Анализ преступлений против военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы всесторонний правовой анализ воинских преступлений по действующему уголовному законодательству.
Задачи данного исследования определяются поставленной целью, они предполагают рассмотрение основных понятий и положений, на которых формируются соответствующие нормы УК РФ, а также изучение необходимой для формирования данных норм нормативной базы.

Содержание работы

Введение……….……………………………………………………………3
Глава 1. Уголовно-правовой анализ преступлений против военной службы …………...………………………………………………………………..6
1.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях
против военной службы ……………………...………………………….…...…..6
1.2 Определение понятия преступления против военной службы….12
Глава 2. Анализ преступлений против военной службы……………….18
2.1 Субъект и субъективная сторона преступлений против военной службы……………………………………………………………………………18
2.2 Объект и объективная сторона преступлений против военной службы……………………...…………………………………………………….22
Глава 3. Классификация преступлений против военной службы…..…30
3.1 Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений ……………………………………………………………….30
3.2 Преступления против порядка пребывания на военной службе…..33
3.3 Преступления против порядка несения специальных видов военной службы……………………………………………………………………………36
3.4 Преступления против порядка сбережения военного имущества…40
3.5 Преступления, связанные с нарушением правил безопасности использования военно-технических средств…………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..46
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов…49

Файлы: 1 файл

Пр-я против военной службы .doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Военнослужащими – субъектами или потерпевшими для целей главы 33 УК РФ являются: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступающие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Для военнослужащих, проходящих службу по контракту, военная служба начинается со дня вступления в силу контракта о прохождении службы. Для некоторых категорий военнослужащих установлен иной порядок начала несения или окончания службы. Окончанием военной службы является день исключения военнослужащих всех категорий из списков личного состава воинской части. Это день истечения срока службы. Если срок службы военнослужащего истек и нет исключительных обстоятельств, перечисленных в законе, то он не может нести ответственность за воинское преступление, хотя и не исключен из списков части, подразделения. Особыми обстоятельствами, позволяющими отсрочить исключение военнослужащего из списков воинской части, являются, например, нахождение его на стационарном лечении, пребывание в плену или в качестве заложника16.

В Вооруженных Силах  иногда на специальных должностях или работах находятся служащие и рабочие, не являющиеся военнослужащими. Они не могут выступать субъектами воинских преступлений, но могут быть соучастниками таких преступлений.

За совершение некоторых  преступлений против порядка несения военной службы уголовную ответственность несут военнослужащие, наделенные особыми признаками. Так, субъектом нарушения уставных правил караульной службы является лицо, входящее в состав караула (часовой, разводящий и т.д.), - статья 342 УК РФ; нарушения правил несения пограничной службы - военнослужащий, входящий в состав пограничного караула - статья 341 УК РФ. В соответствии с п. 12 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в срок военной службы не засчитывается время пребывания в дисциплинарной воинской части и отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста, а также время самовольного оставления части или места службы независимо от причин продолжительностью свыше 10 суток. Как вытекает из части 1 статьи 153 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ), время отбывания ареста - уголовного наказания не засчитывается в общую военную службу. Однако в порядке поощрения оно может быть в нее включено. Точно так же в порядке поощрения время отбывания наказания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы (часть 2 статьи 171 УИК РФ).

Началом и окончанием военной службы у лиц, проходящих военные сборы, являются первый и  последний день сборов. Граждане, проходящие военные сборы - это лица, находящиеся в запасе, периодически до установленного законом возраста призываемые на военные сборы для подготовки и переподготовки к военной службе сроком до двух месяцев. Началом их службы является первый день сборов, окончанием - последний день сборов.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (ст. 22 Федерального закона). Лицо, не достигшее 18-летнего возраста, не может нести ответственность за военное преступление (например, лицо, поступившее на военную службу с поддельным документом о возрасте). В соответствии со статьей 59 Конституции РФ военную службу несут только граждане Российской Федерации.

