Организация и деятельность Международного уголовного суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ деятельности Международного уголовного суда как средства обеспечения реализации права вооруженных конфликтов.
Задачи:
- Изучить историю создания МУС
- Проанализировать правовую основу МУС
- Выяснить структуру и особенности организационной деятельности МУС
- Изучить вопрос компетенции МУС
- Проанализировать вопросы преступления агрессии в международном уголовном праве
- Выяснить роль римского статуса относительно военных преступлений

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Основа деятельности Международного уголовного суда 4
1.1 История создания Международного уголовного суда 4
1.2 Понятие и правовая основа международного уголовного суда 9
ГЛАВА 2. Организация и деятельность Международного уголовного суда 12
2.1 Состав и управление делами международного уголовного суда 12
2.3 Вопросы преступления агрессии в международном уголовном праве 20
2.4 Система военных преступлений по Римскому статуту Международного уголовного суда 28
Заключение 31

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Основа деятельности Международного уголовного суда 4

1.1 История  создания Международного уголовного  суда 4

1.2 Понятие  и правовая основа международного  уголовного суда 9

ГЛАВА 2. Организация и деятельность Международного уголовного суда 12

2.1 Состав  и управление делами международного  уголовного суда 12

2.3 Вопросы  преступления агрессии  в международном  уголовном праве 20

2.4 Система  военных преступлений  по Римскому  статуту  Международного уголовного  суда 28

Заключение 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Современная система международных  отношений во многом формировалась  на пепелище Второй мировой войны. С  ее окончания прошло почти 70 лет, но совершенные тогда преступления, совершаются и в XXI веке. Несмотря на все усилия международного сообщества, до сих пор приходится сталкиваться с такими явлениями как геноцид, акты военной агрессии. Поэтому очевидно, что принципы, положенные в основу решений Нюрнбергского трибунала, должны иметь универсальное применение в будущем. Учреждение Международного уголовного суда является самым значительным достижением международного уголовного правосудия со времен создания самой ООН и уже успешно функционирующего Международного суда.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что происходящие сегодня в мире события тесно  связаны с деятельностью организации. Несмотря на то, что Международный  уголовный суд  функционирует  с 2002 года,  этот постоянный судебный орган сталкивается с трудностями, что делает невозможным его работу. Например, после свержения режима Муаммара Каддафи, представители МУС в 2012 году отправились в Ливию для встречи с сыном Муаммара Каддафи - Сейфом аль-Исламом, обвиняемым международным судом в преступлениях против человечности в ходе вооруженного противостояния в 2011 году.  Представители ливийских властей, несмотря на то, что Ливия является участником МУС, открыто воспрепятствовали деятельности его представителей и задержали их по подозрению в незаконной передаче документов задержанному Сейф аль-Исламу. Реакция мирового сообщества, однако, в скором времени позволила урегулировать вопрос.

Еще одной проблемой на пути к полноценному осуществлению  полномочий МУС, является то, что не все государства являются участниками  организации, среди них: США, КНР, Иран, Израиль, Россия. Причем последняя подписала Римский статус, но не тарифицировала его, а все остальные страны возражают против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду.

Объектом данной курсовой является Международный уголовный  суд, а предметом является рассмотрение его как средство обеспечения  реализации права вооруженных конфликтов.

Цель курсовой работы: анализ деятельности Международного уголовного суда как средства обеспечения реализации права вооруженных конфликтов.

Задачи:

- Изучить историю создания  МУС

- Проанализировать правовую  основу МУС

- Выяснить структуру и  особенности организационной деятельности  МУС

- Изучить вопрос компетенции  МУС

- Проанализировать вопросы  преступления агрессии в международном  уголовном  праве

- Выяснить роль римского  статуса относительно военных  преступлений 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основа деятельности Международного уголовного суда

1.1 История создания Международного уголовного суда

 

В идее создания Международного уголовного суда воплощены многовековые стремления человечества к справедливому  миропорядку, невозможному без наказуемости тяжких преступлений, посягающих на основы человеческой цивилизации. «Уже давно  было признано, – отмечается в приговоре  Нюрнбергского трибунала, – что  международное право налагает долг и обязанности на конкретных лиц  так же, как и на государство…Преступления против международного права совершаются  людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных  лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права».

Первые призывы основать международный трибунал для осуждения  лиц, виновных в совершении массовых тяжких преступлений в ходе франко-прусской войны, прозвучали в 1872 году из уст основателя Международного Комитета Красного Креста Густава Муанье. Однако на международно-правовом уровне идея МУС (пока еще как суда ad hoc)впервые была обозначена в статье 227 Версальского мирного договора 1919 года. Согласно данной статье, германский император Вильгельм II Гогенцоллерн, «виновный в тяжком оскорблении международной морали и нерушимости международных договоров», должен был предстать перед специально созданным международным трибуналом. Как известно, попытка организовать такой суд провалилась ввиду отказа Нидерландов (по иронии судьбы – государства, на территории которого ныне находится штаб-квартира МУС) выдать императора. Последовавшие за этим фарсовые процессы над военными преступниками, организованные в Германии, наглядно показали недостаточность национальной уголовной юрисдикции для преследования международных преступлений.

