Возвращение суда присяжных в Россию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Организационные затруднения в работе судов присяжных обычно сводят¬ся к тому, что новая процедура усложняет судопроизводство, а потому не может принести реальной пользы обществу (в частности, 38% опрошенных практических работников высказалось в свое время за упрощение правил судопроизводства, чтобы уменьшить объем работы и повысить эффективность борьбы с преступно¬стью); суд присяжных - это слишком громоздкий и дорогой институт, в силу чего его повсеместное введение может привести к чрезмерной длительности и удоро¬жанию судебных процессов; юристы не подготовлены для выполнения новой роли в условиях состязательности, и это обстоятельство может повлечь снижение пре¬стижа правосудия в общественном мнении; значительное число оправдательных вердиктов (до 20%) не согласуется с идеей борьбы с преступностью, хотя, как от¬мечалось выше, в дореволюционной России суд присяжных выносил до 35% по¬добных решений.

Содержание работы

Введение …………...2
Глава 1. История суда присяжных в России …………..5
1.1. Исторические предпосылки создания суда присяжных …………...5
1.2. Судебные уставы 1864 года: учреждение суда присяжных
(1862-1864 г.г.) и его существование до 1917 г …………....9
Глава 2. Восстановление суда присяжных в России…………………...18
2.1. Возрождение суда присяжных …………....18
2.2. Процедура формирования состава присяжных заседателей............20
Заключение …………….25
Список использованной литературы …………….27

Файлы: 1 файл

правоохранительные.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

В 1894 году Н.В. Муравьев (тогдашний министр юстиции) представляет Александру III доклад о необходимости полной ревизии принципов судебной реформы 1864 года. В докладе, в частности, предлагалось не отменять ограничение компетенции суда с участием присяжных, введенное в 1870-1880-х годах, более того было взято под сомнение дальнейшее существование этого суда. Император поддержал необходимость полного пересмотра судебных уставов, и для этих целей была образована особая комиссия под председательством министра юстиции.

Деятельность  комиссии Н.В. Муравьева, несмотря на оказанную  ей полную поддержку императора, закончилась  безрезультатно, и суд присяжных  просуществовал до Октябрьской революции, когда он был упразднен Декретом о суде № 1, принятым СНК РСФСР 22 ноября 1917 года. Этим же Декретом провозглашалось образование местных судов, действовавших в составе местного судьи и двух заседателей. Для рассмотрения более серьезных дел учреждались рабочие и крестьянские трибуналы в составе председательствующего и 6 заседателей, избираемых губернскими или городскими советами.

В марте 1918 года ВЦИК, изданием Декрета о суде № 2, образовал окружные народные суды. По нему окружным судам были приданы некоторые черты суда присяжных. Так, уголовные дела рассматривали 12 заседателей, которые решали вопрос о виновности и мере наказания, в отличие от классической модели, в постановлении приговора участвовал постоянный судья.

ГЛАВА 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИИ

 

2.1. Возрождение суда присяжных

 

Возрождение суда присяжных в рассмотрении уголовных  дел во многом было обусловлено падением авторитета народных заседателей и необходимостью укрепления независимости судей, реального обеспечения гарантий прав личности в уголовном процессе. Через институт народных заседателей не столько решались проблемы правосудия, сколько реализовывалась идея всеобщего привлечения народа к управлению государством. Поэтому в публикациях тех лет сторонники возрождения института присяжных связывали с ним демократизацию судебного процесса, гарантии независимости суда и гарантии соблюдения прав личности.

В итоге, реализовать  данную идею на практике удалось весьма нескоро и непросто. Так нормы права, предусматривающие введение суда присяжных, впервые появились на фоне проводимой в стране демократизации в тексте Основ законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в ноябре 1989 года. Ст. 11 Основ предусматривала, что «по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусматривается смертная казнь или лишение свободы на срок свыше 10 лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей)». Последующее правовое закрепление данного института происходит в российском законодательстве на конституционном уровне. Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» от 1 ноября 1991 года ч. 1 ст. 166 Конституции была изложена в новой редакции: «Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах... осуществляется с участием присяжных заседателей или коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей».

