Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Приказы Генерального прокурора относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они основываются на положениях Конституции Республики Беларусь, Закона о прокуратуре и других законов, международных договоров Республики Беларусь.

Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок.

Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. С помощью положений регламентируется статус структурных подразделений республиканского аппарата прокуратуры Республики Беларусь, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др..

 

4.Правовое воспитание как составная  часть системы мер по борьбе  с преступностью и иными нарушениями законности.

 

 

В укреплении законности в государстве, создании обстановки, исключающей различного рода правонарушения, важное значение имеет правовое воспитание граждан. Органам прокуратуры с первых лет их существования (1922 г.) принадлежит ведущая роль в деле правового воспитания населения в духе уважения к законам и правилам общежития, непримиримости к любым нарушениям законности и установленного правопорядка.

Пропаганда закона – одно из приоритетных направлений деятельности, поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, знание и понимание закона помогает законопослушному гражданину не только избежать нарушения, но и понять, когда его права нарушены, к кому и каким образом следует обратиться, как и какими мерами он вправе добиваться защиты своих прав, восстановления нарушенного интереса, возмещения вреда, ущерба.

Прокуроры занимаются пропагандой законов в разных формах. Это:

- выступления  в печати и других средствах  массовой информации, причем не только в виде статей, но и встреч с журналистами, проведение круглых столов, ответы на вопросы, информация о состоянии законности, о наиболее острых проблемах, возникающих в деле борьбы с правонарушениями и преступностью;

- выступления с лекциями  и докладами перед населением, перед трудовыми коллективами;

- проведение занятий в различных формах обучения по правовым вопросам, а также при встречах с руководителями разных уровней, где прокурор разъясняет законодательство, в том числе на примере конкретных нарушений;

- внесение протестов  и представлений, в которых также дается разъяснение законодательства;

- выступления  прокурора в суде по уголовным  и гражданским делам, которые  рассматриваются по искам и  заявлениям прокурора.

 

 

Тема: Надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами

                                                               (общий надзор)

 

Лекция 8.

 

План

 

1.Понятие общего надзора, предмет  и пределы общенадзорной деятельности.

2.Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов.

 

 

1.Понятие общего надзора, предмет и пределы общенадзорной  деятельности.

 

Надзор за исполнением законов (общий надзор) является ведущей отраслью прокурорского надзора, оказывающего существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе и способствующего нейтрализации негативных явлений, которые сопутствуют ходу проводимых в Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.

Общий надзор обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений, а общенадзорную деятельность прокуроров наиболее сложной и трудоемкой.

Необходимо подчеркнуть два основных направления общего надзора: надзор за исполнением законов в деятельности органов управления и контроля, должностных лиц этих органов и надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов, т.е. соответствие их закону исходя из главной задачи прокуратуры обеспечить точное и единообразное применение законов.

Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:

- в обязательном вмешательстве  прокурора в связи с поступившей  информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

- наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за  исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

- активизации  и совершенствовании деятельности  органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка, путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- более активном проведении  в жизнь принципа неотвратимости  ответственности за совершение  правонарушений, привлечении к установленной  законом ответственности правонарушителей  вне зависимости от их должностного и имущественного положения;

- доведении до  населения и общественности через  радио, телевидение, периодическую  печать информации о работе  органов прокуратуры, в том числе  и в области прокурорского  надзора за исполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

-  выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

- повышении правовой культуры  должностных лиц, в особенности  руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридические действия, предпринимателей, а также граждан.

Закон о прокуратуре устанавливает предмет и пределы общенадзорной деятельности. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Правительству Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями, другими юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами. В перечень объектов прокурорского надзора не включены Администрация Президента и Управление делами Президента Республики Беларусь.

Рассматривая более широко предмет прокурорского надзора по отрасли, его содержание, в него следует включать:

- законность  и обоснованность правовых актов, издаваемых названными выше органами государственной власти, государственного и хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями, а также должностными лицами. Это различного рода постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер;

- точное и  единообразное исполнение требований  закона должностными лицами в их деятельности, в частности по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдение порядка рассмотрения жалоб, обращений, заявлений и предложений;

- соблюдение органами  государственной власти и управления, их должностными лицами прав и законных интересов предпринимателей, особенно в сфере производства, отечественных производителей;

- соблюдение законности в экономической  деятельности, в частности в налоговой, банковской сферах, при лицензировании  предпринимательской деятельности, при приватизации государственной собственности.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов делится на три группы:

  1. Полномочия по выявлению нарушения закона, их причин и способствующих им условий;
  2. Полномочия по предупреждению нарушений закона;
  3. Полномочия по устранению нарушений закона.

Полномочия первой группы обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, лицах, ответственных за его совершение, причиненном ими вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения. В зависимости от источника информации различаются полномочия, ориентированные на получение требуемых сведений путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия); истребования и изучения необходимых документов; получения информации от физических лиц, а также путем использования помощи специалистов.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор имеет право требовать от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, проведения проверок в связи с поступившим в прокуратуру материалами и обращениями. Полномочие реализуется путем направления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой провести проверку и сообщить о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Проведение проверок чаще всего поручается органам контроля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля. Прокурор имеет право требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурорами для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушением закона негативных последствий. Названные полномочия закреплены в Законе о прокуратуре:

1)опротестовывать противоречащие  закону правовые акты либо  обращаться в суд и хозяйственный суд с заявлениями (исками) о признании таких актов недействительными;

2)вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им условий;

3)возбуждать производство об  административных право нарушениях;

4)возбуждать уголовные дела;

5)требовать привлечения лиц, нарушивших  закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);

6)освобождать лиц, незаконно подвергнувшихся  административному задержанию на  основании решений несудебных  органов;

7)предостерегать должностных лиц  о недопустимости нарушения закона.

 

2.Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением  законов.

 

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 5 «Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов» основными направлениями надзорной деятельности являются надзор за соблюдением прав и свобод граждан, законностью нормативных правовых актов и исполнением законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере, а также предупреждение правонарушений, при этом надзор за соблюдением прав и свобод граждан считается приоритетным направлением в работе.

Согласно названному приказу Генерального прокурора прокурорам вменено в обязанность систематически планировать и осуществлять проверки соблюдения законодательства об обращениях граждан в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, учреждениях, организациях и на предприятиях, давая квалифицированную правовую оценку актам этих организаций и должностных лиц, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан, восстанавливать их нарушенные права, решительно пресекать нарушения, от кого бы они ни исходили, привлекать виновных в нарушении законов к ответственности. 

В социальной сфере прокуроры сосредоточивают надзор за соблюдением трудовых имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, а также за исполнением законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан.

 

Лекция 9.

 

План

 

1.Средстсва прокурорского реагирования  на нарушения законов.

2.Протест прокурора: основания  и порядок принесения. Правовые  последствия принесения прокурорам протеста.

3.Представления прокурора: основания  и порядок представления. Правовые  последствия принесения прокурорам  представления.

4.Постановление прокурора: основания и порядок постановления. Правовые последствия принесения прокурорам постановления.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"