Следующая попытка основать международный уголовный судебный орган была сделана в 1934 году в  качестве ответной реакции на акт  международного терроризма 9 октября 1934 года в Марселе (убийство югославского короля Александра и министра иностранных  дел Франции Луи Барту). Уже 16 ноября 1934 года были открыты для подписания две конвенции – Конвенция  о предотвращении терроризма и Конвенция  о создании Международного уголовного суда. Этот Суд должен был рассматривать  дела физических лиц по обвинению  в совершении террористических актов. Конвенцию о создании Суда подписали  лишь 13 государств, причем ни одно из них  не ратифицировало ее.

Ключевым событием, оказавшим  существенное влияние на развитие международного уголовного правосудия, своего рода его  «свидетельством о рождении», стало  проведение после завершения Второй мировой войны международных  уголовных процессов над военными преступниками в Нюрнберге и  Токио. Нюрнбергский процесс обоснованно  считается «исходной точкой»  современного международного уголовного права. Как справедливо отмечает Е. Н. Трикоз, «Нюрнбергское международное уголовное право, став феноменом правовой культуры, значительно расширило базу солидарных антивоенных действий стран и народов и в этом смысле способствовало укреплению универсальной основы национальных уголовных законодательств, превратившись постепенно в глобальную правовую систему (Римский статут 1998 года и юриспруденция Международного уголовного суда)».

Признавая позитивное влияние  Нюрнбергского и токийского трибуналов на развитие идеи МУС, следует в то же время указать на некоторые  их конструктивные недостатки. Прежде всего, это были суды победителей  над побежденными. Не получили должной  правовой оценки военные преступления союзников, что стало предметом  критики со стороны современников. Вызвало нарекания и то, что  суд состоял лишь из судей стран  союзников. Большинство судей, кроме  того, уже принимало участие в  конференциях по разработке Устава Международного военного трибунала. Поэтому под вопрос были поставлены беспристрастность и независимость судей. Конечно, по многим причинам Нюрнбергский трибунал нельзя рассматривать в качестве эталона органа международной уголовной юстиции. Тем не менее, это не умаляет его значения и не снижает обоснованности его приговора. В конечном итоге Нюрнбергский процесс стал пусть и не безупречной, но победой права над войной. Международное сообщество единодушно одобрило приговор и правовые итоги Нюрнбергского трибунала. На первой же сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 95(1) от 11 декабря 1946 года были единогласно одобрены принципы, выраженные в Уставе Международного военного трибунала и его приговоре. Позднее, в 1950 году Комиссия международного права приняла и представила Генеральной Ассамблее кодификацию Нюрнбергских принципов. Дополненная преступлением геноцида Нюрнбергская «триада» международных преступлений отражена в Римском статуте Международного уголовного суда (далее – Статут МУС) 1998 года так же, как кодифицированы в нем и «Нюрнбергские принципы». После завершения работы трибуналов в специальной Резолюции 206 (III) , от 9 декабря 1948 года, Генеральная Ассамблея ООН предложила Комиссии международного права «рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагалось бы рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступлений геноцида и других преступлений». Генассамблея указала Комиссии на необходимость при рассмотрении этого вопроса «обратить внимание на возможность создания уголовной камеры Международного суда». Два года спустя Генеральная Ассамблея ООН приняла по данному вопросу Резолюцию 489(V), в соответствии с которой для разработки предложений, касающихся создания и статуса МУС, был учрежден специальный комитет. Комитет подготовил проект Статута Суда в 1951 году и пересмотренный проект в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить его рассмотрение до принятия определения агрессии. Вскоре работа над проектом и вовсе была приостановлена. В развитии международного уголовного права начался застой, вызванный «холодной войной» и расколом мира на враждебные лагери. Большинство государств мира еще не было готово отказаться от части своего суверенитета в пользу МУС. Эту догму суверенитета особенно подчеркивали государства социалистической ориентации.

Тем не менее, идея МУС, отвергнутая  правительствами, продолжала жить в  сознании юристов. В конце 70-х годов XX века

США был организован Международный  фонд по созданию МУС во главе с  австралийским юристом Ю. Стоуном, профессором Бостонского университета Р. Войцелем и советским юристом-международником И. П. Блищенко. Фонд провел несколько международных встреч, в ходе которых разрабатывались и обсуждались первые проекты Статута МУС и перечень подпадающих под его юрисдикцию преступлений.

Хотя «реанимация» идеи разработки Статута МУС по инициативе Тринидада  и Тобаго в 1989 году была связана с  угрозой, исходящей от международной  наркоторговли, своим рождением  Суд обязан, прежде всего, драматическим  событиям конца века в Югославии  и Руанде. Сведения о массовых актах  насилия, ставших проявлением политики так называемых этнических чисток, побудили Совет Безопасности ООН (в  соответствии с Главой VII Устава ООН) принять решение об учреждении Международного уголовного трибунала для судебного  преследования лиц, ответственных  за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные  на территории бывшей Югославии с 1991 года. Принципиальное решение о создании такого трибунала было принято резолюциями  Совета Безопасности от 22 февраля 1993 года № 808 и от 25 мая 1993 года № 827. Аналогичным  образом,  в ноябре 1994 года, Совет  Безопасности решил создать Международный  уголовный трибунал для судебного  преследования лиц, ответственных  за геноцид и другие серьезные  нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. Позднее на основе других юридических положений был создан «гибридный» трибунал для Сьерра-Леоне. Работа трибуналов ad hoc, хотя и подвергается во многом обоснованной критике, была весьма эффективной, достаточно сказать, что большинство обвиняемых предстало перед судом.

В 1993 году Комиссия международного права ООН возобновила работу над проектом Статута МУС. Спустя еще два года был создан Специальный  комитет ООН для разработки его  окончательного проекта и созыва Дипломатической конференции для  его принятия. Конференция начала свою деятельность 15 июня1998 года в Риме в штаб-квартире ФАО и продлилась до 17 июля 1998 года. В ее работе приняли  участие представители 156 стран и  около 260 неправительственных организаций. По итогам конференции в ее заключительный день  подавляющим большинством голосов (120 против 7 (США, Китай, Израиль, Ирак, Ливия, Йемен и Катар) при 21 воздержавшемся) был принят Статут МУС, содержащий 128 статей11.

Довольно быстро, менее  чем через три года после принятия и гораздо раньше, чем предрекали самые оптимистические прогнозы, 1 июля 2002 года, собрав необходимые 60 ратификаций, Статут МУС вступил в силу. Практически  «с нуля» за короткий срок была создана  уникальная международная организация. С момента вступления в должность  Прокурора МУС 16 июня 2003 года ведется  отсчет деятельности Суда. На сегодняшний  день МУС полностью сформирован  и является полноценным работоспособным  органом.

 

 

1.2 Понятие и правовая основа международного уголовного суда

 

Международный уголовный  суд   -  первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных  за  геноцид,  военные преступления  и  преступления против человечности.  В отличие от других международных  и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция - Гаага, Нидерланды.   Однако по желанию  Суда заседания могут проходить  в любом месте. Хотя его расходы  покрываются в основном за счет начисленных  взносов государств-участников, он также может принимать добровольные взносы правительств, международных  организаций,  физических лиц, корпораций и других образований. Международный  уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который  также заседает в Гааге, но имеет  иную компетенцию. МУС не входит в  официальные  структуры Организации  Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Основополагающими документами  МУС  являются Римский статут, Правила  и процедуры и доказывания, Элементы преступлений, Соглашение о привилегиях  и иммунитетах Международного уголовного суда,   Регламент Суда,  Регламент  Секретариата,  Кодекс профессионального  поведения адвокатов,  Финансовые положения и правила,  Согласованный  проект соглашения о взаимоотношениях между ООН и Международным  уголовным судом. В качестве дополнительных документов можно выделить  Правила  процедуры Ассамблеи государств-участников,  Резолюции Генеральной Ассамблеи, Доклады Суда, Доклады Генерального секретаря.

Основным учредительным  актом  МУС  является  Римский  статут  - международный договор, учредивший  Международный уголовный  суд. Принят на дипломатической  конференции  в  Риме  17 июля  1998 года  и  вступил в силу с 1 июля 2002 года.  Вступление в силу Статута МУС  оказало серьезное влияние не только на международное, но и на внутреннее право государств, прежде всего на такие его отрасли, как уголовное и уголовно-процессуальное право. Статут представляет весьма объемный (128 статей) и довольно сложный документ. Он содержит положения, относящиеся к материальному и процессуальному уголовному праву, к судоустройству, к сотрудничеству государств, обеспечивающему деятельность Суда. Существенное отличие Римского статута от юридических документов, лежавших в основе международного судебного преследования в тех случаях, когда оно имело место в прошлом, состоит в том, что он содержит смелый новый почин в области сравнительного уголовного правоведения в истинном смысле этого термина. Статут содержит то, что в уголовных кодексах англо-саксонского права называется "общей частью", а в романо-германских кодексах определяется как "материальные нормы уголовного права". Это основные нормы, регулирующие такие вопросы, как отсутствие обратной силы у правонарушений и наказаний, соучастие  и участие в преступном сговоре, а также допустимость таких оснований для освобождения от уголовной ответственности, как принуждение к действию, самооборона, фактическая ошибка не по вине субъекта и выполнение приказов вышестоящего начальства.

Информация о работе Организация и деятельность Международного уголовного суда