Органы дознания в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

В работе были рассмотрены некоторые аспекты деятельности органов дознания в России. Исследование позволило определить сущность понятия "дознание", выявить особенности деятельности органов дознания, а так же показать существующие проблемы в их деятельности. В заключение подведем итоги работы.
Анализ современного положения органов дознания позволил прийти к выводу, что к органам дознания отнесены: органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с республиканским законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (оперативные подразделения: органов внутренних дел; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений; органы государственной безопасности; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной охраны; таможенные органы).

Содержание работы

Введение
1. Понятие и виды органов дознания
2. Функции органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно
3. Функции органов дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

ПРИДНЕСТРОВСКАЯ МОЛДАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Им.М.И.Кутузова

 

Курсовая работа

На тему:

«Органы дознания в уголовном  процессе»

 

                                                                   Подготовил:

                                                                                         Курсант 4 курса 3 взвода

                                                                         Рядовой милиции 
                                                                       Колесников Д.А. 
                                                                                

Проверил:

Начальник кафедры Уголовного процесса

 и Криминалистики

Подполковник милиции

Мунтян Генадий Михайлович

 

Дата защиты: «___»____________2012 г.

Оценка: «___»

 

Тирасполь 2012

План:

 

Введение

1. Понятие и виды органов дознания

2. Функции органов дознания  по делам, по которым предварительное следствие обязательно

3. Функции органов дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                  1. Понятие и виды органов дознания

 

 

  Понятие «Орган дознания» прошло правовую эволюцию, в ходе которой  в него вкладывался различный смысл и сущность. Хотя нормативного определения законодателем не давалось вплоть до 2002 года, правовую природу данного понятия можно выяснить из термина «дознание». 

  Дознание впервые появилось в 1864 году в Судебных уставах уголовного судопроизводства. Фактически под дознанием понималась первоначальная проверка информации о преступлении, проводимая полицией. Авторы Устава уголовного судопроизводства, при определении сущности дознания исходили из этимологического происхождения данного слова, которое в то время означало допытываться, узнавать, разыскивать, удостоверяться в чем-либо1.

  В Уголовно-процессуальном кодексе на законодательном уровне было закреплено понятие «дознание». Сущность дознания – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

 Так же дается определение «органа дознания» – государственные   органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии настоящим Кодексом осуществлять дознание  и другие процессуальные полномочия.

 Законодатель дал перечень тех государственных учреждений и должностных лиц, которые вправе обладать статусом органа дознания как участника уголовного судопроизводства.

  К органам дознания относятся: органы внутренних дел ПМР, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с республиканским законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

 Следует иметь в виду, что государственные учреждения и должностные лица, перечисленные в ст. 99 УПК ПМР были созданы государством для решения более непосредственных для них задач в самых разнообразных сферах государственной жизни: административной, хозяйственной, оборонной  и иных. Так, например, для органов внутренних дел основная задача – это охрана общественного порядка, для ФСБ – охрана государственного строя и суверенитета государства.

 Естественно, что, осуществляя эти непосредственные задачи, ведомства и должностные лица действуют за пределами уголовного судопроизводства и, конечно же, не в качестве органов дознания. Вместе с тем при наличии определенных предпосылок, они вправе осуществлять и уголовно-процессуальную деятельность в качестве органов дознания.2

  Под термином «орган дознания» следует понимать систему государственных учреждений и должностных лиц, уполномоченных законодателем осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, отнесенную к их компетенции. В таком аспекте понятие «орган дознания» содержит важное положение. Суть его состоит в том, что государственные органы и должностные лица, следует рассматривать в качестве органов дознания лишь в том случае, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальном законом. Во всех остальных случаях они являются не органами дознания, а – органами внутренних дел, органами Государственной противопожарной службы или иными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и так далее.

  Следовательно, наиболее предпочтительным, на мой взгляд, представляется следующее определение рассматриваемого термина - «Орган дознания» следует понимать как процессуальный статус одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, которым наделяются государственные учреждения и должностные лица, указанные в ст. 99 УПК ПМР.

Для обладания статусом «орган дознания» необходима совокупность определенных юридических предпосылок:

  • создание государственных органов управления в установленном законом порядке;
  • назначение лица на должность руководителя того государственного органа, который упомянут законодателем в ст. 99 УПК ПМР;
  • наделение   органа   или   должностного   лица   уголовно- 
    процессуальными полномочиями путем включения их законодателем в перечень органов дознания;
  • наличие юридического факта, ознаменовавшего начало уголовно-процессуальной деятельности.

