Анализ преступлений против военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы всесторонний правовой анализ воинских преступлений по действующему уголовному законодательству.
Задачи данного исследования определяются поставленной целью, они предполагают рассмотрение основных понятий и положений, на которых формируются соответствующие нормы УК РФ, а также изучение необходимой для формирования данных норм нормативной базы.

Содержание работы

Введение……….……………………………………………………………3
Глава 1. Уголовно-правовой анализ преступлений против военной службы …………...………………………………………………………………..6
1.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях
против военной службы ……………………...………………………….…...…..6
1.2 Определение понятия преступления против военной службы….12
Глава 2. Анализ преступлений против военной службы……………….18
2.1 Субъект и субъективная сторона преступлений против военной службы……………………………………………………………………………18
2.2 Объект и объективная сторона преступлений против военной службы……………………...…………………………………………………….22
Глава 3. Классификация преступлений против военной службы…..…30
3.1 Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений ……………………………………………………………….30
3.2 Преступления против порядка пребывания на военной службе…..33
3.3 Преступления против порядка несения специальных видов военной службы……………………………………………………………………………36
3.4 Преступления против порядка сбережения военного имущества…40
3.5 Преступления, связанные с нарушением правил безопасности использования военно-технических средств…………………………………..42
Заключение………………………………………………………………..46
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов…49

Файлы: 1 файл

Пр-я против военной службы .doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Одним из новых видов наказаний, введенных УК РФ 1996 г., является арест с содержанием осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев. В 10 статьях главы 33 предусмотрено применение этого наказания за совершение воинских преступлений. Статья 54 устанавливает, что военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахте в условиях сохранения за ними статуса военнослужащих. Изложенное дает основание утверждать, что в Уголовном кодексе РФ нормы, регламентирующие ответственность военнослужащих за преступления против военной службы, получили дальнейшее развитие. Вместе с тем нельзя не отметить, что из главы 33 необоснованно исключены традиционно признаваемые воинскими должностные и некоторые другие преступления военнослужащих, санкции ряда статей не отражают реальной опасности предусмотренных в них преступлений, не согласованы с санкциями статей УК РФ о преступлениях против личности, практически не ограничены пределы освобождения от уголовной ответственности за дезертирство и самовольное оставление части. В связи с этим представляется, что отмеченные недостатки должны быть предметом рассмотрения в процессе работы по дальнейшему совершенствованию российского уголовного законодательства. Одновременно необходимо приступить к разработке закона об уголовной ответственности за воинские преступления, совершаемые в военное время и в боевой обстановке, в соответствии с частью 3 статьи 331 УК РФ.

1.2 Определение понятия преступления  против военной службы 

 

Согласно Положению  о порядке прохождения военной службы началом военной службы считается:

  1. для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе - день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы;
  2. для граждан, поступивших на военную службу по контракту - день вступления контракта в силу;
  3. для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее - день зачисления в указанные учебные заведения.

Срок военной службы истекает:

  1. для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву;
  2. для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту - в соответствующие месяц и число последнего года контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт заключен на срок до одного года.

Днем окончания военной  службы считается день исключения военнослужащего  из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы.

Эти сроки имеют первостепенное юридическое значение при установлении уголовной ответственности за воинские преступления, поэтому они неотделимы от понятия «преступление против военной службы»9.

В статье 331 УК РФ дано развернутое  определение преступления против военной  службы. Оно состоит из трех частей. В части 1 статьи 331 УК РФ определено, что преступлениями против военной  службы признаются предусмотренные  в главе 33 УК РФ деяния против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военной службы. В части 2 статьи 331 УК РФ указано, что ответственность за преступления против военной службы несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств Российской Федерации. В части 3 статьи 331 УК РФ сделана ссылка на то, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Рассматриваемое определение  преступления против военной службы базируется на общем понятии преступления, данном в статье 14 УК РФ. Это единственное в Кодексе родовое определение  преступления10. Его цель - общее разграничение преступлений против военной службы и иных преступлений. В нем раскрыты суть преступлений против порядка военной службы и их общие черты, что позволяет установить общие отличительные признаки воинского преступления от дисциплинарного проступка. Как и всякая правовая норма, определение имеет обязательную силу, признаки преступления против военной службы имеют свой смысл, которого следует придерживаться, решая вопросы ответственности военнослужащих. Определение понятия преступления против военной службы выполняет важную функцию: оно позволяет раскрыть сущность, содержание преступлений, относимых к воинским, и на этой основе отграничить преступления против военной службы от других посягательств, а также воинское преступление от правонарушений, не образующих преступление. Признаки, указанные в определении, учитываются как на уровне криминализации воинских правонарушений, когда законодатель решает, отнести ли то или иное деяние к числу воинских преступлений, так и на правоприменительном уровне, когда уясняется, можно ли данное деяние квалифицировать как преступление против военной службы11.

Для того чтобы понять, почему Уголовный кодекс придает  исключительное значение определению  понятия преступления против военной  службы, необходимо учесть ряд обстоятельств. Прежде всего - это традиция. Во всех уголовных кодексах, принимавшихся в России в советский период, выделялись в самостоятельную группу нормы, предусматривающие ответственность за воинские преступления, и среди них - общая норма, в которой формулировалось понятие воинского преступления. В прежнем, дореволюционном, уголовном законодательстве России общего определения воинского преступления не было. Отсутствие его компенсировалось широко развитой системой конкретных составов преступлений против военной службы, которыми следовало руководствоваться при определении оснований уголовной ответственности за воинские преступления12. Кроме того, ввиду отсутствия общего понятия воинского преступления создавалась возможность для его более широкого толкования: к числу воинских относили те преступления, которые таковыми по существу не были. Это характерно для так называемого военно-уголовного права. Кроме того, нормы о воинских преступлениях распространялись на лиц, не являвшихся военнослужащими.

Уголовное законодательство послереволюционной России отказалось от конструирования военно-уголовного права как подотрасли уголовного права, предназначенной для военнослужащих, перешло на конструирование военно-уголовного законодательства как системы норм, учитывающих только специфику воинских преступлений. Для того чтобы не допустить расширения понятия преступления против военной службы и возврата к военно-уголовному праву, предупредить несанкционированное расширение круга лиц, подлежащих ответственности за воинские преступления, было введено соответствующее определение понятия воинского преступления. Кроме того, благодаря такому определению была создана возможность упростить систему военно-уголовного законодательства, сократив число составов воинских преступлений, использовать при описании их диспозиций такие формулировки, которые охватывают более широкий круг деяний данного вида.

Помимо причин уголовно-политического  характера следует указать и  на иные обстоятельства, послужившие  основанием выделения в УК РФ понятия воинского преступления. Ими являются своеобразный характер общественной опасности преступлений, посягающих на порядок прохождения военной службы и военную безопасность государства, а также особый смысл уголовной ответственности и наказания военнослужащих, состоящий в том, чтобы решать наряду с общими задачами также и задачу воинского воспитания. В результате появляется необходимость выработки критериев, признаков преступления, по которым оно могло бы разграничиваться с общеуголовными.

Проблема разграничения осложняется тем, что наряду со специальными, явными воинскими преступлениями, аналогов которым нет в общеуголовных составах (неисполнение приказа, нарушение правил караульной службы и др.), существуют и такие преступления против военной службы, которые по отдельным внешним признакам сходны с общеуголовными составами, например, насильственные действия в отношении начальника, нарушение правил вождения и эксплуатации машин и т.д. Подобные деяния квалифицируются по нормам с общеуголовными составами преступлений, хотя их воинское содержание от этого не меняется. Они не включены в главу о преступлениях против военной службы только потому, что структура и санкции соответствующих общеуголовных норм в достаточной мере отражают характер и степень их опасности, в противном случае они были бы введены в круг преступлений против военной службы. Воинский характер подобных общеуголовных преступлений необходимо учитывать и при квалификации, и при назначении наказания, когда приходится определять характер и тяжесть совершенного преступления. Для правильного определения деяний, относящихся к преступлениям против военной службы, отграничения последних от общеуголовных правонарушений и устанавливается понятие преступления против военной службы. Оно используется как в процессе правотворчества для решения задач криминализации воинских правонарушений, так и в правоприменительной деятельности при квалификации преступлений.

Общественная опасность  преступлений против военной службы характеризуется причинением либо угрозой причинения вреда боеспособности Вооруженных Сил РФ13. Их уголовная противоправность проявляется в совершении деяния, предусмотренного специальной главой 33 УК РФ, а также специальными воинскими законами и иными нормативными актами. Всякое преступление против военной службы нарушает порядок прохождения военной службы.

Виновность представляет собой психическое отношение  преступника к деянию и наступившим  последствиям, в преступлениях против военной службы она отражает воинский характер и того, и другого. Виновный сознает или должен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, совершает деяние, нарушающее порядок прохождения военной службы, что он причиняет либо создает угрозу причинения вреда боевой готовности войск.

Уголовная наказуемость преступлений против военной службы специфична. К военнослужащим применяются почти все виды наказаний, предусмотренные статьей 44 УК РФ, за некоторыми исключениями, обусловленными характером военной службы, в частности, к ним не применяются обязательные и исправительные работы. Вместе с тем в системе уголовных наказаний предусмотрены два вида наказания, применяемые исключительно к военнослужащим.

Таким образом, преступление против военной службы - это преступление против установленного порядка прохождения  военной службы, совершаемое военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Оно представляет собой деяние (действие или бездействие), характеризующееся едиными для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью14.

 

Глава 2. Анализ преступлений против военной службы

2.1 Субъект и субъективная сторона преступлений против военной службы

Как уже было установлено, вопрос о субъекте воинского преступления легально решен в статье 331 УК РФ. В части 1 этой статьи определено, что  преступления против порядка несения  военной службы совершаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсковых формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии с частью 2 статьи 331 УК РФ уголовную ответственность за воинские преступления несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ и других министерств и ведомств. Проведенный анализ действующего законодательства показал, что помимо вооруженных сил военная служба предусмотрена в следующих военизированных формированиях:

  1. войсках Федеральной пограничной службы РФ;
  2. внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ;
  3. войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;
  4. железнодорожных войсках;
  5. войсках гражданской обороны;
  6. федеральной службы внешней разведки РФ;
  7. органах Федеральной службы безопасности РФ;
  8. федеральных органах государственной обороны;
  9. федеральных органах правительственной связи и информации РФ;
  10. федеральной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ;
  11. информационно-технических и дорожно – строительных формированиях;
  12. федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти15.

Информация о работе Анализ преступлений против военной службы