Возвращение суда присяжных в Россию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Организационные затруднения в работе судов присяжных обычно сводят¬ся к тому, что новая процедура усложняет судопроизводство, а потому не может принести реальной пользы обществу (в частности, 38% опрошенных практических работников высказалось в свое время за упрощение правил судопроизводства, чтобы уменьшить объем работы и повысить эффективность борьбы с преступно¬стью); суд присяжных - это слишком громоздкий и дорогой институт, в силу чего его повсеместное введение может привести к чрезмерной длительности и удоро¬жанию судебных процессов; юристы не подготовлены для выполнения новой роли в условиях состязательности, и это обстоятельство может повлечь снижение пре¬стижа правосудия в общественном мнении; значительное число оправдательных вердиктов (до 20%) не согласуется с идеей борьбы с преступностью, хотя, как от¬мечалось выше, в дореволюционной России суд присяжных выносил до 35% по¬добных решений.

Содержание работы

Введение …………...2
Глава 1. История суда присяжных в России …………..5
1.1. Исторические предпосылки создания суда присяжных …………...5
1.2. Судебные уставы 1864 года: учреждение суда присяжных
(1862-1864 г.г.) и его существование до 1917 г …………....9
Глава 2. Восстановление суда присяжных в России…………………...18
2.1. Возрождение суда присяжных …………....18
2.2. Процедура формирования состава присяжных заседателей............20
Заключение …………….25
Список использованной литературы …………….27

Файлы: 1 файл

правоохранительные.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Для избрания в присяжные (местные обыватели всех сословий) требовалось соответствие следующим требованиям: состояние в русском подданстве, знание русского языка, достижение возраста 25 лет (но не старше 70 лет), ценз оседлости (требовалось проживание не менее 2-х лет в том уезде, где производится избрание в присяжные), имущественный ценз (не менее 100 десятин земли или иное недвижимое имущество ценою не менее 2000 рублей - в столицах, не менее 1000 рублей - в городах с населением более ста тысяч человек и не менее 500 рублей -в прочих местах; либо размер получаемого содержания не менее тысячи, шестисот, четырехсот рублей в год; либо доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла в таких же суммах, а также лица с промысловыми свидетельствами, дающими право вступать в купцы первой или второй гильдии) (ст.ст. 81, 84 Учреждения судебных установлений [далее - УСУ]6).

Судебными уставами вводился также служебный ценз, предоставляющий  право быть присяжным без учета  имущественного положения. В общие  списки, например, включались состоящие в государственной гражданской службе в должностях ниже первых четырех классов, лица сельского состояния, беспорочно занимавшие не менее 3-х лет выборные должности волостных старшин, сельских старост, станичных и поселковых атаманов сельских обывателей или других соответствующих должностей в общественном управлении сельских обывателей и т.п. (п. 4 ст.84 УСУ).

Присяжными  не могли быть:

- состоящие под следствием и судом за преступления и проступки или 
подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в 
тюрьме или более строгому наказанию, находившиеся под судом и не оправданные;

-   исключенные  из службы по суду, или из  духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ  и дворянских собраний по приговору  тех сословий, к которым они принадлежат;

  • объявленные несостоятельными должниками;
  • состоящие под опекой за расточительность;
  • слепые, глухие, немые и лишенные рассудка;

- домашняя прислуга и (с 1889 г.) впавшие в крайнюю бедность (ст.82 
УСУ).

Не подлежали  внесению в списки присяжных, например, священнослужители и монашествующие, вице-губернаторы, чиновники полиции, учителя народных и церковно-приходских школ и начальных городских училищ, чины карантинных учреждений (ст. 85 УСУ).

Имевшие право  быть присяжными вносились в общие списки, составляемые по каждому уезду отдельно особыми временными комиссиями, которые назначались в уездах земскими собраниями, а в столицах - соединенными департаментами общих городских дум и местных уездных земских собраний. Законом от 28 апреля 1887 года составление общих списков было возложено на должностных лиц, обладающих сведениями об имуществе, образовании, благонадежности лиц, которых надлежало в них включить. Такими должностными лицами были председатель уездной земской управы, в обязанности которого входило составление списков о лицах, владеющих землей и другой недвижимостью в уездах; городской глава - о лицах, владеющих недвижимостью в городе; мировой посредник или непременный член уездного или окружного по крестьянским делам присутствия - о крестьянах; начальник уездной или городской полиции - о всех прочих лицах.

Комиссии  ежегодно в срок до 1-го сентября проверяли  и дополняли списки. После составления и истечения установленного ст. 91 УСУ месячного срока для всеобщего ознакомления с ними списки представлялись губернатору, который проверял соблюдение закона при их составлении. Он имел право исключить неправильно внесенных туда лиц с указанием причин. Недовольные исключением могли жаловаться в Сенат (ст. ст. 94-95 УСУ).

