Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Формируя принципиальные начала антикоррупционной кадровой политики, Платон идеалистически полагал, что из стражей в правители «надо выбирать таких людей, которые целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей». Он считал опасным появление у стражей и правителей земли, домов, денег, поскольку это обстоятельство повлечёт их перерождение в землевладельцев и собственников.
Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и сущность коррупции.……………………………………….4
Понятие коррупции. Правовое регулирование в Российской Федерации...4
Глава 2. Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации…………….………………..…………………..............14
2.1 Причины и условия коррупции...…………………………………………...14
2.2 Пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы Российской Федерации………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….38
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...4

Файлы: 1 файл

Коррупция курсовик.docx

— 75.48 Кб (Скачать файл)

Редкое выступление политических или государственных деятелей России в последние годы обходится без  упоминания коррупции, призывов к усилению борьбы с нею. Обвинения в коррупции  оппонентов стали распространённым средством политической борьбы, способом приобретения соответствующего имиджа неподкупного чиновника и непримиримого  борца с коррупцией. Однако внимательное изучение криминальной ситуации, законодательства и других принимаемых мер позволяет  утверждать об отсутствии должной политической воли, продуманности и последовательности в решении вопросов борьбы с коррупцией. Это, в частности, проявляется в  недостаточном и весьма несовершенном  законодательном регулировании  деятельности управленческого аппарата, чрезмерно робком применении законодательства, а то и в абсолютном его неприменении по отношению к выявленным коррупционерам.

Большое значение имеет социальная среда личности:

а) наличие в ней лиц  с высоким уровнем материального  благосостояния, а тем более достигнутого за счёт коррупционной и иной криминальной деятельности;

б) материально обеспеченная среда в условиях развития личности и резкое снижение этой обеспеченности в дальнейшем. Например, когда молодой  человек создаёт семью и начинает жить только на свою заработную плату. Его привычки к иному – более  благополучному – уровню жизни в  определённых условиях могут провоцировать  избрание преступного варианта решения  проблемы;

в) характеристики референтной для человека среды. Если он ориентирован на стандарты жизни голливудских звёзд, а получает скромную зарплату служащего, то это создаёт для него проблемную ситуацию. Так называемый «эффект Эллочки людоедки», которая пыталась конкурировать в одежде с дочерью зарубежного миллионера, можно назвать криминогенным, способным в определённых условиях привести к мздоимству и лихоимству;

г) наличие дорогостоящих  привычек, интересов и зависимостей: неумеренное употребление спиртных напитков, увлечение азартными играми и т.д.

Зависимость, зачастую становящуюся условием и основой возникновения  коррупционных отношений, порождают, как свидетельствуют материалы  уголовных дел и служебных  проверок, и иные формы поведения, например, сотрудников правоохранительных органов:

- постоянное употребление  спиртных напитков, требующее значительных  средств и толкающее к неслужебным  отношениям с различными категориями  граждан и юридических лиц.  Внутри некоторых служебных коллективов  пьянство, возрождаясь в качестве  пагубной традиции, создаёт «неуставные»  отношения взаимно компрометирующей  зависимости, панибратства между  начальниками и подчинёнными, попустительства,  неслужебные денежные обязательства,  бесконтрольность и безответственность. Возникновению коррупционной мотивации  в оперативно-служебной деятельности  ряда сотрудников способствует  их пристрастие к азартным играм в карты, рулетку, на тотализаторе, что порождает их, используя (продавая) служебные полномочия, а также потребность иметь значительные суммы денег;

- традиционная необходимость  устраивать застолья для проверяющих,  руководителей и сослуживцев  по случаю их юбилеев, присвоения  специальных званий, государственных  наград, выхода в отставку, государственных,  религиозных и профессиональных  праздников побуждает некоторых  сотрудников, злоупотребляя должностными  полномочиями, договариваться с  владельцами ресторанов и кафе, продуктовых баз и магазинов  об организации бесплатных застолий, безвозмездном предоставлении алкоголя  и продуктов;

- привычка, либо стремление  жить не по средствам, склонность  к постоянным непродуманным, не  вызываемым необходимостью расходам: систематические поиски лиц, способных  дать деньги взаймы, постоянные  долги, неоднократное использование  чужих ценных вещей нередко  сопряжённое с нежеланием возвращать  их законному владельцу и т.п.;

- поддержание неформальных, порой дружеских отношений с  представителями криминальной среды,  неизменно влекущее принятие  услуг и средств от них;

Заслуживает внимания и такое  обстоятельство как продуманный  выбор учебного заведения, будущей  профессии с учётом получения  не основанных на законе крупных «подарков», подношений. Среди некоторых студентов  даже существовал термин «дорваться до тела».

