Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

- достижения предельного возраста, установленного для пребывания  на государственной службе;

- возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа в приеме на государственную службу;

- истечения срока, досрочного прекращения  полномочий на государственной  должности;

- несоблюдения ограничений, связанных  с государственной службой;

- разглашения сведений, составляющих  государственные секреты;

- отказ от принесения присяги;

- нарушения требований законодательства  при приеме на государственную  службу;

- отставки;

- грубого нарушения должностных  обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

- прекращение гражданства Республики  Беларусь вследствие выхода из  гражданства или его утраты;

- неудовлетворительные результаты  испытания;

- вступления в законную силу  обвинительного приговора суда.

Один из важнейших участков деятельности прокуроров всех уровней – это воспитание у подчиненных прокурорско-следственных работников нравственной чистоты, верности служебному долгу, ответственности за порученное дело.

Порядок организации воспитания молодых специалистов, повышение их профессиональной подготовки таков:

1)проведение ознакомительной беседы;

2)закрепление за молодым специалистом  опытного прокурорского работника  или старшего следователя (наставника);

3)участие молодых специалистов  на приеме граждан прокурором  района, его заместителями, опытными прокурорско-следственными работниками;

4)самостоятельная учеба по индивидуальным  планам юридической подготовки;

5)стажировка молодых специалистов  районного звена в областных  прокуратурах, их учеба в учебном центре республиканской прокуратуры, направления на курсы в Институт повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции при БГУ, самостоятельная учеба, постоянно действующие семинары по изучению нового законодательства, новых форм и методов прокурорского надзора, индивидуальная и групповая стажировки в структурных подразделениях органов прокуратуры, стажировка на рабочих местах, обобщение и распространение положительного опыта, приглашение на занятие ведущих экспертов страны, судей Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов  и пр..

Для обучения работников на местах могут быть использованы также следующие формы и методы:

1.Изучение самостоятельно или  на занятиях, проводимых в прокуратуре,  нового законодательства, методической литературы или нормативных актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. При этом на более поздних стадиях обучения каждому работнику может быть дано поручение о предварительном изучении какого-либо материала и выступлении с ним на занятиях.

2.Обсуждение планов общенадзорных проверок, планов расследования и т.д.

3.Выезд на место происшествия  для осмотра с прокурором или  его заместителем. Осмотр проводится молодым следователем, но под непосредственным наблюдением прокурора.

4.Участие в проверках, следственных действиях вместе с опытным работником, особенно по делам и вопросам, которые впервые встречаются в практике молодого специалиста, присутствие на судебных процессах, в которых участвует опытный прокурорский работник.

5.Прослушивание, рецензирование и дальнейшее обсуждение речей помощников прокурора.

6.Изучение руководящих приказов  Генерального прокурора Республики Беларусь.

7.Ознакомление с положительным  опытом работы по различным  направлениям прокурорского надзора.

8.Возложение на работника временного исполнения обязанностей по другому направлению прокурорского надзора на время болезни или отпуска основного работника.

9.Выезд для ознакомления с  практикой организации прокурорского  надзора в другие прокуратуры.

10.Поручение лицам, состоящим в  резерве, выполнения другой работы, не входящей в круг их постоянных служебных обязанностей. Так, например, помощнику прокурора, состоящему в резерве на должность заместителя прокурора, может быть поручено изучение материалов уголовных дел, поступивших от следователя для направления в суд и т.д.

Поручение работнику проведения обобщения прокурорско-следственной практики для выяснения причин допускаемых нарушений закона, например по делам, судебные решения по которым были отменены или изменены в кассационном или надзорном порядке, по жалобам, разрешенным с нарушением установленного законом срока, и т.д..

 

Лекция 7. Участие прокурора в правотворческой деятельности и правовой пропаганде.

 

План

 

1.Участие прокурора в правотворческой  деятельности.

2.Взаимодействие прокурора  с законодательными органами.

3.Юридическое значение актов  Генерального прокурора Республики  Беларусь.

