Международный уголовный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:24, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – это изучение проблемы определения международной правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. изучить историю становления МУС, в том числе, определить международно-правовой статус МУС в современном мире, участие Российской Федерации в становлении МУС;
2. рассмотреть основные проблемы определения правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. История становления Международного уголовного суда в международном праве. Определение его юрисдикции ………………………...7
1.1. Основные этапы становления Международного уголовного суда в современном международном праве …………………………………….7
1.2. Определение международно-правового статуса Международного уголовного суда в современном мире ……………….12
1.3. Участие Российской Федерации в становлении Международного уголовного суда ……………………………………….15
Глава 2. Основные проблемы определения правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве …22
2.1. Определение понятия «юрисдикции» Международного уголовного суда ……………………………………………………………22
2.2. Применимое право Международного уголовного суд ………..33
Глава 3. Вопросы судопроизводства в Международном уголовном суде как элементы его правосубъектности, его особенности …………….………..39
Заключение ………………………………………………….……………..56
Список использованных источников ………………………….…………59

Файлы: 1 файл

второй вариант Cекретарева_МУС (МарГУ)1.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. История становления  Международного уголовного суда в международном  праве. Определение его юрисдикции ………………………...7

1.1. Основные этапы  становления Международного уголовного  суда в современном международном праве …………………………………….7

1.2. Определение международно-правового  статуса Международного уголовного суда в современном мире ……………….12

1.3. Участие Российской  Федерации в становлении Международного уголовного суда ……………………………………….15

Глава 2. Основные проблемы определения правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве …22

2.1. Определение понятия  «юрисдикции» Международного уголовного суда ……………………………………………………………22

2.2. Применимое право Международного уголовного суд ………..33

Глава 3. Вопросы судопроизводства в Международном уголовном суде как элементы его правосубъектности, его особенности …………….………..39

Заключение ………………………………………………….……………..56

Список использованных источников ………………………….…………59

 

Введение

 

Международный уголовный суд (далее, МУС) – первый постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также, с 2010 г., за преступления агрессии. Учрежден на основе международного договора – Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 году1.

Международный уголовный  суд создан с целью положить конец безнаказанности лиц, совершающих наиболее серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества в целом. «Те, кто совершает военные преступления, проводит политику геноцида и других преступлений против человечности, отныне не уйдут от правосудия. Человечество будет в состоянии защитить себя, ответить на самые худшие проявления человеческой натуры одним из самых великих своих достижений – законом»2. Это – фрагмент выступления Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана по поводу создания МУС.

Цель деятельности МУС – это создание глобальной комплексной системы правовых мер по предупреждению, пресечению и выявлению тяжких международных преступлений, а также привлечению виновных к ответственности. Учреждение МУС стало значительным шагом вперед по реализации этой задачи3.

После создания действенного и прогрессивного механизма борьбы с международными преступлениями, вызывающих озабоченность всего мирового сообщества, – независимого постоянного Международного уголовного суда, возник вопрос об его эффективной и результативной деятельности. Решение этой задачи напрямую зависело и зависит от активного участия государств в его работе путем ратификации и имплементации норм данного международного соглашения в свои правовые системы. О важности выделенной проблемы свидетельствует озабоченность государств – участников Статута, которые постоянно в принимаемых документах подчеркивают значение и необходимость всеобщего присоединения к Римскому Статуту.

Тема работы особенно актуально в настоящее время в связи с тем, что условия борьбы с национальной преступностью осложняются ростом таких преступлений, которые представляют опасность не только для отдельных государств, но и для всего человечества и требует совместных усилий и повседневного сотрудничества в борьбе с ними. Указанное несомненно обуславливает актуальность дипломного исследования, в частности, проблем создания, правосубъектности международного органа уголовной юстиции, призванного решать сложные вопросы международно-правового характера, определения его места в системе международного уголовного права.

С момента учреждения МУС исследованиям правовых основ  его деятельности посвящено большое  число статей и монографий отечественных  и иностранных ученых. В монографиях, посвященных изучению выделенной проблемы, анализируются принципы международного уголовного права, применимое право, юрисдикция МУС, составы преступлений, деятельность МУС в уголовном преследовании.

Различные аспекты правосубъектности  МУС находятся в разработке в трудах таких исследователей, как А.Х. Абашидзе, Г.И. Богуш, А.Г. Волеводз, В.А.  Волеводз, С.В. Глотова, Н.В. Генрих, Н.И. Костенко, К.Н. Лаптева, И.С. Марусин, М.Н. Марченко, В.Н. Ойвин, О.И. Рабцевич, В.Н. Русинова, А.С. Салгереев, О. Солера, А.Ю. Скуратова, Е.Н. Трикоз и др.1

Об участии Российской Федерации в МУС писали О.Н. Ведерникова И.А. Конюхова, Е.Д. Костылева, А.С. Подшибякин, Б.Р. Тузмухамедов и др.2

Цель дипломной работы – это изучение проблемы определения международной правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. изучить историю становления МУС, в том числе, определить международно-правовой статус МУС в современном мире, участие Российской Федерации в становлении МУС;
  2. рассмотреть основные проблемы определения правосубъектности Международного уголовного суда в современном международном праве;
  3. обратить внимание на вопросы судопроизводства в МУС как элементы его правосубъектности, его особенности.

Объектом исследования является комплекс теоретических и  практических проблем, связанных с институтом определения международной правосубъектности Международного уголовного суда.

В качестве предмета представленного исследования выступают отношения международного уголовного права, затрагивающие основные вопросы практики Международного уголовного суда.

Методологической основой дипломного исследования являются общенаучные методы познания (анализ, синтез, дедукция и др.) и специальные методы научного исследования (исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой).

