Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители «надо выбирать таких людей, которые целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей и правителей земли, домов, денег, поскольку это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников.
Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и сущность коррупции.……………………………………….4
Понятие коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации...4
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации…………….………………..…………………..............14
2.1 Причины и условия коррупции...…………………………………………...14
2.2 Пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….38
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...4

Файлы: 1 файл

Коррупция курсовик.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

Среди международных документов следует также выделить Резолюцию  Генеральной Ассамблеи ООН № 51/59 «Борьба с коррупцией». Приложение к данной Резолюции содержит Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, который, как ясно из названия содержит основные правила поведения государственных должностных лиц.

При анализе сущности коррупции, можно также выделить, так называемую мелкую и крупную коррупцию. Низовая  коррупция существует на уровне повседневных потребностей граждан и предпринимателей. Она фактически стала нормой жизни. Однако это делает её более уязвимой с точки зрения разоблачения конкретных проявлений. Не случайно основная масса официально регистрируемых коррупционных проявлений разоблачается и пресекается именно на этом уровне.

Гораздо изощрённой выглядит крупная (элитарная) коррупция. Она характеризуется высоким социальным положением субъектов её совершения, интеллектуальными способами их действий, огромным материальным и нравственным ущербом, латентностью посягательств, снисходительным, если не покровительственным, отношением властей к этому уровню коррупционеров. Не случайно 15 мая 1997 года, Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе».

Общеизвестно, что коррупционные  действия властной элиты, как правило, совершаются в очень сложных  и конфиденциальных видах государственной  деятельности, куда профессионалов борьбы с её проявлениями практически не допускают, а не профессионалу разобраться  трудно. Этот вид коррупции обладает высочайшей приспособляемостью, она  непрерывно видоизменяется, совершенствуется, выстраивается в целостную систему  с высокой степенью самозащиты, включающей лоббирование законодательных актов, увод от ответственности виновных, и напротив, преследование в различных  формах лиц, вскрывающих коррупционную  деятельность. Элитарная коррупция, обладая скрытым и согласительным характером, в условиях доминирования  алчности и продажности властей  взаимовыгодна как для берущих, так и для дающих. Если мелкая коррупция повседневно посягает на материальное благосостояние населения, то элитарная коррупция поглощает огромные куски государственной и частной экономики.

Коррумпированная бюрократия умна, образована, богата и властна. Скрытность своих действий её основная забота. Вследствие этого дать хотя бы приблизительную оценку фактическому распространению элитарной коррупции  не представляется возможным.

Среди российского законодательства можно выделить Уголовный кодекс Российской Федерации. Это один из основных документов Российской Федерации, который  устанавливает уголовную ответственность  за коррупционные преступления (и  не только коррупционные). Среди статей Уголовного кодекса, в качестве основных по рассматриваемому вопросу можно  выделить:

а) статья 204. Коммерческий подкуп;

б) статья 285. Злоупотребление  должностными полномочиями;

в) статья 290. Получение взятки;

г) статья 291. Дача взятки;

д) статья 292. Служебный подлог.

Весьма широкие рамки  уголовного закона отчётливо проявляются  в альтернативных санкциях статей Уголовного кодекса, а также в относительно определённых санкциях ряда статей.

Необходимо также отметить, что помимо Уголовного кодекса ещё ряд законов и нормативных правовых актов прямо или косвенно закрепляют меры антикоррупционной направленности. Прежде всего, это Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который закрепляет основные права и обязанности гражданского служащего, устанавливает ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, требования к служебному поведению государственных служащих и ряд других основополагающих моментов, связанных с поступлением на службу, прохождением и прекращением государственной гражданской службы.

Указ Президента «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации». Данным Указам было утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации в экономической и социальной сфере. Межведомственная комиссия была образована в целях реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации задач по обеспечению безопасности общества и государства в сфере экономики, в том числе во внешнеэкономической, финансовой, банковской, технологической и продовольственной областях, в области промышленности и транспорта, а также в сфере социального развития.

Указ Президента «О Концепции  национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной  работы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией». Межведомственная комиссия обеспечивает деятельность Совета безопасности Российской Федерации по разработке федеральных программ и иных решений, направленных на предупреждение и пресечение противоправной деятельности в обществе и структурах власти, по координации деятельности и взаимодействию министерств и ведомств, органов исполнительной власти Российской Федерации, принимающих участие в правоохранительной деятельности и защите экономических интересов Российской Федерации.

Указ Президента «О мерах  по противодействию коррупции», на основании которого образовался  Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Совет занимается подготовкой предложений  по реализации государственной политики в области противодействия коррупции, контролирует реализацию мероприятий, предусмотренных Национальным Планом противодействия коррупции, координирует деятельность органов власти в указанной сфере.

Ещё одним важным документом является Национальный план противодействия  коррупции. Национальный план противодействия  коррупции разработан в целях  устранения коренных причин коррупции  и содержит следующие:

1) изменение законодательства  для борьбы с коррупцией;

2) совершенствования государственного  управления;

3) повышения профессионального  уровня юристов и правовое  просвещение.

Одна из мер предупреждения коррупции, по Национальному плану, - антикоррупционная экспертиза правовых актов.

Указ Президента «Об утверждении  общих принципов служебного поведения  государственных служащих». Общие  принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться  при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Государственные служащие призваны исключать действия, связанные  с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей, проявлять  корректность и внимательность в  обращении с гражданами и представителями  организаций. Кроме того, государственные  служащие должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими  должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  репутации или авторитету государственного органа и др.

 

Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

 

2.1 Причины и условия  коррупции

 

Коррупция является следствием как общих процессов детерминации и причинности преступности, так  и специфических. Последние преимущественно  связаны государственной и иной службой, а также с развитием  организованной, экономической преступности, отсутствием действенных преград  на пути перерастания экономического интереса соответствующих преступников в политической и использование  криминальных доходов на подкуп.

Применительно к государственной  и иной службе существенны три  вопроса: характеристика служебной  и иной среды, в которой совершаются  коррупционные преступления; характеристика служащих; условия и процессы их взаимодействия, состояние социального  контроля в сфере службы.

Говоря о служебной  среде, или условиях службы, то, прежде всего, следует обращать внимание на три обстоятельства, наиболее часто  участвующих в продуцировании коррупции.

Во-первых, невыполнение правила  о таком размере оплаты труда  служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. Иногда оплата бывает настолько ничтожной, что как  бы подразумевается, что служащий перейдёт на «кормление клиентами». При этом в России периода реформ задержка выплаты заработной платы многим государственным служащим была скорее правилом, чем исключением. Это порождало  ситуацию крайней нужды в семьях. Под влиянием последней, у части  служащих, формировалась мотивация  на совершение коррупционного преступления. Ситуация обострялась в условиях резких контрастов в оплате труда  служащих даже одной организации, не обусловленных вескими основаниями.

Низкий доход воспринимается большинством населения как свидетельство  жизненной неудачи, при дифференциации людей по шкале престижа отбрасывает  вниз, угнетает самолюбие человека с высокой самооценкой независимо от его профессии и образования. Согласно социальным экспектациям мужчина должен быть кормильцем семьи, который добывает средства к существованию, причём эти средства должны быть больше, чем доход жены. Материальное обеспечение, большой вклад в семейный бюджет позволяет мужчине сохранять высокий неформальный статус и иметь право решающего голоса в семье и осуществлять важную экономическую функцию в домохозяйстве: распределять денежный доход. Неспособность выполнять обязанности кормильца, то есть удовлетворять потребности семьи в обеспеченной жизни, зачастую порождает внутриличностный конфликт ролевого характера в результате коллизии долга перед обществом и перед семьей.

Во-вторых, имеет значение тип управления. При первом, так  называемом ситуативном управлении разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в самом общем порядке. Здесь  отмечается простор для личного  усмотрения и произвола. В конечном счете, значительное количество граждан, устающих от многочисленных, не определённых заранее точно требований служащих, бывают готовы откупиться от них. Порой  уже само по себе предъявление многозначных и изменяющихся требований оценивается  как вымогательство взятки и провоцирует  её.

При втором, нормативном  управлении речь преимущественно идёт о применении в определённых типах  ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм, а не просто об учёте  норм, вводящих те или иные ограничения.

В литературе встречаются  предложения по борьбе с коррупцией по принципу: «нет человека – нет преступления». И соответственно ставиться вопрос о сокращении государственного аппарата, о ликвидации правового регулирования многих отношений и государственного контроля за многими сферами деятельности. Но дело не в этом, а в характеристиках служащих, размерах их содержания, порядке их деятельности, контроле за ними. Например, резкое, необоснованное сокращение лицензирования определённой деятельности может повлечь не менее тяжких последствий, чем коррупция. Но выход можно найти в том, чтобы детально регламентировать, в какие сроки принимается решение, какие документы должны быть представлены, какими являются образцы этих документов, при каких исчерпывающих перечисленных условиях возможен отказ в лицензировании. Другими словами, исключить «коррупциногенность» нормативно-правовых актов.

В-третьих, существенна социально-психологическая  обстановка. Например, признание коррупции  в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации.

Что касается характеристик  самих служащих, совершающих коррупционные  преступления, то здесь важна иерархия их ценностей, и в частности готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические  черты, как жадность, зависть. Моральная  неустойчивость даёт себя знать при  инициативном подкупе.

Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие полномочия, постоянно испытывают соблазн использовать их в личных или групповых интересах. Системный кризис, переживаемый в 90-е  годы Россией (экономический, политический, идеологический) – благоприятнейшая ситуация для рассвета коррупции. Стихия вседозволенности, «дикого» рынка, где  всё можно купить, приводит к тому, что предметом купли-продажи становятся и государственные должности, властные полномочия, им присущие.

Продолжающаяся политическая борьба между сторонниками и противниками экономической реформы, непоследовательность в государственной политике её проведения, отсутствие достаточной стабильности в обществе порождают сомнение, что  реформа «всерьез и надолго», неуверенность  в будущем. Это заставляет предпринимателей как можно скорее получить прибыль, прибегая, в том числе и к  незаконным способам её извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, использовать свою должность  для личного обогащения. Старый, в достаточной степени коррумпированный ещё в советский период аппарат  бюрократии пополняется новыми кадрами, изначально настроенными на использование  в личных интересах властных полномочий. Некоторые из них уже при поступлении  на государственную службу связаны  с дельцами теневой экономики  и организованными преступными  группировками.

Информация о работе Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации