Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:23, реферат

Описание работы

Институт возбуждения уголовного дела имеет важное политическое и процессуальное значение, он призван обеспечить правильную, целеустремлённую, наступательную, активную и инициативную борьбу с преступлениями, которая должна осуществляться в точном соответствии с законом. Получая заявления и сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях, компетентные органы, правомочные осуществлять уголовно-процессуальную деятельность должны установить наличие или отсутствие необходимых условий для законного или обоснованного начала производства по уголовному делу. Должностное лицо, подписавшее постановление о возбуждении уголовного дела или давшее согласие на возбуждение уголовного дела, несёт ответственность за законность и обоснованность своего решения.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Органы и  лица, имеющие право на возбуждение уголовных дел.

 

В соответствии со статьёй 146 УПК при наличии  повода и основания, дознаватель  или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, должны возбуждать уголовные дела.    

 Прокурор вправе возбудить  уголовное дело  о  любом преступлении, независимо от  подследственности дела.  Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования,  выполняя которую он или его заместитель «…по основаниям установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности».    

 Следователь  возбуждает  уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 151 УПК). Если данные о преступлении получены непосредственно следователем, то он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству для расследования.    

 В данном  случае можно сказать, что в одном постановлении  содержатся два постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса:

1) постановление  о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии возбуждения  уголовного дела,

2) постановление  о принятии дела к своему производству, составляющее начальный момент предварительного следствия (ст. 156 УПК). О возбуждении уголовного дела следователь обязан сообщить прокурору.     

 Орган дознания  в пределах компетенции, определяемой  ст. 40 УПК возбуждает  уголовные дела.    

 Различается  деятельность органов дознания  по делам, по которым предварительное  следствие обязательно и по  делам, по которым производство  предварительного следствия необязательно,  в последнем случае материалы  дознания являются основанием  для рассмотрения дела в суде. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно орган дознания  выполняет неотложные следственные действия, а затем передает дело   по подследственности следователю.

Существуют некоторые  особенности возбуждения уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. В этом случае прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. Поскольку указанными лицами, в силу особых условий, расследование начинается без согласия прокурора на возбуждение уголовного дела и могут быть произведены любые неотложные следственные действия без ограничения их перечня (ч.3 ст. 40 УПК), прокурор, получив постановление о возбуждении уголовного дела и материалы расследования, в случае признания факта незаконного и необоснованного возбуждения уголовного дела, своим постановлением отменяет постановление о возбуждении уголовного дела и прекращает производство по делу   

 Перечень органов и  должностных лиц уполномоченных возбуждать уголовные дела является исчерпывающим.

 
 

4. Поводы для  возбуждения уголовного дела.

 

Поводы к возбуждению  уголовного дела – это те установленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение приступить к производству по уголовному делу.

Согласно статье 140 УПК  ими являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из других источников.

Рассмотрим поводы к возбуждению  уголовного дела:

1.Заявление о преступлении  граждан являются наиболее распространенными  поводами к возбуждению уголовного дела. Заявление гражданина представляет собой устное или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица и адресованные органом, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того,  причинен ли преступным деяниям вред заявителю или другим лицам и организациям. Исключение составляют дела, возбуждаемые по заявлению потерпевшего (его законного представителя, представителя) о признаках преступлений по делам частного и частнопубличного обвинения.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или  письменном виде. Письменное заявление  о преступлении должно быть подписано  заявителем, а устное заносится в  протокол, который подписывается  заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, оформляется рапорт об обнаружении признаков преступления. При подаче заявления, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о противоправных фактах. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать полученные в результате такой проверки данные.

Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и восполнению полученных сведений.

Как правило, от усмотрения самого лица зависит, заявить ли о ставших  ему известными преступных действиях, а следовательно заявления граждан являются выражением их высокой активности и инициативы и служат выявлению имеющих место незаконных и преступных действий отдельных физических лиц.

2. Явка с повинной как  повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. Заявление о явки с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Явка с  повинной,  равно как и активное способствование, раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (ч. 1 ст. 61 УК РФ), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с  повинной. Вместе  с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным. Так не является явкой с повинной письменное обращение лица, задержанного в качестве подозреваемого или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления.

