Уголовные наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 04:21, дипломная работа

Описание работы

Целями дипломной работы являются нормативно – правовое регулирование и проблемные вопросы освобождения осужденных от отбывания наказания и замены не отбытой части наказания более мягким наказанием в уголовном праве Российской Федерации. Актуальность данной темы, заключается в соответствии, равнозначности совершенных преступных деяний с мерами ответственности, применяемыми судами. Значение института освобождения от наказания заключается в: а) экономии мер уголовной репрессии; б) стимулировании исправления лица, совершившего преступление; в) исключении назначения наказания в случае, когда достижение его целей невозможно; г) аннулировании всех правовых последствий совершенного преступления (ч. 2 ст. 86 УК).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ………….…………...8
1.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ……………..8
2. ВИДЫ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ……………………………………………………………………152.1. УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ……………………………………………………………………15
2.2. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С ЗАМЕНОЙ НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ МЯГКИМ ВИДОМ……28
2.3. АМНИСТИЯ. ПОМИЛОВАНИЕ …………………………………………37
2.4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОБСТАНОВКИ…………………………51
2.4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С БОЛЕЗНЬ………….55
2.5. ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИМ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ …60 3. ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ…………….....64
3.1. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ К ДОСРОЧНОМУ ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ…64
3.2. ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ…………………..........72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 80
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….84

Файлы: 1 файл

диплом 24.08.13.docx

— 138.94 Кб (Скачать файл)

Окончательное же решение  о помиловании принимается Президентом  РФ независимо от того, какое решение  приняла Комиссия по помилованию. Иначе  говоря, ее решения носят рекомендательный характер.

В соответствии с уголовным  законом - право помилования принадлежит  только Президенту РФ (ст. 89 Конституции  РФ). Решение Президента оформляется  указом, направленным в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого поступило ходатайство.

Актом помилования Президент  РФ может:

а) освободить лицо от отбывания  оставшейся не отбытой части наказания;

б) сократить не отбытое  наказание на определенную часть;

в) заменить назначенное  наказание или не отбытую часть  наказания более мягкой мерой  наказания (например, заменить смертную казнь лишением свободы на определенный срок);

г) снять судимость.

В отличие от других видов  освобождения от наказания, помилование  не ограничивается ни категорией преступления, ни размером, сроком и видом наказания.

При помиловании акцент делается на обстоятельствах, характеризующих  личность осужденного и его поведение. В то же время акт о помиловании  не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда. Это шаг навстречу осужденному, аванс на будущее, основывающийся не только на формально-юридических постулатах, но и на нравственных соображениях.

В соответствии со ст. 50 Конституции  РФ о помиловании может просить  каждый осужденный, то есть лицо, в отношении  которого вынесен обвинительный  приговор суда. С таким ходатайством может обратиться сам осужденный, его родственники или близкие, общественные организации или администрация  соответствующего учреждения, где лицо отбывает назначенную ему судом  меру наказания. Отказ в помиловании  обжалованию в судебном порядке  не подлежит.

Однако ч.2 ст. 85 УК РФ предпринимает  попытку сузить круг: «Актом помилования  лицо, осуждённое за преступление, может  быть освобождено от дальнейшего  отбывания наказания либо назначенное  ему наказание может быть сокращено  или заменено более мягким видом  наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость».

Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования  лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Действительно, чаще всего помилование  применяется к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве  случаев - при замене смертной казни  пожизненным заключением.

Актом помилования лицо может  быть также освобождено от дополнительного  наказания, но при условии, что оно  еще не исполнено. Поэтому нельзя, например, актом помилования вернуть  воинское или почетное звание, которых  лицо было лишено по приговору суда, поскольку помилование не является реабилитацией лица, оно не устраняет факта совершенного преступления, а представляет собой лишь проявление гуманизма в отношении осужденного лица.

Амнистия и помилование, в отличие от других видов освобождения от наказания, должны рассматриваться  в качестве исключительных оснований  освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовно-правовых обременений. Необоснованно  широкое их применение может подорвать  стабильность приговоров судов и  войти в противоречие с требованиями неотвратимости ответственности и  наказания и восстановления социальной справедливости.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов  Российской Федерации», на территориях  субъектов Российской Федерации  образованы комиссии по вопросам помилования. Состав комиссии по вопросам помилования  на территории субъекта Российской Федерации  и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами  комиссии могут быть граждане российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан  и имеющие безупречную репутацию. Причем не менее двух третей состава  комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Этим же Указом упраздняется Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации.

Ходатайство о помиловании  направляется Президенту Российской Федерации  в письменной форме. Оно регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном  журнале учета ходатайств о помиловании  в день его подачи.

Ходатайство о помиловании  направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ не позднее  чем через 20 дней со дня его подачи.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании  в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту  жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции  не позднее чем через 7 дней со дня  получения ходатайства о помиловании  представляет его в комиссию.

Министерство юстиции  Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения по ходатайствам о помиловании, поступившим в  территориальные органы юстиции  и направленным в соответствующие  комиссии.

Комиссия не позднее чем  через 30 дней со дня получения ходатайства  о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не позднее  чем через 15 дней со дня получения  ходатайства о помиловании и  заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление  о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного  или лица, отбывшего судом наказание  и имеющего неснятую судимость.