  Только при совокупности этих предпосылок ведомство или должностное лицо, указанные в ст. 99 УПК ПМР, приобретают статус органа дознания, а при их отсутствии – это не органы дознания, а органы внутренних дел, министерство юстиции и т.д.

  С принятием УПК ПМР, ограничившего производство дознания только делами с конкретными лицами и сроками, которые невозможно продлить до окончания расследования, результаты работы органов предварительного следствия в значительной мере стали зависеть от результатов деятельности органов дознания.

  Так  даже если ликвидировать аппарат специализированного дознания и возложить всю следственную работу, которая в настоящее время осуществляется органами милиции, на следственный аппарат, то в этом случае дознание будут проводить следователи. Применительно же к современным требованиям экономии ресурсов, оптимизации управления и определения интенсивных путей развития данная реорганизация вообще трудно объяснима.

  Все вышеизложенное позволяет сделать однозначный вывод о том, что специализированные подразделения дознания, как и ранее, выполняют роль квалифицированного аппарата по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, работающего в условиях высочайших нагрузок. Эти подразделения не только не должны ликвидироваться, а наоборот - усиливаться. Они нуждаются в укреплении и развитии. Внесение соответствующих корректировок в УПК ПМР способно обеспечить реальную возможность органам дознания более эффективно осуществлять свои процессуальные полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дознание по  делам, по которым обязательно  производство предварительного  следствия

 

Органами дознания являются:

1) органы внутренних дел;

2) командиры воинских  частей, соединений и начальники  военных учреждений - по делам  о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы государственной  безопасности - по делам, отнесенным  законом к их ведению;

4) органы государственного  пожарного надзора - по делам  о пожарах и нарушении противопожарных  правил;

5) органы пограничной  охраны - по делам о нарушении  государственной границы;

6) таможенные органы - по  делам о контрабанде и иным  преступлениям в сфере таможенного  дела.

 

         На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

        На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

        Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.3

         При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

        Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

        По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие .

        После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

          По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела.

 

Дознание  в  ОВД

         Органы внутренних дел можно назвать универсальными органами дознания. Не случайно уголовно-процессуальное законодательство не ограничивает круг дел, по которым ОВД может производить дознание. Это объясняется тем, что ОВД по сравнению не только с другими органами дознания, но и с органами предварительного следствия имеет более разветвленный аппарат. ОВД ближе всего стоит к населению, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о готовящихся или совершенных преступлениях, эффективнее мо­гут осуществить неотложные действия по установлению и закреплению следов преступления.4

         Недостаточно четкое разграничение функций ОВД как органа дознания и функций органов предварительного следствия нередко приводило к дублированию их работы, в результате чего страдало качество расследования уголовных дел.

         В случаях, когда производство предварительного следствия обязательно, ОВД возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона. производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. В зависимости от характера дела используются те или иные технические средства, тактические приемы и методические рекомендации.  

         Самостоятельная процессуальная деятельность ОВД  прекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполнены необходимые неотложные следственные действия до истечения предельного 10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполнены или не выполнены необходимые неотложные действия; по указанию прокурора, также вне зависимости от проведения неотложных действий, но в пределах 10-суточного срока.

         После того как дело переходит в органы предварительного следствия, ОВД может производить по нему следственные и розыскные действия не иначе как по поручению следователя. Это ограничение не распространяется на оперативно-розыскные меры, производимые с целью установления преступника.

          По делам, возбуждаемым самими органами предварительного следствия, все следственные действия, включая и действия неотложные, производятся органом, возбудившим дело. ОВД в этих случаях может производить их не иначе как по поручению следователя.

          Производство дознания стало одной из функций сотрудников аппаратов уголовного розыска, других лиц оперативного состава ОВД и участковых инспекторов милиции. Оперативные работники наделены в настоящее время правом возбуждения уголовных дел и производства по ним следственных действий в пределах, установленных процессуальным законом.5

          Сложившаяся практика, однако, требует, чтобы постановления, выносимые оперативными работниками ОВД о возбуждении уголовных дел, представлялись на утверждение начальника ОВД.

         Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для всей последующей процессуальной деятельности лица, производящего дознание. Без этого постановления не могут быть осуществлены никакие следственные действия, за исключением осмотра места происшествия, проведение которого в случаях, не терпящих отлагательства, допускается до возбуждения уголовного дела.

Информация о работе Органы дознания в уголовном процессе