3. Так же на практике  встречаются сообщения о совершённых  или готовящихся преступлениях,  полученные из других источников. Непосредственное обнаружение органом  дознания, следователем или прокурором признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе выполняемой правоохранительной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело. Так, например, органам дознания при проведении оперативно-розыскных мероприятий становятся известны факты преступных действий. Прокурор, проводя проверку соблюдения законов в учреждении, организации вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится известно о совершении другими лицами преступных деяний, не связанных с расследуемым им делом и т. д. Возможны сообщения о преступлениях, полученные из средств массовой информации, о которыя я уже упоминал.

 
 
 

5. Основания  возбуждения уголовного дела.

 
 

В соответствии с частью 2 статьи 140 УПК основанием возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных указывающих  на признаки преступления. Основание  так же необходимо для возбуждения уголовного дела, как и повод. Понятие «достаточные данные» является оценочным, содержание которого выявляется с учётом конкретной ситуации. К моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела нельзя требовать исчерпывающих сведений о составе преступления, для возбуждения уголовного дела достаточно данных, указывающих на наличие самого события преступления, то есть признаков, характеризующих объективную сторону и объект преступного посягательства.

Применительно к отдельным  составам преступления объем данных не является постоянной величиной и должен определяться следователем в зависимости от характера совершенного преступления, его индивидуальных особенностей и конкретных обстоятельств. В одних случаях этот объем может определяться данными, указывающими лишь на признаки объективной стороны, в других необходимы признаки, указывающие и на субъективную сторону. В отдельных случаях объем увеличивается за счет данных, указывающих на субъекты (несколько субъектов) преступления. Объем данных зависит не только от конкретного состава преступления, но и от каждого конкретного случая.

Так, к моменту возбуждения  уголовного дела не всегда бывает известно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности.

Из этого следует  то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности и это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.

На момент принятия решения о возбуждении уголовного дела следователю не всегда удается  установить данные об обстоятельствах  исключающих производство по делу. Они могут быть установлены уже в ходе производства предварительного расследования. Включение таких данных в основание для возбуждения уголовного дела привело бы к необоснованному расширению объема проверки заявлений и сообщений о преступлениях.

При чрезвычайных происшествиях, связанных с крушением поездов, авариями воздушных и морских судов, повлекших человеческие жертвы, согласно нормативным актам соответствующих министерств и ведомств создаются комиссии для установления причин чрезвычайных происшествий. Данные, полученные в результате работы этих комиссий, содержащие признаки преступления, могут явиться основанием для возбуждения уголовного дела.

В качестве оснований  для возбуждения уголовных дел  могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, проводимой соответствующими органами. Эти данные обязательно должны содержать признаки конкретного преступления и быть проверены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны не только обнаруживать признаки преступлений, но и создавать при этом необходимые условия для быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Необходимо принимать меры, при которых использование результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве по уголовному делу не разглашало бы тактику и организацию проведения этих мероприятий, а также сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, в ходе оперативно-розыскной деятельности создаются условия для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовно-процессуального законодательства, что предполагает получение сведений об очевидцах преступления, о местах нахождения предметов и документов, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе следы преступления, являлись объектами преступных действий, а также деньгах и иных ценностях, нажитых преступным путем, и других предметах, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению обстоятельств его совершения и установлению виновных. В отдельных случаях оперативно-розыскные меры могут быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных предметов и документов. Одной из задач оперативно-розыскной деятельности является установление обстоятельств, характеризующих лиц, которые совершили преступление, выявление их намерений и конкретных действий, направленных на противодействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования. Может быть также поставлена задача установления обстоятельств, характеризующих личность наиболее важных свидетелей и потерпевших, для выявления их психологической установки в связи с предстоящим допросом.[1]

Выяснение оснований  возбуждения уголовного дела является самым существенным, определяющим моментом в возбуждении уголовных дел. Без наличия основания нельзя говорить об обоснованности возбуждения  уголовных дел, что является гарантией обеспечения прав граждан и защитой их от привлечения к уголовной ответственности, если для этого отсутствуют основания.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела