Деятельность руководителя следственного органа, как участника уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть процессуальные аспекты деятельности руководителя следственного органа как участника уголовного процесса. В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. Понятие и функции процессуального статуса руководителя следственного органа.
2. Нормативное выражение процессуального статуса руководителя следственного органа
3. Соотношение процессуального статуса руководителя следственного органа и иных субъектов предварительного расследования;
4. Особенности реализации руководителем следственного органа функций процессуального контроля и уголовного преследования на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие и функции процессуального статуса руководителя следственного органа.
2. Нормативное выражение процессуального статуса руководителя следственного органа.
3. Соотношение процессуального статуса руководителя следственного органа и иных субъектов предварительного расследования.
4. Особенности реализации руководителем следственного органа функций процессуального контроля и уголовного преследования на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.
Заключение.
Задача.
Практическое задание.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Руководитель следственного органа, как участник уголовного процесса..doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

В 2008 году рассмотрены  почти 49 тысяч сообщений о совершении преступлений коррупционной направленности в органах государственной власти и местного самоуправления. Возбуждено свыше 10 тысяч уголовных дел, более 5 тысяч из них окончены. В суды направлено свыше 4,5 тысячи дел21.

Некоторые примеры.

1. Следственными органами Приморского края установлено, что в 2003-2004 годах депутат законодательного собрания края, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также другие должностные лица краевой администрации путем мошенничества при реализации 30 объектов недвижимости присвоили десятки миллионов рублей. В настоящее время проверяется причастность этой преступной группы к совершению аналогичных противоправных действий в отношении более чем 100 объектов недвижимости.

2. По делу о получении взятки начальником отдела     управления по учету и распределению жилья г. Курска Свинцовой за предоставление комнаты в общежитии установлено еще 9 фактов получения ею взяток в 2005-2006 годах.

3. В Башкортостане привлечена к уголовной ответственности заместитель руководителя управления Федерального казначейства Дмитриева Н.Д., которая с 2005 года совершила хищения средств федерального бюджета на сумму около 4 миллионов рублей22.

4. Выявляются коррупционные связи государственных чиновников с криминальными структурами. Заместитель мэра г. Вышний Волочёк Тверской области Чернышев в сговоре с членами организованной преступной группы принудил предпринимателя отказаться от участия в купле-продаже магазина, после чего данное помещение было продано по заниженной цене подконтрольной преступной группе фирме.

Даже эти  единичные примеры показывают, какой  вред государству своими противоправными  действиями причиняют должностные  лица органов государственной власти и местного самоуправления.

Работа следственных органов Следственного комитета должна быть нацелена на принятие действенных  мер по максимальному возмещению ущерба, с тем чтобы преступники  не смогли воспользоваться плодами  своих противоправных деяний.

Без преувеличения  можно заявить, что особенно злободневной остается проблема коррупционных проявлений сотрудников правоохранительных органов, то есть лиц в первую очередь призванных противостоять этим преступлениям.

В 2008 году привлечено к уголовной ответственности почти 2,5 тысячи должностных лиц органов внутренних дел, тысяча военнослужащих, свыше тысячи должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, 110 представителей законодательных органов власти.

Например:

1. Заместитель Министра внутренних дел Республики Марий Эл и другие сотрудники министерства на протяжении ряда лет присваивали денежные средства, выделенные на поощрение сотрудников милиции.

2. Бывший Министр внутренних дел Республики Хакасия совместно с руководителями службы тыла присвоил товарно-материальные ценности на сумму полтора миллиона рублей.

3. Кроме того, привлечены к уголовной ответственности за должностные и коррупционные преступления несколько сотрудников службы по контролю за оборотом наркотиков во главе с генералом этого ведомства Бульбовым23.

Несмотря на постоянное давление, в том числе  с использованием средств массовой информации, в настоящее время  судебные решения по продлению сроков содержания под стражей признаны законными. После ознакомления с материалами дела все обвиняемые предстанут перед судом.

Отмечу, что  в истекшем году следователями Следственного  комитета внесено более 100 тысяч  представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений24.

Вместе с  тем в ряде случаев этой работе не достает логического завершения, ибо не всегда удается добиться от соответствующих должностных лиц принятия конкретных профилактических мер.

Руководителям следственных органов необходимо добиваться реального устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Для этого следует активнее использовать такую форму работы, как личное участие в рассмотрении представлений. В случае неполучения ответов на представления либо формальных отписок направлять материалы руководителю вышестоящего следственного органа для принятия мер реагирования.

 

 

Заключение

 

 

Уголовный процесс - одна из форм государственной управленческой деятельности, поэтому вполне естественно, что и в данной области в том или ином виде были воспроизведены формы и методы управления, характерные для государства в целом.

После изменения и дополнения, внесенные в УПК РФ в декабре 2008г., свидетельствуют, что произошло укрепление статуса руководителя следственного органа

Согласно закону, российские следственные органы — единая централизованная система. В ее основе лежит беспрекословное подчинение нижестоящих сотрудников вышестоящим. По аналогии с прокурорским надзором, осуществляемым, как известно, Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами, правомерно утверждение: расследование в России осуществляют высшие руководители следственных органов и подчиненные им следователи.

Изменения и  дополнения, внесенные в УПК РФ 02.12.2008, нацелены в первую очередь  на укрепление и без того, казалось бы, могучего статуса руководителей следственных органов. Решая данную задачу, законодатель начал с того, что подчеркнул в общем-то очевидное. Руководитель следственного органа вправе лично:

- проверять не только уголовные дела у подчиненных ему следователей, но и материалы проверок сообщений о преступлениях;

- рассматривать сообщения о преступлениях, участвовать в проверке таких сообщений;

- возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству, производить предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы;

- отказывать в возбуждении уголовных дел;

- передавать сообщения о преступлениях по подведомственности.

Требования  руководителей следственных органов, если они заявлены в пределах их компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий, организаций и граждан (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Принимая процессуальное решение по уголовному делу, руководитель следственного органа выносит постановление. Исключение из этого общего правила  составляют обвинительное заключение и обвинительный акт (п. 25 ст. 5 УПК РФ).

Закрепив за руководителем следственного органа определенные права и обязанности, законодатель в ч. 1 ст. 125 УПК РФ внес его в перечень должностных лиц, решения и действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в порядке ст. 125 УПК РФ.

 

 

Задача

 

Ознакомившись с постановлением следователя о  приостановлении предварительного следствия по уголовному делу по обвинению  Каюмова, истребовав и изучив материалы  дела, руководитель следственного органа пришел к выводу, что предварительное следствие приостановлено при отсутствии предусмотренных к тому законных условий: ряд существенных обстоятельств дела выяснен не полно, не исчерпаны процессуальные возможности установления местонахождения скрывшегося обвиняемого.

Какие меры руководитель следственного органа обязан принять  в данном случае для устранения обнаруженных им нарушений процессуального закона?

 

Решение

 

1. Предварительное следствие можно приостановить только при наличии законных оснований и условий, исчерпывающий перечень которых дан в ст. 208 УПК.

Первое основание  приостановления предварительного следствия обусловлено тем, что  лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, т.е., несмотря на принятые органом дознания и следователем меры, преступление своевременно раскрыть не удалось и у следователя нет достаточных оснований для предъявления обвинения какому-либо лицу в совершенном преступлении (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК).

Второе основание  приостановления предварительного следствия связано с тем, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК).

Третье основание  приостановления предварительного следствия представляет собой все  случаи, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК).

Четвертым основанием приостановления предварительного следствия является временное тяжелое  заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствующее его участию в следственных и иных процессуальных действиях (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК).

2. Для принятия решения о приостановлении предварительного следствия недостаточно наличие указанных выше оснований. Необходимо предварительно выполнить ряд условий.

Первое условие  приостановления является общим  для всех четырех оснований приостановления: до приостановления предварительного следствия следователь должен выполнить  все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого и принять меры по розыску обвиняемого либо установлению лица, совершившего преступление (ч. 5 ст. 208 УПК).

Второе условие  приостановления предварительного следствия также касается всех четырех оснований и связано с доказанностью самого события преступления. Если событие преступления не установлено в ходе проведенного расследования, то уголовное дело следует не приостанавливать, а прекращать за отсутствием события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК).

Третье условие  приостановления связано с необходимостью вынесения постановления о привлечении  лица в качестве обвиняемого. Это  условие распространяется на основания  приостановления, предусмотренные  пп. 2-4 ч. 1 ст. 208 УПК, так как по указанным основаниям предварительное следствие может быть приостановлено в отношении конкретного обвиняемого. УПК не предусматривает возможности приостановления предварительного следствия в отношении подозреваемого. Выполнение рассматриваемого условия не требуется в случае, если предварительное следствие приостанавливается в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК).

Четвертое условие  приостановления предварительного следствия действует только в  отношении двух оснований приостановления: когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, а также когда обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК). До приостановления уголовного дела следователь должен прежде всего принять исчерпывающие меры к розыску скрывшегося обвиняемого или к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

И последнее, пятое  условие приостановления предварительного следствия затрагивает только четвертое основание. Оно заключается в удостоверении факта болезни обвиняемого медицинским заключением. Факт заболевания обвиняемого, препятствующий его участию в производстве следственных действий, может быть удостоверен также заключением судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

3. В соответствии со ст. 211 УПК Предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:

1) отпали основания  его приостановления;

2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого.

Приостановленное  предварительное следствие может  быть возобновлено также на основании  постановления руководителя следственного  органа в связи с отменой соответствующего постановления следователя.

О возобновлении  предварительного следствия сообщается подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или  их представителям, а также прокурору.

 

Ответ:

Руководитель  следственного органа должен создать постановление о возобновлении предварительного следствия по уголовному делу по обвинению Каюмова и отменить соответствующее постановление следователя о приостановлении предварительного следствия.

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание 

 

1. На основе вышеизложенной фабулы составьте от имени руководителя следственного органа соответствующий процессуальный документ.

 

Срок дополнительного  следствия 


 

УСТАНОВИТЬ до

 «25» апреля 2010г.


 

Руководитель  следственного органа,


(должность руководителя следственного органа,

майор  милиции 


              классный чин или звание,

Каржонов Игорь  Станиславович


фамилия, инициалы)                           

 

 

 

 

            (подпись)

Информация о работе Деятельность руководителя следственного органа, как участника уголовного процесса