4.Правовое воспитание как составная  часть системы мер по борьбе  с преступностью и иными нарушениями  законности.

 

1.Участие прокурора в  правотворческой деятельности.

 

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности осуществляется в следующих формах:

-  участие  в подготовке проектов нормативных  правовых актов;

- проведение  правовой экспертизы проектов  законов и иных нормативных правовых актов;

  • участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполнительных органов;
  • принесение протестов об отмене незаконных актов;
  • участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты;
  • внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики Беларусь о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок).

По просьбам (предложениям) Президента и Правительства Республики Беларусь, областных, районных распорядительных и исполнительных органов прокуроры совместно с другими правоохранительными и иными органами участвуют в разработке наиболее важных правовых актов, государственных и региональных программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, в особенности организованной.

К разработке таких документов и экспертизе проектов нормативных правовых актов, как правило, привлекается значительное число прокуроров. В республиканской прокуратуре создана группа по законотворческой работе из числа наиболее опытных и грамотных работников.

Закон не запрещает прокурорам и по собственной инициативе разрабатывать проекты законов и других нормативных правовых актов, проектов программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями.

Сложилась многолетняя практика, когда по взаимной договоренности Палата представителей Национального собрания и Правительство Республики Беларусь направляют в республиканскую прокуратуру проекты наиболее важных законов и других нормативных правовых актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия законодательству Республики Беларусь. Органы исполнительной власти также направляют проекты своих нормативных решений и постановлений в органы прокуратуры.

Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, оценка их с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действующему законодательству.

При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующее дополнение в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования актами общественных отношений в регулируемой сфере и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Прокурор может выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду его явного несоответствия актам более высокой юридической силы.

Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий.

При обсуждении проектов нормативных правовых актов, в особенности актов, рассчитанных на длительное применение и распространяющих свое действие на всех или на многих граждан, прокурор имеет право высказать свое мнение о законности принимаемого акта.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов.

Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам.

При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместители в пределах своей компетенции опротестовывают незаконные акты.

Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, которое широко используется прокурорами всех уровней. Участвуя в этой работе, прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы, убедить депутатов и других лиц вне законности принятого ими акта или части его, напомнить о возможных последствиях, которые могут наступить при исполнении незаконных предписаний.

Прокуроры могли бы более весомо влиять на законотворческий процесс, если бы обладали правом законодательной инициативы. Но, к сожалению, Конституция Республики Беларусь не наделила Генерального прокурора таким правом. В связи с этим в ст. 99 Конституции следовало бы внести соответствующие дополнения, включив в перечень органов и должностных лиц, обладающих правом законодательной инициативы, Генерального прокурора Республики Беларусь.

В настоящее время Прокуратура Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных актов.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять в правотворческие органы (должностному лицу) предложения о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании и признании утратившими силу нормативных правовых актов.

Генеральный прокурор вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме приказов, а также вносить на рассмотрение  Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства.

 

2.Взаимодействие прокурора  с законодательными органами.

 

К формам взаимодействия прокуратуры с законодательными органами, органами местного самоуправления следует отнести:

- взаимное информирование  о состоянии законности, борьбы  с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;

- совместная разработка и в  последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;

- совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;

- совместное определение  приоритетов в сфере борьбы  с преступностью;

- участие представителей  соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

- участие прокуроров  в заседаниях органов представительной  власти, местного самоуправления;

- предварительное ознакомление  прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.

 

3.Юридическое значение  актов Генерального прокурора  Республики Беларусь.

 

 

В соответствии с законом Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры Республики Беларусь и порядок принятия мер материального и социального обеспечения указанных работников.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в редакции от4 января 2002 г.) акты Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах его компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами по регулированию общественных отношений, являются нормативными правовыми актами. Согласно п. 16 ч. 2 этого же Закона приказ –  нормативный правовой акт функционально-отраслевого  характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления. Таким образом, приказы Генерального прокурора Республики Беларусь имеют юридическую силу нормативного правового акта.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"