Декларация  прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 19991 года провозгласила: «Смертная  казнь впредь до ее отмены может  применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности только по приговору суда с участием присяжных заседателей» (ст. 7). Однако при внесении на обсуждение съезда народных депутатов 21 апреля 1992 года поправок в текст Конституции (ст. 38), соответствующих ст. 7 Декларации, отсутствовал абзац фразы, касающийся присяжных заседателей.

Тогда же в  Конституции РФ предусматривается, что гражданин РФ в соответствии с федеральным законом несет гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия в качестве народного или присяжного заседателя.

10 января 1993 года  Президент РФ направляет в  Верховный Совет РФ проект закона об альтернативной форме судопроизводства, который, пройдя 3 марта 1993 года обсуждение в Совете Национальностей, был отклонен Советом Федерации.

Законопроект  был одобрен Советом Национальностей  лишь в результате 3-его голосования, которое состоялось 2 июня 1993 года. По сравнению с законопроектом, предусматривавшим рассмотрение дел с участием присяжных заседателей и судами районного звена, закон ограничил сферу применения уровнем области, края (субъекта Федерации). Учитывая зарубежный опыт, в законопроекте предусматривается возможность применения сокращенной процедуры в случае признания подсудимым своей вины.

В последующем  Постановлении Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», УПК РСФСР, УК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» было предусмотрено введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей на территории Ставропольского края, Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской области с 1 ноября 1993 года, на территории Алтайского, Краснодарского края, Ульяновской, Ростовской области с 1 января 1994 года.

Законом РФ от 16 июля 1993 г. в УПК РСФСР был  внесен десятый раздел о производстве в суде присяжных, состоявший из четырех  глав и 47 статей. УПК РФ 2002 (раздел XI), например, содержит 1 главу, состоящую из 33 статей.

При всем единстве и целостности системы судоустройства и судопроизводства можно выделить один из институтов, занимавший и продолжающий занимать в ней центральное место - суд присяжных. Современники судебной реформы 1864 года и ее последователи считали, что участие присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела уже само по себе предполагает демократическую процедуру судебного разбирательства и противоречит обвинительному уклону в уголовном судопроизводстве. Нынешняя концепция судебной реформы в РФ отводит суду присяжных центральное место в демократизации уголовной юстиции, рассматривает его как институт, призванный стимулировать состязательность процесса, «подтянуть следствие», повысить профессиональный уровень юристов.

 

2.2. Процедура формирования состава  присяжных заседателей

 

Формирование  состава присяжных заседателей - это сложная процедура, включающая в себя как организационные (составление списков присяжных, приглашение их в судебное заседание), так и процессуальные мероприятия (выявление судьей объективности и непредвзятости при рассмотрении данного дела у присяжных заседателей, заявление присяжными самоотводов, использование сторонами прав на мотивированный и безмотивный отводы присяжного заседателя). От законности и правильности проведения этой процедуры будет зависеть результативность судебного разбирательства, а также соблюдение самой идеи независимости суда в целом от исполнительной власти и присяжных, в частности, от профессиональных судей.

Процесс отбора присяжных начинается с составления  списков потенциальных присяжных и включает в себя следующие стадии.

1) В соответствии  со ст.ст. 81 и 82 Закона «О судоустройстве  РСФСР» 1981г. глава краевой, областной  и т.п. администрации ежегодно  в установленные сроки по представлению  председателя краевого, областного и т.п. суда о необходимом количестве присяжных для нормального функционирования коллегии с участием присяжных на следующий год (само представление подается не позднее, чем за 3 месяца до начала года), организует составление общих и запасных списков присяжных заседателей.

Среди основных действующих требований, предъявляемых  к кандидатуре присяжного заседателя:

- гражданство  Российской Федерации;

  • достижение возраста 25 лет на момент составления списков;
  • полная дееспособность;
  • отсутствие не снятой или непогашенной судимости;
  • предыдущее (предшествующее составлению списков присяжных) 
    внесение в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать 
    в референдуме, по месту постоянного проживания.

Препятствует  выполнению обязанностей присяжного:

  • возможность неправильного восприятия происходящего в ходе судебно 
    го разбирательства (например, лица, не владеющие языком на котором ведется судопроизводство в данной местности; слепые, глухие, немые);
  • состояние здоровья (инвалидность, возраст старше 60 лет);
  • необходимость исполнения профессионального долга (врачи, учителя);

- другие основания (перечень которых не является исчерпывающим, но 
судья может признать их уважительными).