Список лиц, рекомендованных  высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации  к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Следует сказать, что опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

При рассмотрении ходатайства  о помиловании принимаются во внимание:

1. характер и степень  общественной опасности совершенного  преступления;

2. поведение осужденного  во время отбывания или исполнения  наказания;

3. срок отбытого (исполненного) наказания;

4. совершение осужденным  преступления в период назначенного  судом испытательного срока условного  осуждения;

5. применение ранее в  отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного  освобождения от наказания;

6. возмещение материального  ущерба, причиненного преступлением;

7. данные о личности  осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное  положение, возраст;

8. другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными  для рассмотрения ходатайства.

Указ Президента Российской Федерации о помиловании в  течение 2 дней после  его издания  направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в  Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган  Министерства юстиции, администрацию  учреждения.

Об отклонении Президентом  Российской Федерации ходатайства  о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом  субъекта Российской Федерации либо по его поручению председателем  комиссии. При отклонении ходатайства  о помиловании повторное рассмотрение его допускается не ранее чем  через год, за исключением случаев  возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для  применения акта помилования.

Амнистия и помилование  имею между собой некие сходства и различия. В связи с рассмотрением  понятия и признаков амнистии и помилования, можно обозначить как сходства, так различия между  ними.

Общим между амнистией  и помилованием являются следующие  аспекты:

Во-первых, оба этих института  применяются с целью смягчения  участи лиц совершивших преступления. А во-вторых, и помилование, и амнистия являются актами разового характера. Они  касаются лиц совершивших преступления до издания актов помилования  или амнистии.

Различиями между амнистией  и помилованием являются:

1.Помилование не носит  нормативного характера, а представляет  собой акт применения права  в конкретном случае.

2.Помилование осуществляется  в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется  на неопределённое количество  лиц.

3.Акт о помиловании  является юридическим основанием  для освобождения лица от наказания,  тогда как для применения амнистии  необходим акт соответствующего  органа, на который возложена  обязанность по реализации амнистии.

4.Ходатайство о помиловании  всегда исходит от самого осуждённого,  его родственников, наблюдательных  комиссий, администрации исправительно-трудового  учреждения (ИТУ). В тех случаях,  когда помилование осуществляется  в отношении иностранных граждан,  ходатайство может исходить от  органов власти или управления  иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.

5.Помилование носит единичный,  разовый характер, тогда как применение  амнистии - это достаточно продолжительный  период, требующий усилий многих  правоохранительных органов: следствия,  дознания, суда, прокуратуры, органов,  ведающих исполнением приговора  (обычно амнистия подлежит исполнению  в течение шести месяцев).

6.Реализуя амнистию, соответствующие  органы лишь в некоторой степени  учитывают поведение осуждённого,  например, она не применяется  к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью  зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки

 

Данный вид освобождения от наказания впервые включен  в Уголовный кодекс (ст. 80.1 УК). Основанием его применения выступает нецелесообразность назначения лицу наказания в изменившейся обстановке, в которой лицо или  совершенное им деяние перестали  быть общественно опасными. По сути, в ст. 80.1 УК предусмотрены два  вида освобождения от наказания, хотя и весьма сходных: изменение обстановки, повлекшее утрату общественной опасности лица, совершившего преступление, и изменение обстановки, повлекшее утрату общественной опасности деяния. Причем утрата общественной опасности лица, совершившего преступление, и общественной опасности деяния выступает здесь в качестве альтернативного основания освобождения от наказания. В обоих случаях для освобождения от наказания Закон помимо основания требует наличия двух условий:

1) совершение преступления  впервые. Лицо считается совершившим  преступление впервые, если оно  ранее не совершило преступление  либо совершило, но судимость  снята или погашена либо истекли  сроки давности привлечения к  уголовной ответственности;

2) совершение преступлений  небольшой (ч. 2 ст. 15 УК) или средней  тяжести (ч. 3 ст. 15 УК).

Только при одновременном  наличии обоих условий может  быть постановлен вопрос об утрате общественной опасности деяния либо лица, его совершившего, вследствие изменения обстановки.

Применительно к утрате общественной опасности совершенного деяния изменение  обстановки означает крупные перемены в социально-экономических, политических или духовных условиях жизни общества в масштабе всей страны или значительного  ее региона. Эти перемены влияют на общественное правосознание, которое  было совершено в иной обстановке и в момент совершения представляло значительную опасность для общества. Изменение обстановки должно быть настолько  существенным, что влечет отпадение общественной опасности не какого-то конкретного деяния, а всех деяний данного вида. Так, после отмены в стране или в отдельных местностях военного или чрезвычайного положения теряют общественную опасность все деяния, признанные преступными именно в условиях военного или чрезвычайного положения. Под изменением обстановки, вследствие которого совершенное лицом деяние перестало быть общественно опасным, следует понимать не только изменение социальных, политических или экономических условий в стране (например, прекращение военных действий, крупные экономические реформы), но и изменение конкретной обстановки в том или ином районе, местности, на предприятии (незаконная охота в заповеднике, если к моменту рассмотрения дела в суде она там будет разрешена в силу чрезмерного увеличения поголовья этого вида животных). К изменению обстановки, вследствие которого лицо, совершившее преступление, перестало быть общественно опасным, следует относить изменения, связанные исключительно с характеристикой личности виновного и степенью его опасности в связи с совершенным им преступлением. Например, женитьба (замужество) виновного на жертве своего преступления, переезд несовершеннолетнего правонарушителя на новое место жительства, вследствие которого он оказался вне неблагоприятного в криминологическом отношении окружения, поступил на службу или учебу, уволен с работы или освобожден от занимаемой должности .

Информация о работе Уголовные наказания