Поступление за взятки в  государственные вузы лишает общество значительной части интеллектуального  потенциала, не позволяя получить высшее образование талантливым молодым  людям, не имеющим возможности оплатить его в негосударственном вузе.

Что касается социального  контроля, то он должен носить в первую очередь упреждающий характер.

За распространённостью  коррупционной преступности стоят  крупные просчёты в управлении делами государства и общества, слабые экономическая и организационная основы функционирования государственных и иных служб, распространение психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм. Последние значимы, когда речь идёт о взяткодателях. Среди них, как уже отмечалось, много организованных преступников и вообще правонарушителей, обеспечивающих с помощью подкупа противоправный интерес. Что касается других взяткодателей, то нередко они подкупают служащих в условиях, когда отчаялись отстоять свой законный интерес в рамках закона, или не умеют это делать, или даже не пытаются, оценивая ситуацию как период произвола и беззакония.

Исключительно криминогенное  распространение коррупционной  психологии и основанного на ней  поведения в высших эшелонах государственной  власти. Нельзя не вспомнить строку Булата Окуджавы: «О, были б небеса чисты, а остальное всё приложится». Этому нередко противопоставляется  другое суждение: «Народ имеет то правительство, которое он заслуживает». Однако представляется, что такой тезис носит в  большей степени эмоциональный, нежели справедливый характер: ситуацию в пирамиде государственной власти очень сильно определяет её верхушка.

Эскалация коррупции и  усугубление её качественных характеристик  закономерны для тех состояний  общества, когда одновременно, в  единой системе, отмечается следующее:

1) мерой всего оказываются  исключительно деньги, материальные  ценности, определяющие различные  стороны жизни (брак, доступ к  образованию, карьера, социальный  статус и т.д.), девальвируются  духовные ценности, ценность человека  определяется размерами его личного  состояния независимо от способов  получения последнего;

2) признаются допустимыми  любые средства во имя обогащения, практически происходит слом  действий многих цивилизованных  социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и т.д.;

3) в рамках закона не  обеспечивается даже минимальный  стандарт жизни (безработица,  бездомность, обездоленность беженцев  и вынужденных переселенцев), закон  по разным причинам не соответствует  криминологически значимым реалиям (криминальной и криминогенным ситуациям).

Особую тревогу вызывает коррупция в правоохранительных и судебных органах. Правоохранительные органы, сращиваясь с преступными  формированиями, создают среду, которая  является существенным препятствием борьбы с коррупцией. Создаются «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на развале  уголовных дел, за взятки организуется давление правоохранительных органов  на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются и для  вымогательства; немало фактов поступления  работников правоохранительных органов  на службу («по совместительству») в  коммерческие структуры и создания таковых под патронажем правопорядка.

Кстати, в последние годы, наиболее высокий рейтинг среди  предпринимателей приобрёл их «патронаж» не со стороны организованных групп, а сотрудников милиции, в особенности  подразделений по борьбе с организованной преступностью. Для защиты интересов  патронируемых предпринимателей используются и менее агрессивные приёмы. Стало  довольно распространённым со стороны  сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью  и экономическими преступлениями понуждать  деловых партнёров своих «доверителей»  выполнять договорные обязательства  по поставкам, своевременным платежам, возмещению ущерба. Угрозы обстоятельными проверками, шантаж имеющимися компрометирующими  материалами, отказом в правовой защите в случае возможных преступных посягательств «убеждают» недобросовестных субъектов предпринимательской  деятельности в необходимости выполнения ранее принятых обязательств. Иногда приходится не только выполнять партнёрские обязательства или отказаться от конкурентной борьбы, но и даже дать взятку сотрудникам криминальной милиции, чтобы они прекратили проверку, парализующую всю деятельность коммерческой организации.

