Деятельность руководителя следственного органа, как участника уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть процессуальные аспекты деятельности руководителя следственного органа как участника уголовного процесса. В связи с этим ставятся следующие задачи:
1. Понятие и функции процессуального статуса руководителя следственного органа.
2. Нормативное выражение процессуального статуса руководителя следственного органа
3. Соотношение процессуального статуса руководителя следственного органа и иных субъектов предварительного расследования;
4. Особенности реализации руководителем следственного органа функций процессуального контроля и уголовного преследования на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие и функции процессуального статуса руководителя следственного органа.
2. Нормативное выражение процессуального статуса руководителя следственного органа.
3. Соотношение процессуального статуса руководителя следственного органа и иных субъектов предварительного расследования.
4. Особенности реализации руководителем следственного органа функций процессуального контроля и уголовного преследования на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.
Заключение.
Задача.
Практическое задание.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Руководитель следственного органа, как участник уголовного процесса..doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

5) разрешать отводы, заявленные  следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя  от дальнейшего производства  расследования, если им допущено  нарушение требований настоящего  Кодекса;

7) отменять незаконные  или необоснованные постановления  нижестоящего руководителя следственного  органа в порядке, установленном УПК РФ;

8) продлевать срок предварительного  расследования;

9) утверждать постановление  следователя о прекращении производства  по уголовному делу;

10) давать согласие следователю,  производившему предварительное  следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ;

11) возвращать уголовное  дело следователю со своими  указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом11.

Если руководитель следственного  органа принимает дело к своему производству, то он вправе пользоваться полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по делу в полном объеме как в форме предварительного следствия, так и дознания, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК и несет полную ответственность за результаты расследования12.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы13.

Указания руководителя следственного  органа по уголовному делу даются в  письменном виде и обязательны для  исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа14.

Руководитель следственного  органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного  постановления следователя и  устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора.

Если руководитель следственного  органа принимает дело к своему производству, то он вправе пользоваться полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по делу в полном объеме как в форме предварительного следствия, так и дознания, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными и несет полную ответственность за результаты расследования.

Когда руководитель следственного  органа одновременно с возбуждением уголовного дела принимает решение о производстве предварительного следствия несколькими следователями, то фамилии последних указываются им в постановлении о возбуждении уголовного дела. Согласие прокурора на возбуждение уголовного дела означает в этом случае одновременно и принятие им процессуального решения о создании следственной группы, поэтому вынесения прокурором специального решения в порядке ч. 2 ст. 163 УПК не требуется.

Руководители следственных органов не вправе подменять следователя и вторгаться в его деятельность, если соответствующий процессуальный вопрос относится исключительно к его компетенции.

Руководитель следственного  органа вправе давать указания следователю  в письменном виде. Только в таком  случае они имеют обязательный характер для следователя.

Полномочия уголовно-процессуального  характера руководителю следственного  органа предоставлены в целях  осуществления контроля за своевременностью действий следователя по раскрытию  преступления и изобличению лиц, виновных в его совершении, иными словами, для повышения эффективности уголовного преследования. Контроль осуществляется с помощью мер, для принятия которых достаточно решения самого руководителя следственного органа.

Правило об обязательности исполнения указаний руководителя следственного органа ограничивает процессуальную самостоятельность следователя. Однако согласно ч. 3 ст. 39 УПК указания руководителя следственного органа об избрании меры пресечения, проведении следственных действий, требующих судебного решения, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, а также решение об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и до рассмотрения им вопроса не исполняются. При этом руководителю вышестоящего следственного органа передаются материалы уголовного дела.

Отстранение следователя  или дознавателя от дальнейшего  участия в расследовании, если им нарушены нормы УПК, - это полномочие, позволяющее:

1) разрешить  отвод, заявленный следователю  или дознавателю;

2) предотвратить  возможные в будущем нарушения  прав и свобод лиц, участвующих  в деле, и создать условия для  восстановления уже нарушенных прав и свобод15.

Передача уголовного дела от одного следователя к другому, в первую очередь должна рассматриваться  как распорядительное полномочие руководителя следственного органа, используемое им, если следователь по объективным  причинам не может продолжить расследование (в связи с болезнью, отпуском, необходимостью проводить значительные по объему уголовно-процессуальные мероприятия по другим уголовным делам). Кроме того, передача дела другому следователю может быть осуществлена вследствие отстранения прежнего следователя от расследования дела.

Право отмены решений  органов расследования не распространяется на процессуальные акты, в которых  содержится обращенное к суду ходатайство (ч. 2 ст. 29 УПК). Но руководитель следственного  органа вправе не поддержать такое ходатайство.

Полномочие  «утверждать постановление следователя  о прекращении производства по уголовному делу» может быть понято с учетом иных предписаний УПК. Дело в том, что Кодекс устанавливает правила  не о прекращении производства, а  о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (ст. ст. 24 - 28, 212 - 214 УПК). При этом руководитель следственного органа не утверждает постановления следователя, а в случаях, предусмотренных Кодексом (см. ст. ст. 25, 28 УПК), дает согласие на прекращение уголовного дела или уголовного преследования. В иных случаях, когда решение может быть принято следователем самостоятельно, руководитель следственного органа вправе отменить его (ст. 214 УПК).

 

4. Особенности реализации руководителем следственного органа функций процессуального контроля и уголовного преследования на отдельных стадиях уголовного судопроизводства.

 

 

Как известно, уголовно-процессуальное законодательство определило процессуальный контроль как важное полномочие руководителя следственного органа. Для его реализации создана централизованная система ведомственного процессуального контроля. Основным ее звеном являются подразделения процессуального контроля в следственных управлениях по субъектам Российской Федерации. Ответственность за принятые по уголовным делам решения лежит как на следователе, так и на лице, обязанном осуществлять процессуальный контроль.

Руководители следственных органов в своей деятельности, и особенно учитывая молодой кадровый состав наших органов, должны лично вникать в организацию работы следователя, умело направлять и эффективно контролировать ее.

Так сотрудниками Главного следственного управления Следственного комитета успешно расследованы наиболее сложные и резонансные уголовные дела16:

1. В завершающей стадии расследования – уголовное дело о подрыве пассажирского железнодорожного состава «Невский экспресс». Установлено, что преступление – не случайный эксцесс, а террористический акт, и это доказано экспертным путем.

2. В производстве следователей центрального аппарата имеются уголовные дела о преступлениях, выходящих за пределы национальных границ Российской Федерации, совершенных организованными преступными группами17.

Кроме этого налажено эффективное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств для расследования таких дел и пресечения деятельности международных преступных сообществ, в том числе путем проведения совместных следственных действий. В сотрудничестве с правоохранительными органами Германии по уголовному делу о хищении в особо крупном размере нефти и денежных средств ОАО «Томскнефть» на сумму более 8 миллиардов рублей следствием добыты доказательства о получении участниками организованной группы крупных легализованных преступных доходов.

Примерно треть  дел, находящихся в производстве следователей центрального аппарата, – дела о коррупции. Наибольшее их число совершено в сфере правоохранительной и контрольно-ревизионной деятельности, а также в органах местного самоуправления. Среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, – сотрудники органов внутренних дел и таможни, прокурорские работники, должностные лица муниципалитетов и высокопоставленные чиновники государственного аппарата.

Только по этим уголовным делам размер выявленного  в прошлом году ущерба составил почти 920 миллионов рублей18.

В настоящее время завершено досудебное производство по делу о взяточничестве в системе Федерального фонда обязательного медицинского страхования в отношении 11 должностных лиц, которые получили взятки на общую сумму более 28 миллионов рублей.

Расследование преступлений экономического характера всегда представляет определенную сложность. А по этому делу необходимо принять во внимание, что предпосылки к нему сложились более 10 лет назад. Кроме того, в последние годы организацией запланированного особо крупного хищения государственных средств занимались без преувеличения лучшие финансово-экономические специалисты, в их числе действующий и бывший заместители Министра финансов России.

К уголовной  ответственности по обвинению в  вымогательстве взятки в размере 18 миллионов долларов США привлечен глава администрации г. Красноармейска Московской области Булгаков и руководитель городской торгово-промышленной палаты Титенок19.

С целью повышения  эффективности досудебного производства по делам коррупционной направленности активно взаимодействуют с контрольными и ревизионными органами – Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной службой России по финансовому мониторингу.

Так, в июне прошлого года Следственный комитет и Счетная  палата Российской Федерации подписали  Положение о порядке взаимодействия.

Уже сейчас в  производстве Главного следственного  управления имеется ряд дел, возбужденных по материалам контролирующих органов.

Это – дело по фактам нарушения законодательства в Управлении Федерального агентства  по государственным резервам по Центральному федеральному округу; дело о мошенничестве в особо крупном размере и злоупотреблении полномочиями руководителями ОАО «Совфрахт», совершенных при отчуждении федерального недвижимого имущества в г.Мумбае (Индия); дело о перемещении на территорию Российской Федерации электротоваров из Финляндии. Фигуранты по этому делу причастны к контрабанде товаров на общую сумму 187 миллионов рублей20.

Напомню, что  в декабре прошлого года Президент  России подписал пакет антикоррупционных  законов.

В развитие комплекса предложенных Президентом мер по системному противодействию коррупции разработаны специальные планы, выполнение которых находится под контролем Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Бастрыкина А.И.

Заметно активизировалась работа по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности и после проведения заседаний  коллегий Следственного комитета в  июне и декабре прошлого года.

Во многих следственных управлениях по субъектам Российской Федерации созданы специализированные подразделения по расследованию преступлений этой категории. Они укомплектованы наиболее опытными и квалифицированными следователями.

Данную работу необходимо системно и наступательно наращивать, добиваясь конкретных реальных результатов. Вести борьбу и в центре, и на местах, по единым требованиям, вне зависимости от должностного положения виновных лиц.

В целом результаты работы Следственного комитета в  этой сфере таковы:

Информация о работе Деятельность руководителя следственного органа, как участника уголовного процесса