Таким образом, субъектами преступлений против военной службы являются две категории лиц: военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе и проходящие военные сборы. Обе категории субъектов несут военную службу в соответствии с законами и воинскими уставами и подлежат ответственности за нарушение порядка прохождения военной службы.

С субъективной стороны  большинство воинских преступлений совершаются умышленно (дезертирство - статья 338 УК РФ, умышленное уничтожение  или повреждение военного имущества - статья. 346 УК РФ) и др. Некоторые  из них совершаются как с прямым, так и с косвенным умыслом, например, умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (статья 346 УК РФ).

В части 2 статьи 24 УК РФ закреплено: «деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в  том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Это предписание закона не всегда отражено в Особенной части. Поэтому во многих случаях вопрос о неосторожной форме вины устанавливается на основе анализа нормы. Следовательно, отсутствие в законе указания на форму вины должно означать ответственность как за неосторожное, так и за умышленное преступление17.

Умышленно и по неосторожности может быть совершено, например, нарушение  уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (статья 344 УК РФ).

Цель и мотив совершения воинского преступления в ряде статей указываются, а в некоторых - их необходимо выявлять путем анализа нормы18. Так, в статье 338 УК РФ установлена ответственность за дезертирство, которое совершается с целью уклонения от военной службы19. В статье 333 УК РФ не упомянута цель совершения сопротивления начальнику или принуждения его к нарушению военной службы, но именно это и является целью совершения преступления.

2.2 Объект и объективная сторона преступлений против военной службы

Среди элементов состава  преступления против военной службы объекту посягательства принадлежит  особое место. Содержание признаков  субъекта, субъективной и объективной  сторон преступления против военной службы во многом определяется свойствами объекта посягательства. Последний обусловливает круг лиц, являющихся специальными субъектами, воинский характер деяний и их последствий, а также содержание вины, мотива и цели в преступлениях, предусмотренных в главе 33 УК РФ.

Свойство объекта преступления против военной службы наиболее точно  выражать социальную и юридическую  сущность посягательства определяет его  важную роль при квалификации совершенных  воинских общественно опасных деяний. Квалифицировать преступление против военной службы по объекту - значит установить, а затем и юридически закрепить в правовом акте, что военная безопасность государства, которой причинен ущерб преступлением, охраняется главой 33 УК РФ.

В теории военно-уголовного законодательства на сегодняшний день можно выделить два подхода к сущности объекта преступления против военной службы. В первом из них объектом признается порядок прохождения военной службы, во втором - военная безопасность государства. Правовой основой понятия объекта преступления против военной службы являются соответствующие нормы уголовного законодательства.

Содержание объекта  преступления против военной службы в теории военно-уголовного законодательства всегда устанавливалось с учетом положений той концепции объекта  посягательства, которая считалась  общепризнанной. В уголовно-правовой доктрине отсутствует былое единство взглядов на объект преступления как общественные отношения (правоотношения, правопорядок). Данный подход разделялся почти всеми юристами в советском периоде развития уголовного права. Сегодня в литературе встречаются и иные позиции по этому вопросу. В частности, объектом преступления одни ученые полагают субъективные права, другие - правоохраняемые интересы (блага), третьи - человека.

Такое положение вещей  в учении об объекте преступления и уголовном законодательстве затрудняет исследование специальных проблем и обусловливает необходимость установления общетеоретических и правовых основ понятия объекта преступления против военной службы.

Понятие объекта преступления против военной службы должно базироваться не только на положениях об общем объекте преступления, но и, непременно, включать в себя признаки, обусловленные задачами военной организации государства. Подходы к определению объекта преступления против военной службы были тесным образом взаимосвязаны с теми функциями, которые были у военной организации государства. Однако на сегодняшний день военная организация государства представляет собой весьма сложное в структурном и в функциональном отношении образование. Данное обстоятельство объективно требует уточнения понятия объекта преступления против военной службы под углом зрения функционального предназначения военной организации государства.

