Военные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Преступления против мира и безопасности человечества - это деяния такого масштаба и такой тяжести, наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектом этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указанию, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….….2
1 Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или
ведение агрессивной войны…………………………………………………..4
2 Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию
агрессивной войны……………………………..………………….………...10
3 Статья 359 УК РФ. Наёмничество…………………………………………13
4 Статья 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой……….................................................17
Заключение……………………………………………………………….……21
Библиографический список…………………………………………….……23

Файлы: 1 файл

Курсовая УП 3-ий курс.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…….….2

1 Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или

ведение агрессивной войны…………………………………………………..4

2 Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию

агрессивной войны……………………………..………………….………...10

3 Статья 359 УК РФ. Наёмничество…………………………………………13

4 Статья 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой……….................................................17

Заключение……………………………………………………………….……21

Библиографический список…………………………………………….……23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Устав Нюрнбергского трибунала, определил понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.

Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые в конце второй мировой войны и впервые послевоенные годы с активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам, уничтожению населения и имущества, другим международным преступлениям. Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей, что общепризнанные положения международного права, международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это, конечно не означает необходимость их дословного введения в состав УК РФ, но смысл должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство может также расширить объем соответствующих уголовно - правовых запретов, так как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции за международные преступления.1

Характерным признаком рассматриваемых  статей является то, что преступления, описанные в них носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно - правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств России2.

Преступления против мира и безопасности человечества - это  деяния такого масштаба и такой тяжести, наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектом этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указанию, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия. Также, это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям(экономическим, культурным и т.д.).

Объектом рассматриваемых  преступлений являются основы добрососедского, взаимовыгодного, мирного соседства  и сосуществования государств, безопасность человечества. В качестве дополнительного  объекта выступают жизнь и  здоровье человека, отношения, обеспечивающие сохранность природы, отношения  собственности.

Объективная сторона рассматриваемых  преступлений характеризуется деянием  в форме активных действий. По конституции  рассматриваемые преступления являются в основном формальными составами, считаются оконченными с момента  совершения указанных в законе действий.

Субъективная сторона  преступлений против мира и безопасности человечества характеризуется виной  в форме прямого умысла. Для  отдельных преступлений обязательным признаком субъективной стороны  является цель (нападение на лиц  и учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях  провокации войны или осложнения международных отношений (ст. 360 УК РФ).

Субъект - вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Отдельные составы преступлений в качестве обязательных предусматривают признаки специального субъекта.

Целью данной работы является детальный разбор преступлений, предусмотренных  статьями 353, 354, 359, 360 с помощью сравнительно-исторического метода.

Актуальность данной темы всегда велика, ввиду непрекращающихся военных конфликтов на земном шаре и в России в частности.

 

1 Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны.

 

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ). Наличие двух частей рассматриваемой статьи не означает, вопреки мнению некоторых авторов, что налицо основной и квалифицированный составы. В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй – в ведении этой войны. Различия в санкциях ( ч. 1 предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 15 лет, а ч. 2 – на срок от 10 до 20 лет) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий.3

Ключевое слово при  характеристике рассматриваемых составов – агрессивная война. Таким образом, речь идет не о любой войне, как  вооруженной борьбе между государствами  для достижения определенных целей, а о применении государством вооруженной  силы первым в нарушение Устава ООН. Имеется ввиду применение вооруженной  силы против суверенитета, территориальной  неприкосновенности, политической независимости  другого государств. Предполагается, что оценку действий государства  как развязывания и ведения агрессивной  войны (акта агрессии) дает Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его  постоянных членов. Оборонительная война, когда государство защищается от агрессора, очевидно, не создает ситуаций, предусмотренных в ст. 353 УК.4

Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой  статьей, – состояние мира между  государствами и безопасность человечества. Применение вооруженной силы для  подавления внутреннего мятежа, попыток  незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной территорией, даже, если это связано  с самопровозглашением независимости, не влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий, как акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких государств.5

Планирование агрессивной  войны, уже факт которого с которого является оконченным преступление –  это разработка ее политических и  стратегических целей, расчеты необходимых  людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления  результатов агрессии, разработка планов военных операций, перевода народного  хозяйства на военные рельсы, мобилизации  людей и технических средств; разработка планов управления оккупированными территориями, создания повода для нее и т.д.

Подготовка агрессивной  войны – другой вариант объективной  стороны состава, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК – включает в широком смысле и ее планирование. “Разведение’’ этих понятий означает, что в качестве самостоятельного варианта выделяются уже не “кабинетные” действия, а реальные – в воинских частях, соединенных и объединенных, в народном хозяйстве, в средствах массовой информации, в дипломатии, на местности прилегающей к будущему театру военных действия и т.д. Речь идет, в частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке определенных территорий, об "обработке" общественного мнения и т.д.

Наконец, развязывание агрессивной  войны, также упомянутое в ч. 1 ст. 353 УК – это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение агрессивной войны (ч. 2 статьи). Речь идет о бомбардировке территории или части страны, подвергнувшейся нападению.  Агрессивной войной являются и обычные действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора, уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о взаимопомощи) если предпринимают военные операции, вопреки условиям соглашения. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК)-расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки агрессивной войны. Выделение этого состава из общего определения подготовки войны связано, по-видимому, со спецификой объективной стороны и субъекта деяния. Основной состав, описанный в ст. 354 УК, предполагает обращение в любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточно значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где находится много людей и т.д.) для того, чтобы убедить ее в необходимости начать агрессивную войну для разрешения, возникшего или прогнозируемого межгосударственного конфликта. Таким образом, непосредственный объект здесь состояние мир между государствами и – хотя в более отдаленной перспективе безопасность человечества. Одним из условий ответственности по ст. 354 УК является неоднократность, так как закон говорит о «призывах». Вместе с тем, изменение терминологии УК 1996 г. (а за ним и УК 1997 г.), по сравнению с предыдущим УК, в котором говорилось о пропаганде войны, свидетельствует о том, что теперь не требуется ни обращения к одной и той же аудитории, ни специальной подготовки выступлений, ни их систематичности. Достаточно, повторности и конкретности. Квалифицированный состав (ч. 2) предусматривает усиление наказания в случаях использования средств массовой информации, либо, если субъект деяния занимает государственную должность РФ или субъекта федерации.6

За обозначенным исключением  субъект преступления – любое  лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона  – прямой умысел. УК РФ 1996 г. впервые в отечественной истории предусмотрел самостоятельную главу о преступлениях против мира и безопасности человечества. Эти преступления относятся к международным преступлениям в собственном (узком) смысле слова. Обычно под ними, т. е. под международными уголовными преступлениями, понимаются преступления отдельных физических лиц, связанные с международными преступлениями государств. Различие между указанными преступлениями государств и физических лиц проводится по субъекту. В первом случае в этом качестве выступают государства как таковые, во втором - чаще всего те физические лица, которые направляют и осуществляют государственную политику, выражающуюся в международном преступлении соответствующего государства, и ответственны за нее (субъектом этого преступления является лицо, занимающее высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации). Однако некоторые преступления, признаваемые международными, не обязательно связаны с политикой соответствующих государств (например, наемничество). В этих случаях "за спиной" лиц, совершающих такие преступления, может стоять не государство, а отдельные группы лиц, организации, партии либо общественные движения.7

Источником норм об ответственности  за указанные преступления является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского), созданного для процесса по делу главных военных (немецких) преступников, виновных в развязывании второй мировой войны. В нем были сформулированы как основания уголовной  ответственности за преступления против мира и человечности и военные преступления (именно так назывались международные преступления в Уставе), так и конкретное содержание указанных трех разновидностей уголовно-правовых запретов. После Нюрнбергского, а также Токийского (по делу главных японских военных преступников) процессов работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с этими преступлениями, продолжалась в рамках ООН. В 1947 г. Генеральная Ассамблея в специальной резолюции поручила в этих целях Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также в его приговоре), и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества. В 1991 г. на своей 43-й сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса. В разделе и главе УК РФ 1996 г. о преступлениях против мира и безопасности человечества при конструировании соответствующих составов преступлений учитывается указанный проект, а также другие международно-правовые источники (в основном многосторонние международные договоры - конвенции).

К планированию агрессивной  войны относится разработка планов ее осуществления. Так, например, известно, что после разгрома Франции летом 1940 г. Гитлером было дано указание о  разработке конкретного плана войны  против СССР. В декабре того же года им была подписана директива, известная  как "План Барбаросса", предусматривавший  полный разгром СССР путем "молниеносной войны".8

Подготовка агрессивной  войны - это действия, направленные на обеспечение соответствующих  планов. Так, в ходе разработки "Плана  Барбаросса" стала осуществляться широкомасштабная подготовка к его  реализации. Наращивалось производство военной техники, увеличивалось  количество дивизий (особенно пехотных и танковых), создавались резервы  продовольствия и горючего, проводились  штабные учения и маневры войск  применительно к условиям боевых действий на советской территории. Активизировалась деятельность разведки по определению дислокации советских вооруженных сил, их вооружения, получения разведданных о характере укрепления советских границ, об основных промышленных центрах и важных стратегических объектах. На основе "Плана Барбаросса" была издана специальная директива по дезинформации, в которой предусматривалось проведение конкретных мероприятий по маскировке приготовлений к нападению на СССР.

Развязывание агрессивной  войны - это начало конкретных действий по ее ведению. Генеральная Ассамблея  называет такие действия "актом  агрессии". К ним она относит: вторжение или нападение вооруженных  сил одного государства на территорию другого государства или любую  военную оккупацию или аннексию; бомбардировку вооруженными силами одного государства территории другого  государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства; нападение  вооруженными силами одного государства  на сухопутные, морские или воздушные  силы или флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение  условий соглашения об их пребывании; предоставление территории одного государства  для использования другим государством в целях совершения агрессии, и  т. д.9

Субъективная сторона  рассматриваемого преступления характеризуется  прямым умыслом. Виновные осознают, что  совершают планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, и желают совершения указанных действий.

Часть 2 ст. 353 УК предусматривает  квалифицированный состав данного  преступления, объективная сторона  которого характеризуется ведением агрессивной войны. Сопоставление  понятия "ведение" с понятием "развязывание" приводит к выводу, что если развязывание агрессивной войны - это ее начало, осуществление акта агрессии, то ведение - это продолжение агрессивной войны.

Информация о работе Военные преступления