На основании  общих списков составлялись очередные. Их составляли вышеуказанные комиссии под председательством уездных предводителей дворянства и при участии одного из мировых судей уездного города. Законом от 28 апреля 
1887 года состав комиссии был изменен. В нее вошли под председательством 
уездного предводителя дворянства председатель съезда мировых судей, участковые мировые судьи, уездный исправник и полицмейстер, председатель уездной земской управы, городской глава, товарищ прокурора окружного суда, мировые посредники. Комиссии должны были отбирать для включения в очередные списки только таких лиц, которые по своим нравственным качествам способны исполнять обязанности присяжных. Жалобы на постановления комиссии не допускались, за исключением случая, указанного в ст. 106 (призыв к исполнению обязанностей присяжного заседателя чаще 1 раза в год). Согласно ст. 100 УСУ, в очередной список вносились по Санкт-Петербургу и Москве 1 200 лиц (в дальнейшем в Санкт-Петербурге - 4 200 человек, в Москве - 3 000 человек), по уездам, в которых было более 100 000 жителей - 400 лиц, по уездам, в которых было менее 100 000 жителей - 200 лиц.

Общие и очередные  списки публиковались в газете.

Одновременно  с составлением очередного списка временная  комиссия составляла особый список запасных присяжных заседателей. В него вносились только лица, имеющие жительство в тех городах, где в определенные сроки открывалось заседание суда с участием присяжных заседателей (ст. 101 УСУ). По Санкт-Петербургу и Москве в данный список вносились 200 человек, по прочим городам -60 (ст. 102 УСУ).

Законами  от 12 июня 1884 года и 28 апреля 1887 года списки стали делиться на общие, очередные (годовые), периодические (месячные), сессионные.

За две  недели до наступления каждого периода  заседаний с участием присяжных список дел, подлежащих разрешению с их участием, публиковался в местных губернских ведомостях. За три дня до открытия заседания каждому подсудимому сообщался именной состав судей, прокурора, присяжных. Подсудимые и потерпевший наделялись правом отвода судей, прокурора, секретаря судебного заседания. Отвод представлялся в письменном виде или устно не менее чем за день до открытия судебного заседания (ст.ст. 588-606 Устава уголовного судопроизводства) [далее - УУС]7.

Вызову в  суд для разбирательства одного дела подлежали не менее 30 человек. Перед началом слушания председатель приводился в известность относительно явки присяжных заседателей. Законными причинами для неявки в суд присяжных являлись:

  • лишение свободы;
  • прекращение сообщений во время заразы, стихийных бедствий;
  • болезнь, лишающая возможности отлучиться из дому;
  • смерть близких родственников или же тяжкая, грозящая смертью их болезнь;

Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 года // свод Законов Российской

  • неполучение или несвоевременное получение повестки - позже, чем за 
    неделю до открытия судебного заседания;
  • командировка или особое поручение по службе;
  • внезапные по хозяйству, торговле, промышленности случаи, в коих отсутствие хозяина может привести к неизбежному разорению.

За неявку в суд без уважительной причины налагалось денежное взыскание: в первый раз - от 10 до 100 рублей, во второй раз - от 20 до 200 рублей, в третий раз от 30 до 300 рублей, а также по судебному приговору лишение права участвовать в выборах и быть избираемым в должности, требующей общественного доверия (ст.ст. 651-652 УУС).

Стороны могли  отвести по 6 присяжных безмотивно, затем жребием - до 12 основных и 2 запасных, которые приводились председателем  к присяге.

УУС предоставлял присяжным, участвующим в разбирательстве дела, достаточно широкие права:

- право на осмотр следов преступления, поличного и других вещественных доказательств;

- право на предложение через председателя допрашиваемым лицам вопросов;

право просить  председателя разъяснить им содержание прочитанных доказательств, признаки, коими в законе определяется преступление, вообще все для них непонятное;

право делать во время судебного заседания  письменные заметки (ст.ст.673-675 УУС).

Присяжные не должны были отлучаться из зала судебного  заседания «входить в сношения с лицами, не принадлежащими к составу суда, не получив на то разрешение председателя, а также собирать какие-либо сведения вне судебного заседания» (ст. 675 УУС). За нарушение указанной обязанности налагался штраф от 10 до 100 рублей, сам присяжный устранялся от дальнейшего рассмотрения дела, если же вследствие этого произошла задержка в судебном заседании, то плата всех издержек, связанных с ней, возлагалась на присяжного.

Обвинение и  защита являлись равными сторонами, имевшими право предъявлять доказательства виновности или невиновности, порядок их предъявления и исследования в целом не отличается от современного.