В России система преступлений против военной службы всегда была включена в той или иной форме  в общее уголовное законодательство. Разграничение преступлений военнослужащих на общеуголовные и против военной службы осуществляется главным образом с учетом свойств объекта, как основного систематизирующего признака Особенной части уголовного законодательства. Анализ развития отечественного военно-уголовного законодательства свидетельствует об отсутствии какой-либо системности данного процесса. В одних случаях, деяния без достаточных к тому оснований признаются преступлениями против военной службы, в других - исключаются из системы этих преступлений. Данная ситуация во многом объясняется недостаточной разработкой вопроса о роли объекта преступления против военной службы при криминализации (декриминализации) воинских общественно опасных деяний, а также для их систематизации.

Объект посягательства существенно влияет на характеристику других элементов состава преступления против военной службы20. Он позволяет на основе своего содержания устанавливать юридические признаки субъекта преступления, объективной и субъективной сторон преступления. Весьма важное место занимает объект в процессе квалификации преступных деяний по данному элементу состава преступления, особенно при конкуренции уголовно-правовых норм. Отмеченным выше функциям объекта преступления против военной службы, несмотря на их значимость для правотворческой и правоприменительной деятельности, в теории военно-уголовного законодательства должного внимания не уделяется.

Понятие объекта преступления против военной службы по своему содержанию является производным от общего понятия  объекта преступного посягательства и должно обязательно включать в себя в качестве главного материального признака - безопасность21. Вместе с тем в нем необходимо отразить и специфические свойства объекта, обусловленные задачами (функциями) военной организации государства. Объектом преступления против военной службы следует признать охраняемую уголовным законом от преступных посягательств военную безопасность, представляющую собой состояние боевой готовности военной организации государства, гарантирующее вооруженную защиту конституционному строю, независимости, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации от внешних и внутренних военных угроз.

Родовым объектом воинского  преступления является порядок прохождения  военной службы, основанный на Конституции  РФ и установленный Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», уставами Вооруженных Сил и иными военно-правовыми актами. Порядок прохождения военной службы призван обеспечивать постоянную готовность Вооруженных Сил обеспечивать безопасность страны.

Представляется обоснованной следующая классификация воинских преступлений по их видовому объекту:

  1. против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332-336);
  2. против порядка пребывания на военной службе (ст. 337-339);
  3. против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340-345);
  4. против порядка сбережения военного имущества (ст. 346-348);
  5. против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352).

Непосредственный объект преступления - порядок прохождения конкретного вида службы. Некоторые воинские преступления посягают на два объекта - основной и дополнительный. Проиллюстрируем сказанное. В п. «в» части 2 статьи 334 УК РФ предусмотрена ответственность за насильственные действия в отношении начальника, сопряженные с причинением ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Поскольку здоровье является дополнительным объектом, то содеянное квалифицируется только как воинское преступление.

Непосредственными объектами являются общественные отношения, образующие отдельные элементы порядка несения и прохождения военной службы. Некоторые авторы предлагают различные классификации, основанные на непосредственном объекте воинских преступлений. Так, Т.А. Лесниевски-Костарева, исходя из непосредственного объекта, выделяет общие и специальные виды воинских преступлений. Общие преступления: 1) против порядка подчиненности и воинских взаимоотношений (ст. 332-336 УК); 2) против порядка пребывания на военной службе (ст. 337-339 УК) и порядка пользования военным имуществом (ст. 345-348 УК). Специальные преступления: 1) против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340-344 УК); 2) против порядка использования опасных в эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352 УК)22. Имеются и другие точки зрения23.

Применительно к ряду преступлений против военной службы можно выделить, помимо основного, дополнительный непосредственный объект. Так, предусмотренные ст. 333-335 УК составы предполагают в качестве дополнительного объекта здоровье военнослужащих, ст. 335, 336 УК - честь и достоинство, ст. 349-352 УК - жизнь и здоровье.

От непосредственного  объекта воинского преступления необходимо отличать предмет преступления24. Так, в статье 346 УК РФ установлена ответственность за умышленное уничтожение или повреждение военного имущества. Непосредственным объектом этого преступления является порядок сбережения оружия, а само оружие - предметом преступления.

Информация о работе Анализ преступлений против военной службы