Сравнительно-правовой анализ правового статуса Международного уголовного суда и Верховного суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:50, практическая работа

Описание работы

Согласно ст. 4 Римского Статута Суд обладает международной правосубъектностью. Он также обладает такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.
Суд может осуществлять свои функции и полномочия, как это предусмотрено в настоящем Статуте, на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства. Дополняет органы национальной юстиции.

Файлы: 1 файл

sravnitelno-pravovoy_analiz.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Сравнительно-правовой анализ

 

Наименование суда

Международный уголовный суд

 

Основополагающие документы

Римский статут

Правила процедуры и доказывания

Элементы преступлений

Регламент Суда

Регламент Секретариата

Кодекс профессионального поведения адвокатов

Финансовые положения и правила

Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного уголовного суда

 

Подсудность

Согласно ст. 4 Римского Статута Суд обладает международной правосубъектностью. Он также обладает такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.

Суд может осуществлять свои функции и полномочия, как это предусмотрено в настоящем Статуте, на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства. Дополняет органы национальной юстиции.

Уголовные дела

 

Юрисдикция

По ст. 5 Римского Статута Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

Предметная: геноцид, преступления против человечности, военные преступления

Временная юрисдикция: преступления, совершенные после 01 июля 2002 г.

Территориальная и персональная юрисдикция: преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника; по резолюции Совета Безопасности ООН

 

Применимое право

Суд применяет:

a) во-первых, настоящий Статут, Элементы преступлений и свои  Правила про-цедуры и доказывания;

b) во-вторых, в соответствующих  случаях, применимые международные  дого-воры, принципы и нормы международного  права, включая общепризнанные принципы  международного права вооруженных  конфликтов;

c) если это невозможно, Суд применяет общие принципы  права, взятые им из национальных законов правовых систем мира, включая, соответственно, национальные законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного преступления, при условии, что эти принципы не являются несовместимыми с настоящим Статутом и с международным правом и международно признанными нормами и стандартами.

2. Суд может применять  принципы и нормы права в  соответствии с тем, как они  были истолкованы в его предыдущих  решениях.

3. Применение и толкование права в соответствии с настоящей статьей должно соот-ветствовать международно признанным правам человека и не допускать никакого небла-гоприятного проведения различия по таким признакам, как гендерный признак, как это определено в пункте 3 статьи 7, возраст, раса, цвет кожи, язык, религия или вероиспове-дание, политические или иные убеждения, национальное, этническое или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение.

 

Порядок возбуждения  дел

одно из государств-участников передаёт прокурору суда некоторую ситуацию;

Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию (в том числе и в отношении тех государств, которые не являются участниками МУС);

прокурор МУС начинает расследование в отношении какого-либо государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

 

Порядок рассмотрения дел

Оценка информации Прокурором

Решение Прокурора о начале расследования

Собирание доказательств

Протокол допроса в целом

Запись допросов в отдельных случаях

Сбор данных о состоянии здоровья соответствующего лица

Сбор доказательств на территории государства-участника

Содержание под стражей в государстве ареста

Образование Судебной палаты

Протоколы разбирательства, передаваемые Палатой предварительного

Производства

Решение о признании вины

Совещания

Вынесение решений Судебной палаты

 

Организационная структура и состав

Президиум

Президиум суда образуют его Председатель, первый и второй Вице-председатели. Они избираются абсолютным большинством голосов судей на трёхлетний срок и могут быть переизбраны только один раз.

Президиум осуществляет текущее управление делами Суда, координирует деятельность с Прокурором и выполняет иные функции, связанные с работой Суда.

Отделения и палаты суда

Структура собственно судебного компонента Международного уголовного суда состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. В свою очередь отделения включают в себя палаты, их количество может быть различным и определяется в зависимости от степени сложности, находящихся в производстве суда дел.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и ещё четырех судей, а Судебное отделение и Отделение предварительного производства — не менее чем из шести судей каждые. При этом в Апелляционную палату должны входить сразу все судьи Апелляционного отделения, в одну Судебную палату — не менее трёх судей Судебного отделения, а в одну Палату предварительного производства — не менее трёх судей либо одного судьи соответствующего отделения в зависимости от сложности рассматриваемого дела.

Канцелярия Прокурора

Канцелярия Прокурора является независимым органом МУС, которая уполномочена осуществлять уголовное преследование ответственных за преступления лиц и предъявлять им обвинений. Канцелярия возглавляется Главным Прокурором. Независимость прокуратуры заключается в том, Прокурор и его заместители назначаются не Судом, а избираются Ассамблеей государств-участников наравне с судьями также сроком на девять лет, повторно переизбраны быть не могут и не должны представлять одно государство.

В настоящее время Главным Прокурорм МУС является представительница Гамбии Фату Бенсуда, ранее эту должность занимал с 2003 по 2012 годы аргентинец Луис Морено Окампо.

Секретариат

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания Суда. Возглавляется секретарём, который избирается судьями на пятилетний срок.

Судьи

Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет Ассамблеей государств-участников суда, причём каждая из региональных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время (апрель 2013 года) 3 судей представляют Восточную Европу, 3 — Азию, 4 — Африку, 2 — Латинскую Америку, а остальные 5 — Западную Европу и другие государства.

Все судьи избираются по двум спискам. Список «А» включает в себя лиц, являющихся признанными специалистами в сфере уголовного права и процесса, а также обладающих необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора либо адвоката в этой сфере. Список «В» состоит из лиц, которые являются авторитетными специалистами в сфере международного права, а именно в области международного гуманитарного права и прав человека, и имеют большой опыт юридической практики.

Кандидаты на должность судьи должны получить наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств- участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании. В состав суда не могут одновременно входить два лица, представляющих одно и то же государство.

При отборе судей учитываются следующие критерии:

представительство основных правовых систем мира;

пропорциональное географическое представительство в зависимости от количества государств в региональных группах;

равное представительство судей женского и мужского пола.

Если срок службы судьи истёк, но при этом в той палате, где он заседал, было начато с его участием судебное рассмотрение конкретного дела, он вправе оставаться в должности судьи до тех пор, пока это дело не будет рассмотрено по существу.

 

Материальное и денежное обеспечение

Расходы Суда и Ассамблеи государств-участников, включая ее Бюро и вспомога-тельные органы, предусмотренные в бюджете, принимаемом Ассамблеей государств-участников, покрываются за счет следующих источников:

a) начисленные взносы, производимые  государствами-участниками;

b) средства, предоставленные  Организацией Объединенных Наций, подлежащие утверждению Генеральной  Ассамблеей, в частности в связи с расходами, понесенными в связи с передачей ситуаций Советом Безопасности.

 

Требования, предъявляемые к судьям и претендентам на должность судьи

Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляе-мым в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности.

Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать:

i) признанной компетентностью  в области уголовного и процессуаль-ного права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства; или

ii) признанной компетентностью  в соответствующих областях между-народного  права, таких, как международное гуманитарное право и права человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда.

c) Каждый кандидат на  избрание в состав Суда должен  в совершенстве знать по меньшей  мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем.


Заключение

Выполнив сравнительно-правовой анализ правого статуса Международного уголовного суда и Верховного суда Российской Федерации на основании основополагающих (правоустанавливающих) документов можно заключить, что Международный уголовный суд имеет более глубокую юрисдикцию и подсудность. Юрисдикция Международного уголовного суда представлена тремя видами предметов (преступлений): геноцид, преступления против человечности, военные преступления; и следует по порядку установленному Римским Статутом: 1)оценка полученной информации Прокурором, 2) предварительное расследование, 3)расследование, 4) судебное разбирательство, 5)Совещание и вынесение решения Судебной палатой. Верховный суд Российской Федерации осуществляет только судебное разбирательство и вынесение решения. Дополнительно Верховный суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

В тоже время юрисдикция и подсудность Верховного суда Российской Федерации представлена шире, относительно Международного уголовного суда. Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам  и вправе выносить решения по всем видам преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Международный уголовный суд имеет больший объем применимого права. Верховный суд Российской Федерации применяет право России и положения международного права (права человека).

Организационная структура и составы судов различны, как и различны требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. В соответствии с Римским Статутом предусмотрены два вида судей: по спискам «А» и «В». Судьи Верховного суда Российской Федерации являются несменяемыми, в отличие от судей Международного уголовного суда, избирающихся на  срок 9, 6 или 3 года. Также Международным уголовным судом установлено требование к равенству представительства судей женского и мужского пола, но не указаны требования к минимальному и максимальному возрасту судей, как для судей Верховного суда Российской Федерации.

Международный уголовный суд находится на полном материальном и финансовом содержании государств-участников Римского Статута.

По моему мнению правовой статус Международного уголовного суда установлен точнее (основательнее) статуса Верховного суда Российской Федерации (в основополагающих документах прописаны все стадии судопроизводства и расследования, в то время как законодательство России не предусматривает такого понятия вообще).

На сегодняшний день Российская Федерация относится к ряду государств, подписавших Римский Статут, но так и не ратифицировавших его. Мне кажется, это вредит Российской Федерации, в частности международному сотрудничеству.


Информация о работе Сравнительно-правовой анализ правового статуса Международного уголовного суда и Верховного суда РФ