Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 21:17, курс лекций

Описание работы

1.Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации и деятельности прокуратуры.
2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.
3.Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Правовое регулирование прокурорского надзора.
4.Предмет и система прокурорского надзора. Место курса “Прокурорский надзор” в системе юридических дисциплин.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

- равенства всех участников  координационной деятельности в  постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций;

- самостоятельности каждого правоохранительного  органа в пределах предоставленных  ему законодательством Республики Беларусь полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и мероприятий;

- гласности в той мере, в какой  она не противоречит требованиям  законодательства о защите прав  и свобод человека и гражданина, государственной и иной охраняемой  законом тайны;

- ответственности руководителей  каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

- проведение координационных совещаний  руководителей правоохранительных  органов;

-  текущий обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

- совместные выезды в регионы  для проведения согласованных  действий, проверок и оказания  помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

- создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

- проведение совместных целевых  мероприятий по выявлению и  пресечению преступлений и условий, способствующих их совершению;

- взаимное использование возможностей  правоохранительных органов в  повышении квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций, оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью по основаниям и в порядке, предусмотренных законом;

- издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов;

- издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом деятельности по борьбе с преступностью;

- разработка и утверждение согласованных  полугодовых, а при необходимости - перспективных планов координационной  деятельности.

Принцип гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: органы прокуратуры действуют гласно и открыто  в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан средств массовой информации.

Однако не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. №186 утвержден Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь в области внешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области национальной безопасности.

К служебной информации ограниченного распространения не могут быть отнесены:

- описание структуры прокуратуры  республики, ее функций, направлений  и форм деятельности, а также  адреса нижестоящих прокуратур;

- порядок рассмотрения и разрешения  обращений граждан и юридических  лиц;

- решения по обращениям граждан  и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке;

- сведения о нарушении законности, неправомерности действий или  бездействии государственных органов  и должностных лиц, криминогенной  ситуации, правонарушениях;

- сведения, сокрытие которых искажает  реальную ситуацию в области правоохранительной деятельности.

 

Лекция 4. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.

 

План

 

1.Основные задачи и направления  деятельности  органов прокуратуры,  их классификация.

2.Отрасли прокурорского надзора.

 

1.Основные направления деятельности  органов прокуратуры,  их классификация.

 

 

В соответствии с Законом о прокуратуре  деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, а также охраняемых законом общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

- точным и единообразным исполнением  законов, декретов, указов и иных  нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Правительству Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, местными представительными и распорядительными органами, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;

- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- исполнением законодательства  при производстве дознания и  предварительного следствия;

-  соответствием закону судебных  решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

- исполнением законодательства  в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура Республики Беларусь в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:

1)надзор за исполнением законов  органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Эту сферу принято называть общим надзором;

2)надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и  оперативно-розыскную деятельность;

3) надзор за исполнением законов  при рассмотрении дел судами;

4) надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

5) борьба с нарушениями  законов, определяющих права, свободы  и охраняемые законом интересы личности;

6) борьба с преступностью и  другими правонарушениями, расследование  преступлений, обвинение, обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление;

7) разработка совместно с другими  государственными органами мер  по предупреждению преступлений и иных правонарушений или координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями;

8) участие в совершенствовании  законодательства и пропаганде  законов, а также работы по  повышению уровня культуры граждан и воспитанию у них законопослушания.

Задачи и направления деятельности прокуратуры можно классифицировать по четырем группам.

К первой группе относятся направления:

- общий надзор (надзор  за исполнением законов органами  государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами);

- надзор за  исполнением законов органами, осуществляющими  дознание,  предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность;

- надзор за исполнением  законов при рассмотрении дел судами;

- надзор за  соблюдением законов в местах  содержания задержанных, в местах  предварительного заключения, при  исполнении наказаний и иных  мер принудительного характера, назначаемых судом.

Ко второй группе относятся направления:

- борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;

- борьба с  преступностью и другими право  нарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступные деяния (действия или бездействия).

К третьей группе относится следующее направление:

- разработка  совместно с другими государственными  органами мер по предупреждению  преступлений и иных правонарушений или координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями.

К четвертой группе относятся направления:

- участие в совершенствовании  законодательства и пропаганде  законов;

- работа по  повышению уровня культуры граждан и воспитанию у них законопослушания.

 

2. Отрасли прокурорского  надзора.

 

 

Отрасль прокурорского надзора – это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующее родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.

Различают следующие направления (отрасли) прокурорского надзора:

  • надзор за исполнением законов;
  • надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • надзор за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания;
  • надзор за соответствием закону судебных решений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
  • надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказаний и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

 

 

Лекция 5. Система, структура и организация органов прокуратуры.

 

План

 

1.Понятие системы органов прокуратуры. Территориальные и специализированные  прокуратуры. Порядок формирования органов прокуратуры.

2.Центральный аппарат прокуратуры  Республики Беларусь. Правовой статус  Генерального прокурора Республики Беларусь. Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры. Прокуратуры городов, районов, межрайонные прокуратуры и приравненные к ним прокуратуры.

3.Белорусская военная  прокуратура и ее органы.

4.Транспортная прокуратура. Прокуратура по надзору за  исполнением законов в исправительных учреждениях.

 

1.Понятие системы органов  прокуратуры. Территориальные и  специализированные прокуратуры. Порядок формирования органов прокуратуры.

 

 

В соответствии со ст. 12 Закона о прокуратуре систему органов прокуратуры, кроме Республиканской прокуратуры, составляют прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры города Минска, Белорусская военная прокуратура и Белорусская транспортная прокуратура, которые возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие заместителей.

В систему органов прокуратуры входят прокуратуры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним межгарнизонные военные прокуратуры, транспортные прокуратуры. Прокуратуры возглавляют прокуроры, которые имеют заместителей.

К числу специализированных прокуратур относятся: военная прокуратура, транспортная прокуратура, прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Вопрос о создании или упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора.

 Вопрос о создании городской  или районной прокуратуры инициирует прокурор области, информируя об этом органы власти района, где планируется создание прокуратуры. Необходимость создания прокуратуры, реорганизации или ликвидация обсуждаются на коллегии прокуратуры области с участием заместителя Генерального прокурора Республики.

Решение коллегии областной прокуратуры предварительно рассматривается и обсуждается в соответствующих управлениях и отделах республиканской прокуратуры, а затем этот вопрос с учетом мнения соответствующих управлений и отделов выносится на рассмотрение коллегии прокуратуры республики.

Решение коллегии республиканской прокуратуры и необходимые документы (решение коллегии областной прокуратуры, мнения районных, областных органов власти, решение коллегии республиканской прокуратуры), личное мнение Генерального прокурора и другие документы Генеральный прокурор представляет Президенту Республики Беларусь, который и принимает окончательное решение о создании, реорганизации или ликвидации органов прокуратуры.

 

 

2.Центральный аппарат  прокуратуры Республики Беларусь. Правовой статус Генерального прокурора Республики Беларусь. Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры.

 

 

Центральный аппарат прокуратуры Республики Беларусь - высшее звено прокурорской системы – является аппаратом Генерального прокурора Республики Беларусь.

Информация о работе Курс лекций по теме "Прокурорский надзор"