Информационное обеспечение уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В судебных повестках или иных судебных извещениях, адресованных лицам, участвующим в деле, предлагается представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывается на последствия непредставления доказательств и неявки в суд извещаемых или вызываемых лиц, разъясняется обязанность сообщить суду причины неявки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА 5
1.1. Судебные повестки, правила их вручения 5
1.2. Последствия неявки надлежащим образом извещенных участников процесса в судебное заседание 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УВЕДОМЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА 13
2.1. Особенности уведомления судом граждан и организаций, находящихся за границей 13
2.2. Розыск ответчика 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Информационное обеспечение УГП.2012.2.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Стороны вправе просить суд о  рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине. В случае неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков суд выслушивает мнение лиц, участвующих в деле, о возможности рассмотрения дела в отсутствие свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и выносит определение о продолжении судебного разбирательства или его отложении. В случае если вызванный свидетель, эксперт, специалист, переводчик не явился в судебное заседание по причинам, признанным судом неуважительными, он может быть подвергнут штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Свидетель при неявке в судебное заседание без уважительных причин по вторичному вызову может быть подвергнут принудительному приводу (ч. 2 ст. 168 ГПК).

В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу на основании определения суда или постановления судьи, доставляется к месту вызова принудительно, посредством сопровождения его судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группой судебных приставов. Привод исполняется подразделением судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, как правило, по месту фактического проживания лица, уклоняющегося от явки.

 

 Глава 2. Особенности уведомления участников гражданского процесса

2.1. Особенности уведомления судом граждан и организаций, находящихся за границей

 

 

Предусмотренные ст. 113 ГПК РФ формы  судебных извещений и вызовов применяются и по отношению к иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, если иной порядок не установлен международным договором Российской Федерации. Порядок вручения судебных и внесудебных документов на территории иностранных государств определяется международными договорами с участием Российской Федерации. В ряде международных договоров5 под правовой помощью понимается выполнение процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством договаривающихся сторон, в частности пересылка и вручение документов.

Суд, вынося определение об извещении  ответчика, находящегося за границей, направляет за границу не само определение, а предусмотренные договорами судебные поручения и извещения, составленные в соответствии с образцами. Все судебные поручения направляются за границу по общему правилу через Министерство юстиции Российской Федерации. Подлежащие вручению документы должны сопровождаться переводом на язык запрашиваемого государства, кроме случаев, когда получатель согласен принять адресованный ему документ без перевода. При этом согласно договорам, заключенным с КНР, Республикой Куба, КНДР, бывшими социалистическими странами (Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Монголия и др.) и странами СНГ, Министерство юстиции РФ сносится с соответствующими центральными органами юстиции этих государств непосредственно.

Учреждения юстиции других государств (Австрии, Алжира, Бельгии, Греции, Ирака, Италии, Йемена, Кипра, США, Туниса, ФРГ, Финляндии, Франции и др.) при оказании правовой помощи по гражданским делам сносятся друг с другом в дипломатическом порядке: Министерство юстиции РФ направляет судебные поручения в МИД России, а последнее через консульские отделы посольств передает их по назначению.

С учетом этого в первом случае для выполнения поручения требуется  до 4-х месяцев, во втором - до 6 месяцев. В течение указанных сроков суды должны ожидать выполнения своих поручений и, соответственно, определять даты судебного заседания. Международные договоры с участием Российской Федерации могут содержать нормы и об иных сроках для выполнения судебных поручений. В случае направления судебного поручения органам государства, участвующего в таком международном договоре, судебное поручение суда направляется за границу не позднее указанного в международном договоре срока до дня рассмотрения дела. В том случае, если между Россией и иностранным государством не заключено международного договора о правовой помощи, следует исходить из того факта, является ли иностранное государство наряду с Россией участником Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 г.). В Российской Федерации был принят Федеральный закон N 10-ФЗ от 12 февраля 2001 г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам»6.

В соответствии с Гаагской конвенцией Россия должна определить полномочный орган, через который будет осуществляться выполнение запросов по вопросам, предусмотренным в Конвенции. Полномочный орган определен Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N 1101 «О центральном органе Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам». Пунктом 1 данного Указа установлено, что Министерство юстиции Российской Федерации является центральным органом в соответствии со ст. 2 Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г., а также органом, компетентным принимать документы, передаваемые по консульским каналам, в соответствии со ст. 9 Конвенции. Участвующие в Гаагской конвенции государства назначили в качестве центральных различные органы, чаще всего министерства юстиции. Финляндия, Швеция и Япония назначили центральным органом министерство иностранных дел. Федеративные государства вправе назначить несколько центральных органов (ст. 18 Гаагской конвенции). Центральный орган призван принимать просьбы о вручении, поступающие из других стран-участниц, и распоряжаться об их исполнении (ст. 2 Гаагской конвенции). Подлежащие вручению судебные документы направляются в Центральный орган компетентным (в соответствии с правом места составления документов) органом; они не нуждаются в легализации (ст. 3 Гаагской конвенции). Конвенция допускает вручение документов находящимся за границей лицам и непосредственно через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. Но каждое государство может (в соответствии со ст. 21 Гаагской конвенции) заявить, что оно возражает против такого вручения на своей территории, кроме случаев, когда документ вручается гражданину того государства, откуда поступил документ (ст. 8 Гаагской конвенции)7

Согласно Конвенции  допускается использование и  консульских каналов для передачи документов. Если того требуют исключительные обстоятельства, может быть использован и дипломатический путь (ст. 9 Гаагской конвенции). Если государство места вручения не заявит возражений, Конвенция не препятствует: 1) пересылке судебных документов почтой непосредственно лицам, находящимся за границей; 2) осуществлению вручения судебных документов по усмотрению должностных лиц, судебных чиновников или других компетентных лиц непосредственно соответствующими работниками государства места вручения; 3) праву участника судебного процесса организовать вручение судебного документа непосредственно должностными лицами, судебными чиновниками или другими компетентными лицами государства места вручения (ст. 10 Гаагской конвенции).

Особый порядок оказания правовой помощи установлен Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., подписанной государствами-членами Содружества Независимых Государств в Минске. При выполнении Конвенции компетентные учреждения юстиции государств - участников Конвенции сносятся друг с другом через свои центральные органы (ст. 5 Минской конвенции). В Конвенции определены содержание, форма (ст. 7 Минской конвенции) и порядок исполнения поручения об оказании правовой помощи (ст. 8 Минской конвенции). В поручении о вручении документа помимо обязательных реквизитов должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения. Запрашиваемое учреждение юстиции осуществляет вручение документов в соответствии с порядком, действующим в его государстве, если вручаемые документы написаны на языке запрашиваемого государства или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае оно передает документы получателю, если он согласен добровольно их принять.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению (ст. 10 Минской конвенции).

Итак, вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, и скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения, и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения (ст. 11 Минской конвенции). Государства-участники имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические представительства или консульские учреждения (ст. 12 Минской конвенции). Участники Конвенции при наличии просьбы оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.

2.2. Розыск ответчика

 

И в настоящее время  разные процессуальные кодексы по-разному  регулируют эту возможность суда. В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ) содержится норма, в соответствии с которой по отдельным категориям дел судья обязан принять меры к розыску ответчика. «При неизвестности места пребывания ответчика по требованиям, предъявляемым в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика» (ст.120) . В то же время следует отметить, что перечень случаев обязательного проведения розыска ответчика на основании определения суда при неизвестности места его пребывания является исчерпывающим. Определение об объявлении розыска направляется в органы внутренних дел.

Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения. При отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

При неизвестности места  пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

При неизвестности места  пребывания ответчика по требованиям, предъявляемым в защиту интересов  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также по требованиям о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика.

В том случае, если место нахождения ответчика неизвестно, истец может самостоятельно путем обращения в органы внутренних дел, иные организации осуществлять розыск ответчика за свой счет. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществление розыска лиц, в т.ч. розыска без вести пропавших, производится оперативными подразделениями:.

— органов внутренних дел Российской Федерации;

— органов федеральной  службы безопасности;

— федеральных органов  государственной охраны;

— органов пограничной  службы Российской Федерации;

— таможенных органов  Российской Федерации;

— Службы внешней разведки Российской Федерации;

— Министерства юстиции  Российской Федерации.

Комментируемой статьей  предусматриваются случаи обязательного  проведения розыска ответчика на основании определения суда при  неизвестности его места пребывания. Перечень таких случаев установлен исчерпывающим образом. При обращении в суд с исковым заявлением по перечисленным в ч. 1 комментируемой статьи категориям дел истец должен указать в заявлении, что место нахождения ответчика неизвестно, а также изложить просьбу о проведение розыска. Такая просьба может быть выражена в отдельном ходатайстве. На основании этого судья после принятия заявления должен вынести определение о розыске ответчика. Отказ судьи в объявлении розыска может быть обжалован. Определение об объявлении розыска направляется в органы внутренних дел. На время розыска производство может быть приостановлено. Розыск осуществляется по последнему известному месту жительства ответчика либо по месту нахождения имущества ответчика.

Розыск должника может  осуществляться не только в ходе судебного  разбирательства, но и в рамках исполнительного  производства. В ходе исполнительного производства розыск должника осуществляется на основании акта судебного пристава-исполнителя. В соответствии со ст. 12 Закона о судебных приставах в обязанности судебных приставов-исполнителей входит объявление розыска должника, его имущества или розыска отобранного у него ребенка. В этих случаях исполнительное производство может быть приостановлено. После завершения розыска должника, его имущества или отобранного у него ребенка исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

Так, в соответствии со ст. 28 Закона об исполнительном производстве в случае отсутствия сведений о месте нахождения должника по исполнительным документам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также по исполнительным документам об отобрании ребенка судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В этом же случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа или последнему известному месту жительства (месту нахождения) должника либо месту нахождения его имущества, а также по месту жительства (месту нахождения) взыскателя. Расходы по розыску должника, его имущества и по розыску ребенка взыскиваются с должника, о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом. Расходы по розыску должника или розыску ребенка определяются по заявлению органа внутренних дел, по розыску имущества должника — на основании расчета расходов, производимого соответствующей службой судебных приставов8.

Информация о работе Информационное обеспечение уголовного процесса