2) Получив представление председателя суда, глава краевой (областной) 
администрации устанавливает и сообщает главам районной (городской) администрации данные о количестве кандидатов, которые каждый из них должен представить с целью составления централизованного списка. Необходимо, чтобы в каждом списке было пропорционально представлено население каждой административно-территориальной единицы.

Таким образом, общие списки формируются районными, городскими администрациями по каждому району и городу края и области. Кандидатуры, включенные в общие списки, отбираются путем случайной выборки из списков избирателей последних выборов или участников референдума по каждой административно-территориальной единице. Случайная выборка может производиться также с помощью компьютера.

3) После составления списков из них исключаются (или могут быть исключены) лица, указанные в ч.ч. 2 и 4 ст. 80 Закона «О судоустройстве РСФСР» 
(например, признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными; престарелые, достигшие возраста 70 лет; руководители органов власти; военнослужащие; священнослужители и т.п.).

Думается, вполне обоснованно предложение об исключении в безусловном порядке из списков (вне зависимости от их письменного или устного ходатайства) лиц, указанных в ч. 4 Закона о судоустройстве (престарелые, представители власти, профессии юриста и т.д.)9.

4) О составлении  общих списков районная или  городская администрация извещает население и в течение двух недель допускает всех желающих к ознакомлению с ними, затем в пятидневный срок рассматривает поступившие по ним заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд.

 

Фамилия

имя

отчество

Дата

рожде-

ния

Место

рабо-

ты, род

занятий

Место

житель-

ства

Сведения

о состоя-

нии здо-

ровья

Участие

в судеб-

ном за-

седании

1

2

3

4

5

6

7


 

Учитывая, что  данная работа предполагает получение информации о гражданах из самых различных источников, в состав комиссий было бы целесообразно включить, помимо работников аппарата краевой, областной администрации, представителей прокуратуры, органов внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства. Деятельность этой комиссии должна носить постоянный характер, так как в соответствии с Законом «О судоустройстве РСФСР» администрация обязана регулярно проверять и вносить в списки присяжных заседателей изменения по мере получения соответствующей информации от различных органов и учреждений.

  1. Уточненные общие списки представляются главе областной (краевой) 
    администрации в установленный срок, и на их основе составляется единый общий 
    список присяжных края (области).
  2. Одновременно с составлением общих списков краевая, областная администрация составляет запасной список, в который включаются только граждане, 
    постоянно проживающие  в областном (краевом) центре или другом постоянном 
    местонахождении соответствующего суда. Число граждан, включенных в этот 
    список, определяется непосредственно главой соответствующей администрации, 
    но не может превышать одной четвертой от числа всех присяжных в целом по области, краю, включаемых в общие списки присяжных.
  3. По завершении процедуры списки передаются в суд, перед этим общий 
    и запасной списки публикуются в областной (краевой) печати (не позднее, чем за 
    две недели до отправления их в суд), также по ним рассматриваются в пятидневный срок все поступившие по ним жалобы.

Составленные  списки, после рассмотрения всех поступивших жалоб, подписываются главой администрации и скрепляются печатью. Копии этих списков должны постоянно храниться в администрациях, в областном и краевом суде списки хранятся не менее 10 лет (п. 16 Рекомендаций).

Согласно  ст. 81 Закона «О судоустройстве РСФСР», ответственность за составление списков несут соответствующие администрации, действующие на территории, на которой распространяется юрисдикция соответствующего суда. Очевидно, что порядок составления списков требует более детального правового регулирования. Как уже отмечено выше, неясным остается вопрос с формированием и деятельностью комиссий; не урегулированы сроки составления списков; виды и пределы ответственности администрации.

8) После составления списков осуществляется вызов присяжных в суд и 
проверка их соответствия требованиям закона. По указанию судей она осуществляется аппаратом суда. Так, в установленные промежутки времени секретарь суда 
путем случайной выборки отбирает из общего списка такое число кандидатов, которое необходимо для удовлетворения потребностей суда в присяжных.

Информация о работе Возвращение суда присяжных в Россию