Как и в  современном суде присяжных, разграничивалась компетенция присяжных и профессиональных судей (их в соответствии со ст. 595 УУС в заседании должно было участвовать не менее трех, по действующему УПК РФ один). Присяжные разрешали вопрос о виновности, причем вопросы о том, совершено ли преступление, было ли оно деянием подсудимого и должно ли оно быть вменено ему в вину, соединялись в один совокупный вопрос, когда «никем не возбуждалось сомнение в том, что оно должно быть вменено подсудимому в вину, если признано будет его деянием». После постановки главного вопроса перед присяжными ставились частные вопросы об обстоятельствах, которые «особо увеличивают или уменьшают степень виновности» (ст.ст. 754-755 УУС). Профессиональные судьи, в свою очередь, после вынесения присяжными вердикта назначали наказание.

После постановки вопросов председателю суда вменялось  в обязанность объяснить присяжным следующее:

  • существенные обстоятельства дела и законы, относящиеся к данному 
    преступлению;
  • «общие юридические основания к суждению о силе доказательств, 
    приведенных в пользу или против подсудимого». При этом присяжный «...не должен в объяснениях своих ни обнаруживать собственного мнения о вине или невинности подсудимого, ни приводить обстоятельств, не бывших предметом судебного состязания» (ст. 802 УУС).

После вынесения  присяжными вердикта председатель предлагал  прокурору предъявить заключение относительно наказания и других правовых последствий виновности подсудимого. Согласно ст. 818 УУС, если уд единогласно признает, что решением суда присяжных осужден невиновный, то он постановляет определение о передаче дела на новое рассмотрение состава присяжных, решение которых признается окончательным.

Суд присяжных внес ряд  положительных элементов в судебную практику. Среди них, например, снижение уровня взяточничества в судах (в  период с 1879 оп 1892 год, когда с участием присяжных было рассмотрено 208 тыс. дел, за «лихоимство», и то главным образом в виде принятия присяжными угощения, было осуждено по 20 дела всего 28 человек8). Отказ от системы формальных доказательств расширил возможность использования косвенных улик, гораздо чаще стала использоваться экспертиза. Присущие данной форме судопроизводства гласность и состязательность способствовали интенсивному развитию ораторского искусства.

Однако следует сказать, что судебная реформа с самого начала ее практического воплощения столкнулась с целым рядом проблем, которые в конечном итоге нанесли существенный вред всей идеи существования института присяжных.

Распространению судебной реформы в целом и суда присяжных  в частности мешали не только экономические и организационные причины, но и несоответствие новых судебных порядков основам российского государства того времени. В частности, равенство всех перед законом противоречило существовавшему в Российской Империи сословному строю. Суд присяжных, основанный на широком вовлечении представителей общества в открытое осуществление правосудия, действовал при отсутствии представительных учреждений. В 1866 году, после рассмотрения с участием присяжных заседателей дела двух лиц, обвиняемых в оскорблении чети и достоинства дворянства и земледельческого сословия, был издан закон, запрещающий рассматривать дела об оскорблении в печати судом присяжных.

Последняя четверть XIX века характеризуется осложнением политической ситуации в стране: возобновляются волнения крестьян, начинается пропаганда социализма со стороны народников. В гласных судебных процессах подсудимые использовали судебную трибуну для отстаивания своих политических убеждений, адвокаты выясняли обстоятельства, побудившие их подзащитных заняться антиправительственной деятельностью.

В 1884 году число присяжных  заседателей, которых стороны могли  отводить без объяснения причин, сократили до трех.

30 октября  1885 года глава консервативного  направления К.П. Победоносцев передает монарху записку «О необходимости судебных реформ», где, в частности, предлагается от института присяжных отделаться, чтобы восстановить значение суда в России. С его точки зрения, учреждение суда присяжных для России оказалось «совершенно излишним, совсем несообразным с условиями нашего быта и устройством наших судов и, как порочное в существе своем, привело к гибельной деморализации существующих целей правосудия...»

Законом от 28 апреля 1887 года устанавливается образовательный  ценз для присяжных - умение читать по-русски, а также практически в два раза увеличивается имущественный ценз для лиц, получающих жалование по службе, вознаграждение за труд, или доход от капитала, занятия, ремесла или промысла. В частности, в столицах имущественный ценз составил 1000 рублей дохода в год, в городах с населением более 100 000 жителей - 400 рублей. Одновременно был резко снижен ценз для землевладельцев - со 100 до 10-20 десятин земли. Этим же законом из числа присяжных устраняются лица, впавшие в крайнюю бедность и находящиеся в услужении в качестве домашней прислуги.

Информация о работе Возвращение суда присяжных в Россию