным органом. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды. Хотя его расходы покрываются в основном за счет начисленных взносов государств-участников, он также может принимать добровольные взносы правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

Международное сообщество давно стремилось создать постоянный международный суд, а в 20 веке на основе консенсуса были приняты определения геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Нюрнбергский и Токийский процессы рассматривали военные преступления, преступления против мира и преступления против человечности, совершенные в ходе Второй мировой войны.

Созданные в 1990-х годах в конце «холодной войны» трибуналы, такие как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде стали результатом консенсуса в понимании, что безнаказанность неприемлема. Однако, с учетом того, что созданы они были только для рассмотрения конкретных преступлений, совершенных в конкретное время и в условиях конкретных конфликтов, сложилось мнение, что нужен независимый и постоянный условный суд.

В июле 1998 года в Риме 120 государств — членов ООН прииняли Римский статут, ставший юридической основой для учреждения постоянного международного уголовного суда.

Римский статут вступил в силу 1 июля 2002 года, после того, как его ратифицировали 60 государств.

Прокурор и судьи

Прокурор


21 апреля 2003 года Ассамблея  государств — участников Статута  Международного уголовного суда  избрала Прокурором Международного  уголовного суда Луиса Морено Окампо (Аргентина)

Cудьи


В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на три, шесть и девять лет Ассамблеей государств-участников. Срок полномочий каждого члена истекает в тот год, который указан рядом с названием страны.

Председатель

Сан Хюн Сон (Республика Корея)

2015 год

Первый вице-председатель

Фатумата Дембеле Диарра (Мали)

2012 год

Второй вице-председатель

Ханс-Петер Кауль (Германия)

2015 год

Судьи

Элизабет Одьё Бенито (Коста-Рика)

2012 год

Акуа Куеньехиа (Гана)

2015 год

Эркки Коурула (Финляндия)

2015 год

Анита Ушацка (Латвия)

2015 год

Эйдриен Фулфорд (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)

2012 год

Сильвия Стайнер (Бразилия)

2012 год

Екатерина Трендафилова (Болгария)

2015 год

Даниэл Давид Нтанду Нсереко (Уганда)

2011 год

Бруно Котте (Франция)

2011 год

Джойс Алуоч (Кения)

2018 год

Санджи Ммазеноно Монагенг (Ботсвана)

2018 год

Кристина ван ден Вингарт (Бельгия)

2018 год

Куно Тарфуссер (Италия)

2018 год

Сильвиа Алехандра Фернандес де Гурменди* (Аргентина)

2018 год

Кунико Одзоки* (Япония)

2018 год

Рене Блаттманн (Боливия)

2009 год


В июле 1998 года в Риме 120 государств — членов Организации Объединенных Наций заключили договор для учреждения впервые за всю историю постоянного международного уголовного суда. Этот договор вступил в силу 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств станут участниками Статута посредством ратификации или присоединения.

«Давняя мечта о создании международного уголовного суда почти сбылась, — недавно заявил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан. — Мы надеемся на то, что, наказав виновных, МУС принесет определенное утешение пережившим ужасы войны людям и общинам. Более важным является то, что, как мы надеемся, он будет сдерживать потенциальных военных преступников и приблизит тот момент, когда ни один правитель, ни одно государство, ни одна хунта и ни одна армия где бы то ни было не сможет нарушать права человека безнаказанно».

В настоящем фактологическом бюллетене рассматриваются некоторые из вопросов общего характера, касающихся Суда.

Почему страны решили учредить Международный уголовный суд? Чем он будет отличаться от других судов?


В 1948 году после Нюрнбергского и Токийского процессов после второй мировой войны Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций впервые признала необходимость создания постоянного международного суда для рассмотрения преступлений, которые по своей жестокости аналогичны тем, которые были совершены в недавнем времени. С того времени вопрос о необходимости создания такого суда обсуждался как в Организации Объединенных Наций, так и вне ее. Масштабы, размах и отвратительный характер зверств, совершенных в течение последних 20 лет во многих частях мира, придали импульс процессу создания постоянного механизма для привлечения к ответственности тех, кто совершил такие преступления, как геноцид, этнические чистки, обращение в сексуальное рабство и причинение тяжких телесных преступлений, включая ампутацию конечностей у некомбатантов, даже у детей, а также для того, чтобы наконец покончить с безнаказанностью, которой столь часто пользуются те, кто стоит у власти.

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций отреагировал на события в Руанде и бывшей Югославии, создав трибуналы для привлечения преступников к суду. Однако трибуналы, создаваемые после совершения преступлений, обычно связаны мандатами, которые являются конкретными с точки зрения времени и территории. Создание такого трибунала является сложнейшим, длительным и дорогостоящим мероприятием. Более эффективным и действенным было бы создание постоянного суда, наделенного правом привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении самых серьезных преступлений, зверств и массовых убийств. Он сможет быстро принимать меры и, видимо, сокращать масштабы или продолжительность насилия; в силу самого своего существования он будет обеспечивать гораздо более высокую степень сдерживания. Потенциальные военные преступники могут передумать и не осуществить свои планы, если они будут знать, что их привлекут к ответственности, причем к индивидуальной ответственности, несмотря на то, что они могут стоять во главе государств. Международный уголовный суд, учрежденный в качестве независимого органа, сможет действовать в случае совершения преступлений, подпадающих под его юрисдикцию, без особого на то мандата от Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

За какие преступления будет судить Суд?


Суд наделен мандатом судить не государства, а физических лиц и привлекать их к ответственности за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества: военные преступления, преступления против человечности и геноцид, а также, в конечном счете, преступление агрессии. Общее заблуждение состоит в том, что Суд сможет судить только тех, кто совершал такие преступления в прошлом, однако дело обстоит иным образом. Суд будет обладать юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в июле 2002 года Статута в силу.

Геноцид определен как ряд запрещенных деяний, таких, как убийство или причинение серьезных телесных повреждений, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

В соответствии со Статутом, преступления против человечности включают в себя такие преступления, как истребление гражданского населения, обращение в рабство, пытки, изнасилование, принудительная беременность, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным или гендерным мотивам и насильственное исчезновение людей, но лишь в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население.

Требование о «широкомасштабном или систематическом нападении» в случае преступлений против человечности является очень важным, поскольку оно устанавливает более высокий порог и особые масштабы и/или размах для того, чтобы то или иное преступление подпадало под юрисдикцию Суда. Это отличает их от произвольных актов насилия, таких, как изнасилования, убийства или даже пытки, которые порой могут осуществляться даже военнослужащими в форме, но которые в действительности не могут квалифицироваться как преступления против человечности.

Военные преступления включают в себя серьезные нарушения Женевских конвенций и другие серьезные нарушения законов и обычаев, которые могут применяться во время международного вооруженного конфликта, а также во время «вооруженного конфликта немеждународного характера», как они  перечислены в Статуте, когда они совершаются в рамках плана или политики или в крупных масштабах.

Как обстоит дело с агрессией? Говорится ли о ней в Статуте?


Агрессия была включена в качестве одного из преступлений, на которые распространяется юрисдикция Суда. Однако сначала государства-участники должны достичь соглашения по двум следующим моментам: определение агрессии, составление которого оказалось сложным, и условия, при которых Суд может осуществлять свою юрисдикцию. В настоящее время рассматриваются несколько предложений. Некоторые страны считают, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и с учетом мандата, которым он наделяет Совет Безопасности, только Совет имеет право определять факт совершения акта агрессии. Если по этому моменту будет достигнуто согласие, то тогда необходимо будет определение Совета, прежде чем Суд сможет принять какие-либо меры. Другие страны считают, что таким полномочием должен быть наделен не только Совет Безопасности. В настоящее время рассматриваются предложения о предоставлении такой функции Генеральной Ассамблее или Международному Суду, чтобы они действовали, когда были выдвинуты обвинения в агрессии, а Совет Безопасности в течение определенного времени не принял меры. Подготовительная комиссия продолжит свою работу над вопросом об агрессии.

Как обстоит дело с терроризмом и незаконным оборотом наркотических средств? 


В Риме был проявлен значительный интерес к распространению юрисдикции Суда на терроризм, однако было решено не делать этого. В настоящее время, в дополнение к различным договорам, запрещающим многие конкретные акты терроризма, и с учетом событий 11 сентября 2001 года государства — члены Организации Объединенных Наций занимаются разработкой всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом. На одной из будущих конференций по обзору, если государства примут соответствующее решение, юрисдикция Суда может быть распространена на преступление терроризма. 

Одно государство (Тринидад и Тобаго) проявило интерес к учреждению международного суда для судебного преследования за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, и благодаря этому был активизирован процесс, завершившийся учреждением Международного уголовного суда. Во время переговоров в Риме делегации осознали, что из-за широкомасштабности проблемы незаконного оборота наркотических средств распространение на него юрисдикции Суда с вытекающей отсюда необходимостью проводить расследования, скорее всего, приведет к быстрому истощению ограниченных ресурсов Суда. Однако незаконный оборот наркотических средств может также быть добавлен на одной из будущих конференций по обзору.

Какова связь между этим международным судом и национальными судами?


Юрисдикция Суда очень тщательно сформулирована в Статуте. Вся идея Суда основывается на принципе дополняемости, который означает, что Суд может осуществлять свою юрисдикцию только в том случае, если национальный суд не способен или не готов сам ее реально осуществить. Первенство всегда отдается национальным судам. Международный уголовный суд не задумывался для замены власти национальных судов. Однако порой государственная судебная система разваливается и прекращает функционировать. 

Аналогичным образом, могут существовать правительства, которые закрывают глаза на зверства или же сами участвуют в них или случаи, когда должностные лица будут воздерживаться от судебного преследования высокопоставленных лиц. 

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы Суд мог действовать? Когда он может действовать?


В Римском статуте изложены четкие условия, когда Суд может осуществлять свою юрисдикцию, а также конкретные требования касательно того, когда он может это делать. Существует много гарантий для предотвращения явно необоснованных или политически мотивированных процессов, при этом предусмотрено много разных возможностей для протестов. Когда государство ратифицирует Статут, оно соглашается признавать юрисдикцию Суда в отношении преступлений, перечисленных в нем. Суд может осуществлять свою юрисдикцию в ситуациях, которые отвечают одному из следующих условий: одной или несколькими сторонами являются государства-участники; обвиняемый является гражданином государства-участника; преступление совершено на территории государства-участника; или государство, которое не является участником Статута, решило признать юрисдикцию Суда в отношении конкретного преступления, совершенного на его территории или его гражданином. Однако эти условия не применяются, когда Совет Безопасности, действуя на основании главы VII Устава, передает ту или иную ситуацию Прокурору. 

Однако до того, как Суд начнет действовать, сначала должно кое-что произойти. Либо государство-участник передает «ситуацию» Прокурору; Совет Безопасности передает «ситуацию» Прокурору; или же Прокурор возбуждает расследование по своей инициативе, как это предусмотрено Статутом.

Каково значение Элементов преступлений и Правил процедуры и доказывания? Могут ли они менять цель Статута?


С точки зрения вклада в развитие международного права завершение составления Элементов преступлений является эпохальным достижением. Это сборник с указанием условий, контекстов и субъективной стороны, или умысла, необходимых для установления факта совершения геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности. Элементы преступлений содержат подробные определения преступлений, перечисленных в Статуте. Во время процесса составления была проявлена большая осторожность, с тем чтобы не изменить цель Статута. Элементы преступлений сами по себе не имеют обязательной силы, но имеют силу убеждения.

В Правилах процедуры и доказывания излагаются общие принципы и четкие описания конкретных процедур, лежащих в основе Статута и дополняющих его положения. Все процедуры, о которых идет речь в Статуте, подробно описаны. Различным участникам процесса адресованы конкретные указания, описывающие то, как они должны осуществлять конкретные действия, о которых идет речь в Статуте, какие шаги они должны предпринимать, их последовательность, обстоятельства, т.е. все процессуальные подробности. Как Элементы преступлений, так и Правила процедуры и доказывания играют подчиненную роль перед положениями Статута.

Где находится Суд?


Местопребыванием Суда Гаага, Нидерланды, которые активно и непосредственно участвовали в подготовке открытия Суда. Они выбрали соответствующее место и объявили международный конкурс на лучший архитектурный проект здания Суда. По плану строительство нового здания площадью 30 000 кв. м. будет завершено к 2007 году. До этого времени Суд будет размещаться в помещениях напротив Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии.

Кто оплачивает работу Суда?


Международный уголовный суд является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций органом. Согласно его Статуту, его расходы будут покрываться за счет начисленных взносов государств-участников и добровольных взносов правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований. В особых случаях средства могут выделяться Организацией Объединенных Наций при условии одобрения Генеральной Ассамблеей, когда это связано с расходами, понесенными из-за передачи «ситуации» Суду Советом Безопасности. Взносы государств-участников будут начисляться на основе шкалы, утвержденной Организацией Объединенных Наций для ее регулярного бюджета, однако любое государство может по своему желанию добровольно выделить дополнительные средства. Нидерланды, принимающая страна Суда, выразила свою готовность предоставить средства для проведения первой сессии Ассамблеи государств-участников. 

Информация о работе Международный уголовный суд