Эмпирическую базу исследования составили юридические документы, определяющие полномочия МУС и порядок его деятельности: Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент суда.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении работы обосновывается актуальность темы, цель, задачи исследования, объект и предмет дипломного изучения. Первая глава посвящена исследованию истории становления МУС. Вторая глава посвящена основным проблемам определения правосубъектности МУС в международном праве. В третьей главе раскрываются вопросы судопроизводства в МУС как элементы его правосубъектности. В заключении формулируются основные выводы по теме.

 

Глава 1. История становления  Международного уголовного суда в международном  праве. Определение его юрисдикции

 

1.1. Основные  этапы становления Международного  уголовного суда в современном  международном праве

 

Идея создания постоянного международного уголовного суда, который призван судить транснациональные преступления, выходившие за пределы национальных юрисдикций, возникла в начале ХХ в. Так, после Второй мировой войны, когда и национальная, и транснациональная преступность стала интенсивно расти, криминологическая обстановка в мире потребовала неотложных согласованных мер. Расширение международного сотрудничества в этой области стало неизбежным. А оно может быть осуществлено лишь при наличии координирующих международных организаций. Организация Объединенных Наций признала необходимость учреждения международного уголовного суда для преследования преступления международного характера.1

В резолюции Генеральной Ассамблеи A/RES/260А (III) от 9 декабря 1948 года «признавая, что на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству; и, будучи убеждена, что для избавления человечества от этого отвратительного бедствия необходимо международное сотрудничество»2 утвердила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

После того как Комиссия международного права ООН сделала вывод о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея ООН создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект статута в 1951 году и пересмотренный проект статута в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии.

Комиссия международного права  ООН по поручению Генеральной Ассамблеи ООН после длительного перерыва возобновила в 1982 г. работу над Проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Комиссия изложила свое мнение, что принятие Кодекса преступления против мира и безопасности человечества будет недействительным, если он не будет влечь за собой создание Международного уголовного суда1.

В декабре 1989 года в ответ  на просьбу Тринидада и Тобаго Генеральная Ассамблея обратилась к Комиссии международного права  с просьбой возобновить работу над  вопросом о международном уголовном суде, обладающим юрисдикцией, распространяющейся на незаконный оборот наркотических средств. Затем, в 1993 году, в бывшей Югославии разразился конфликт, и военные преступления, преступления против человечности и геноцид в форме «этнических чисток» вновь приковали к себе международное внимание2.

Важнейшей вехой в  истории создания постоянного суда стало учреждение Советом Безопасности ООН двух трибуналов ad hoc – Международного трибунала от 25 мая 1993 г. для судебного  преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., и Международного уголовного трибунала от 8 ноября 1994 г. для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1993 г. по 31 декабря 1994 г.1

Вскоре после этого  Комиссия международного права успешно  завершила свою работу над проектом Статута Международного уголовного суда и в 1994 году представила проект Статута Генеральной Ассамблее. Для рассмотрения основных вопросов существа, вытекающих из этого проекта Статута, Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, который собирался дважды в 1995 году.

После того как Генеральная  Ассамблея рассмотрела доклад Комитета, она создала Подготовительный комитет для Международного уголовного суда для подготовки сводного проекта текста для представления дипломатической конференции. Подготовительный комитет, который собирался в период с 1996 по 1998 годы, провел свою заключительную сессию в марте и апреле 1998 года и завершил работу над составлением проекта текста.

На своей 52-й сессии Генеральная Ассамблея ООН постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении международного уголовного суда, которая впоследствии состоялась в Риме, Италия, 15 июня – 17 июля 1998 года «для завершения разработки и принятия конвенции об учреждении международного уголовного суда»2.

17 июля 1998 г. представители  160 государств – членов ООН, 17 межправительственных организаций, 14 специализированных институтов  и учреждений ООН и 124 неправительственных  организаций собрались в Риме, чтобы рассмотреть вопрос об  учреждении первого в мире постоянного Международного уголовного суда, предназначенного для рассмотрения деяний физических лиц, содержащих признаки преступлений глобального характера: геноцид, военные преступления, преступления против человечности, агрессия. Представители государств 120 голосами «за» при семи «против» приняли Статут Международного уголовного суда.

Для вступления в силу Римского статута была необходима его  ратификация 60 странами. По состоянию  на 11 апреля 2002 г. Устав Международного уголовного суда ратифицировали 66 государств. В соответствии со ст. 126 Статут вступает в силу в первый день первого месяца после того, как 60 стран передадут в ООН документы, свидетельствующие о ратификации. Устав МУС вступил в силу 1 июля 2002 г.

3 – 10 сентября 2002 г. в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН прошла первая сессия Ассамблеи государств – участников МУС, на которой формировались его рабочие органы и решались другие процедурные вопросы1.

12 апреля 2002 г. на Пленарной  сессии Подготовительной комиссии  Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выступил речью и заявил: «Те, кто совершает военные преступления, проводит политику геноцида и других преступлений против человечности, отныне не уйдут от правосудия. Человечество будет в состоянии защитить себя, ответить на самые худшие проявления человеческой натуры одним из самых великих своих достижений - законом»2.

В феврале 2003 г. были избраны  на 9-летний срок первые 18 судей МУС, которые выбрали одного из своих  судей канадца Ф. Кирша Президентом  МУС. На последующих сессиях в  сентябре 2003 г. и сентябре 2004 г. продолжилось формирование органов МУС. В апреле 2003 г. аргентинец Луис Морено Окампо избран первым Прокурором МУС, вступившим в свою должность 16 июня 2003 г. С этой даты началась деятельность Международного уголовного суда.

Информация о работе Международный уголовный суд