Коррупция проникает в  суды. В этих условиях адвокаты делают взятки эффективным инструментом защиты своих клиентов. Причём коррупция  проявляется не только в мздоимстве. Распространены «непрофессионализм», когда правовые документы оформляются  с упущениями и нарушениями, недоступность  чиновников гражданам с заявлениями  и жалобами, т.к. чиновники в рабочее  время занимаются не государственными делами. Всё это существенно нарушает права граждан и ущемляет интересы государства.

За фактами коррупции  в судебных органах не надо обращаться к статистике. Средства массовой информации публикуют и показывают по телевидению  многочисленные материалы из этой области, в частности по фактам «объективности»  работы квалификационной коллегии судей, которая проверяет правонарушения, совершённые судьями, и решает вопросы  их ответственности.

Это свидетельствует о  том, что ни одна система, даже судебной власти, не может самоконтролировать свою деятельность, определить её законность и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

 В пресечении подобных  явлений существенную роль должны  играть органы прокуратуры, осуществляя  прокурорский надзор за соблюдением  государственной исполнительной  дисциплины, возбуждая дисциплинарное, административное и уголовное  преследование против нерадивых  чиновников и укрепляя исполнительскую  дисциплину в собственных рядах.

Только прокуратура, имеющая  колоссальный опыт по осуществлению  прокурорского судебного надзора, может противостоят произволу судейских  чиновников на всех стадиях рассмотрения дел и исполнения решений, постановлений  и приговоров судов.

Особое внимание должно уделяться  совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры, как органа судебной власти, правозащитного органа и органа, осуществляющего  надзор за соблюдением Конституции  Российской Федерации и исполнением  всех законов, действующих на территории Российской Федерации.

В детерминационном комплексе коррупционной преступности значимо отсутствие политической воли, энергичной законотворческой и правоохранительной деятельности. В 1993 – 1997 гг. федеральные законы о борьбе с коррупцией, с организованной преступностью неоднократно принимались, но так и не вступили в действие из-за «вето» первого Президента России.

 

 

2.2 Пути решения проблемы  коррупции в системе государственной  службы

 

Выявление факторов, влияющих на коррупционное поведение государственных  служащих, а также изучение личности данной категории преступников выступает  необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет  власти преступлениями. Борьба с коррупцией государственных служащих не может  быть сведена только к выявлению  и наказанию виновных. Акцент, прежде всего, должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер  упреждающего характера.

Особый интерес к предупреждению коррупции вызван двумя главными обстоятельствами: во-первых, практической потребностью в том, чтобы весь механизм предупреждения коррупции работал  эффективнее, а предупредительные  меры использовались в полной мере; во-вторых, расширением возможности  научных исследований в данной сфере. Наряду с этим усиливается стремление науки и практики к изучению предупреждения коррупции «в действии», когда оно  выступает не просто в качестве тех  или иных теоретических положений, но и конкретный, специфический вид  деятельности.

Рассмотрение проблемы предупреждения коррупции, совершаемой государственными служащими, тесно связано с особенностями  рассматриваемых субъектов. В этой связи противостоять этим набирающим силу негативным явлениям с помощью  стандартных, апробированных ранее  методов борьбы практически невозможно. Мировой опыт показывает, что разовые, пусть даже очень жестокие меры бесперспективны.

Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с  преступностью. Общую организацию  борьбы с коррупционной преступностью  следует базировать на:

а) постоянном анализе изменений коррупции и её причин;

б) определении стратегии  и тактике борьбы с ней с  учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного  сознания, правоохранительной системы;

в) основе федерального закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения  ряда прав служащих (при предоставлении декларации о доходах, ограничении  совместительства и т.п.) могут в  соответствии со статьей 55 Конституции  Российской Федерации осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном  судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом  порядке. При этом необходимо обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

г) разработке целевых взаимоувязанных  программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

д) координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (через Совет  Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции  Генеральным прокурором России;

е) специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

Информация о работе Борьба с коррупцией в системе государственной службы в Российской Федерации