Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители «надо выбирать таких людей, которые целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей и правителей земли, домов, денег, поскольку это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников.
Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и сущность коррупции.……………………………………….4
Понятие коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации...4
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации…………….………………..…………………..............14
2.1 Причины и условия коррупции...…………………………………………...14
2.2 Пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….38
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...4

Файлы: 1 файл

Коррупция курсовик.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

a) доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости доходов;

б) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.

Крайне важно обеспечение  взаимосвязанной борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

Борьба с преступностью  коррупционного характера требует  создания специализированных субъектов  борьбы, их высокой специальной профессиональной квалификации, взаимодействия и координации усилий. Статья 6 Конвенции против коррупции предусматривает, что каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, в надлежащих случаях обеспечивает наличие органа или органов, осуществляющих предупреждение коррупции; обеспечивает им необходимую самостоятельность, с тем, чтобы они могли выполнять свои функции эффективно и в условиях свободы от любого ненадлежащего влияния; обеспечивает необходимые материальные ресурсы и специализированный персонал, а также такую подготовку персонала, какая может потребоваться для выполнения возожженных на него функций; сообщает Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций название и адрес органа или органов, которые могут оказывать другим государствам-участникам содействие в разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению коррупции.

19 мая 2008 года Президент  Российской Федерации подписывает  Указ «О мерах по противодействию  коррупции», которым был образован  Совет при Президенте Российской  Федерации по противодействию  коррупции. В данный Совет вошли  19 человек, среди которых: Президент  Российской Федерации, руководители  некоторых силовых ведомств, председатели  высших судов Российской Федерации,  несколько помощников Президента  по различным вопросам, несколько  министров, полномочный представитель  Правительства Российской Федерации  в высших судах Российской  Федерации, руководитель Администрации  Президента, член Общественной палаты, руководитель Аппарата Правительства  и Председатель счётной палаты.

Этот Указ установил, что  основными задачами Совета являются:

- подготовка предложений  Президенту Российской Федерации,  касающихся выработки и реализации  государственной политики в области  противодействия коррупции;

- координация деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- контроль за реализацией  мероприятий предусмотренных Национальным  планом противодействия коррупции.

Также этот Указ обязал председателя президиума Совета разработать и  представить проект Национального  плана противодействия коррупции.

Следующим важным этапом развития противодействия коррупции было утверждение Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Национального  плана противодействия коррупции. Принятие данного документа является важным этапом развития противодействия  коррупции. Так данный план предусматривает  довольно широкий перечень мер направленных на борьбу с коррупцией. Сюда можно  отнести:

- меры по законодательному  обеспечению противодействия коррупции;

- меры по совершенствованию  государственного управления в  целях предупреждения коррупции;

- меры по повышению  профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению;

Так, основной мерой законодательного обеспечения противодействия коррупции  является подготовка и внесение в  Государственную Думу проекта закона «О противодействии коррупции», предусматривающего в частности:

а) определение понятий  «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции»;

б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

- специальные требования  к лицам, претендующим на замещёние должностей государственных служащих;

- развитие института общественного  и парламентского контроля за  соблюдением антикоррупционного  законодательства;

- совершенствование механизма  антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

- возложение на государственных  служащих обязанности уведомлять  о ставших им известных случаях  коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение их к  ответственности за невыполнение  данной обязанности;

в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя:

- совершенствование системы  и структуры государственных  органов, оптимизацию и конкретизацию  их полномочий;

- разработку системы мер,  направленных на совершенствования  порядка прохождения государственной  службы и стимулирование добросовестного  исполнения обязанностей государственной  службы на высоком профессиональном  уровне;

- сокращение категорий  лиц, в отношении которых применяется  особый порядок производства  по уголовным делам и ведения  оперативно-розыскных мероприятий;

- введение антикоррупционных  стандартов направленных на предупреждение  коррупции;

- обеспечение справедливой  и равной для всех доступности  правосудия и повышение оперативности  рассмотрения дел в судах;

- развитие процедур досудебного  и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами  и государственными органами.

Национальный план, в законодательном  обеспечении противодействия коррупции, также предусматривает внесение изменений в ряд уже существующих законодательных актов.

Мерами по совершенствованию государственного управления предусматривается осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя:

а) передачу части федеральных  полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации полномочий;

б) реализацию прав граждан  на получение достоверной информации, повышение независимости средств  массовой информации;

в) создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны гражданского общества;

г) сокращение излишней численности  государственных служащих с одновременным  привлечением на государственную службу квалифицированных специалистов и  созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов  и результатов выполняемой работы;

д) повышение ответственности  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных  образований и их должностных  лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

е) разработку и внедрение  стандартов государственных услуг  и регламентов исполнения государственных  функций, а также оптимизацию  и конкретизацию полномочий государственных  органов и их работников, которые  должны быть закреплены в административных регламентах;

ж) выработку оптимальной  системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств  массовой информации с государственными органами, исключающими возможность  неправомерного вмешательства в  деятельность государственных служащих.

Среди мер по совершенствованию  государственного управления предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровых служб  федеральных государственных органов  подразделений по профилактике коррупционных  и иных правонарушений с возложением  на них следующих функций:

а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих  принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885;

б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов;

в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе  после ухода государственного служащего  с государственной службы;

г) оказание консультативной  помощи по вопросам связанным с применением  на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

д) обеспечение реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными случаях коррупционных и иных правонарушениях, а также осуществление  проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе  и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими;

е) проведение служебных  расследований коррупционных проявлений;

ж) взаимодействие с правоохранительными  органами.

Не маловажную роль играет правовое просвещёние общества. Для повышения качества просвещения общества необходимо:

а) поддержка со стороны  государства широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация  юристов России», других общественных и религиозных организаций, направленной на формирование в обществе нетерпимого  отношения к коррупции;

б) формирование в обществе и государственном аппарате уважительного  и бережного отношения к частной  собственности;

в) повышение правовой культуры общества в целом;

г) обеспечение условий  для широкого доступа населения  к специализированному правовому  телевизионному каналу «Закон-ТВ».

Борьба с коррупционной  преступностью предполагает привлечение  к ответственности и тех, кто  осуществляет подкуп служащих, а также  устранение последствий коррупционных  правонарушений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершённых в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных прав и законных интересов.

Рост раскрываемости коррупционных  правонарушений невозможен без существенного  улучшения работы оперативно-розыскных  органов МВД, налоговой полиции, повышения профессионального мастерства работников следственного аппарата. Необходимо также разработать и  широко применять стимулирующие  нормы, освобождающие от ответственности  второстепенных участников коррупционных  правонарушений, которые активно  способствовали разоблачению коррупционеров.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» совершенно определённо запрещает  государственным служащим получать в связи с исполнением должностных  обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. В то же время  ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает дарить «обычные подарки, стоимость которых не превышает  пяти тысяч рублей государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». При этом никаких указаний, чем же «обычный подарок» отличается от взятки, законодательство не содержит. Подобная двусмысленность законов очень благоприятствует коррупции.

Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской Федерации не позволяют  вести действенную борьбу с этим социальным явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных, демократических принципов построения правового государства, но и экономической  и национальной безопасности страны.

Необходимо совершенствование  действующего законодательства, выработка  единого понятийно механизма  и принятие новых законодательных  актов.

Борьба с коррупцией должна быть освобождена от бюрократических  пут. Следует ввести принцип: если чиновнику  предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт  ответственность по предъявленному обвинению с обязательным увольнением  с должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе – административным и дисциплинарным нарушениям.

Выявление коррупционных  правонарушений – это обязанность  органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление  оперативно-розыскной деятельности.

Расследование и разбирательство  обвинений в коррупции должно быть возложено только на органы судебной власти: прокуратуру – дознание и предварительное следствие от имени государства; суд – судебное разбирательство по делам, представленным прокурором, или по жалобе потерпевших на решение, принятое прокурором.

Информация о работе Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации