Военные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Преступления против мира и безопасности человечества - это деяния такого масштаба и такой тяжести, наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектом этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указанию, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….….2
1 Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или
ведение агрессивной войны…………………………………………………..4
2 Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию
агрессивной войны……………………………..………………….………...10
3 Статья 359 УК РФ. Наёмничество…………………………………………13
4 Статья 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой……….................................................17
Заключение……………………………………………………………….……21
Библиографический список…………………………………………….……23

Файлы: 1 файл

Курсовая УП 3-ий курс.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

 

 

2 Статья 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

 

Что же касается ст. 354 УК РФ, т.е. юридическая конструкция, согласно мнению Разумова С.В., состоит из:

1. Объективная сторона преступления выражается в публичных призывах к агрессивной войне, т.е. в подстрекательских действиях, направленных к развязыванию агрессивной войны.

2. Публичность призывов выражается в том, что они совершаются непосредственно в присутствии третьих лиц либо (в случае их письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Последнее, т.е. расчет на ознакомление других лиц с содержанием призывов, в дальнейшем может быть характерно и для устных призывов путем использования, допустим, магнитофонных записей.

3. Преступление считается оконченным независимо от того, удалось ли виновному спровоцировать войну или вооруженный конфликт или нет.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что публично призывает к развязыванию агрессивной войны, и желает этого. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, признаётся любое лицо, достигшее 16 лет.

5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за те же действия, если они совершаются с использованием средств массовой информации или лицом, занимающим высшую государственную должность РФ или субъекта РФ (ч. 2 и 3 к ст. 285 УК). Использование средств массовой информации предполагает пропаганду войны с использованием газет, журналов, радио и телевидения и т.д.

Ст. 354 УК РФ тесно связана со ст. 278 УК РФ, в которой дано определение «действий, направленных на насильственный захват власти…»(т.е. призывы к развязыванию войны также входят в число данных действий). Эти определение подпадает и под ст. 354 УК РФ; они означают:

1. Подстрекательские действия в устной или письменной форме, направленные на достижение указанной цели. Эти призывы должны быть публичными, что выражается в том, что они совершаются непосредственно в присутствии третьих лиц либо (в случае их письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Последнее, т.е. расчет на ознакомление с содержанием призывов других лиц в дальнейшем, может быть характерно и для устных призывов путем использования, допустим, магнитофонных записей.

2. Под призывами с использованием средств массовой информации (ч.2 комментируемой статьи) понимаются призывы, опубликованные в печати, с использованием радио, телевидения и иных средств массовой информации.

3. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что осуществляет указанные публичные призывы, и желает этого.10

К примерам таких призывов можно отнести пропаганду Грузии в преддверии войны в Южной  Осетии (трансляция военным Вооружённых Сил Грузии роликов агрессивно-пропагандистской направленности в отношении строя, сложившегося в Южноосетинской республике и российских миротворцев, которые там дислоцируются). Данные акты призывов к развязыванию агрессивной войны отнесены к доказательной базе дел, возбуждённых российской прокуратурой против грузинского высшего командования. Также, к более ранним примерам такой агитации можно отнести пропаганду Нацистской Германии, проводившуюся посредством кино, газетных и брошюрных изданий. Данные публикации прославляли «Третий Рейх» как опору немцев- «чистокровных представителей нордической расы»; псевдонаучные обоснования генетического превосходства германских и иных «арийских» народов над представителями титульных наций Советского Союза(русскими, украинцами, белорусами) и польского народа; кино и фотосъёмки актов военных преступлений против населения оккупированных территорий. Данные заявления ставили своей целью оправдать истребительную войну на Восточном направлении в глазах немецкого населения и стран, союзных Германии. В последствие, данные пропагандистские материалы были представлены в качестве веских доказательств на Нюрнбергском процессе. Позднее, основываясь на данной судебной практики были созданы международные нормы, на основе которых создана 354-ая статья УК РФ.11

 

3 Статья 359 УК РФ. Наёмничество.

 

Определение наёмника было сформулировано в ст.47 (Часть 2) первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям. Наёмником считается человек, который:

1. Специально завербован  на месте или за границей  для того, чтобы сражаться в  вооружённом конфликте;

2. Фактически принимает  непосредственное участие в военных действиях;

3. Принимает участие в  военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить  личную выгоду, и которому в  действительности обещано стороной  или по поручению стороны, находящейся  в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

4. Не является ни гражданином  стороны, находящейся в конфликте,  ни лицом, постоянно проживающим  на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

5. Не входит в личный  состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;

6. Не послан государством, которое не является стороной  находящейся в конфликте, для  выполнения обязанностей в качестве  лица, входящего в состав его  вооружённых сил.

Юридической конструкцией данной статьи является:

1. Понятие наемника, приведенное  в примечании к комментируемой  статье, основано на определении  этого понятия в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.

2. Запрещение наемничества  содержится в Декларации Генеральной  Ассамблеи ООН "О принципах  международного права, касающихся  дружественных отношений и сотрудничества  между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций" 1970 г.: "Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации нерегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства".12 3. Часть 1 комментируемой статьи к объективной стороне наёмничества относит следующие действия: 1) вербовку, 2) обучение, 3) финансирование или иное материальное обеспечение наемника, 4) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в тех же действиях, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо в отношении несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется действием - участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет (субъектом  наемничества, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, совершенного  с использованием своего служебного  положения, является специальный  субъект - должностное лицо - см. примеч. 1 к ст. 285 УК), либо лицо, выполняющее  управленческие функции в коммерческой  или иной организации, не являющейся  государственным органом, органом  местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

5. Субъективная сторона  преступления, предусмотренного комментируемой  статьей, характеризуется прямым  умыслом. Лицо осознает, что совершает  действия, перечисленные в этой  статье, и желает этого.

Проблема наёмничества стала  наиболее актуальна в 20-ом веке. Колониальные войны европейских держав которые  шли параллельно с неприятием обществом гибели собственных солдат заграницей, что и породило массовое привлечение к конфликту граждан  и подданных нейтральных государств. К тому времени, практика наёмничества насчитывала уже 3000 лет, от междоусобиц в Древней Греции до феодальных войн в средневековой Европе (время расцвета найма профессиональных солдат из Швейцарии). 1-ая Мировая Война была исключением из этого числа военных конфликтов в силу того, что в её период со всех сторон применялись исключительно регулярные войска. Однако, любопытным примером являлись иностранные части Ваффен СС, набор в которые проводился из представителей «расово полноценных народов», согласно господствовавшей в Нацистской Германии доктрине превосходства нордической расы, а в поздний период войны из представителей всех народов, согласных сражаться за Третий Рейх. К примерам такой вербовки можно отнести датских, бельгийских и голландских добровольцев из дивизий СС «Нордланд» и «Викинг». Добровольцы подписывали своеобразный «контракт» с Ваффен СС на 3 года, получали ежемесячное жалование и дополнительную оплату за каждую подбитую единицу техники противника, или же за успешно проведённую соединением операцию. Данные факты можно отнести в каком-то смысле к наёмничеству, легально существовавшему в Германии. Т.к. преимущество в рекрутировании солдат в Германии был у Вермахта (в особенности в городах, где уровень образования солдат был выше, а следовательно и уровень эффективности ), набор солдат в части СС проводился в основном из числа добровольцев- жителей сельских местностей (более развитых в физическом отношении по сравнению с горожанами, идейно преданных НСДАП и Адольфу Гитлеру, однако сильно уступавших в образованности горожанам). Закон запрещал иметь в рядах частей СС больше определённого количества солдат- уроженцев Германии. Однако, не возбранялось проводить неограниченный набор солдат из состава «фольксдойче» (этнических немцев, рождённых за пределами Германии) и народов, родственных немецкому или подпадающих под определение «арийцев» (фламандцы, французы, голландцы, итальянцы, румыны, норвежцы, датчане и т.д.).13

Одним из результатов Нюрнбергского  процесса стало признание СС преступной организацией. Среди прочих преступлений ей вменялось в вину привлечение  в войну граждан стран(в т.ч. нейтральных), не входящих в союз Оси. Позднее, результаты этого процесса (где, фактически, точнейшим образом  современное определение критериев  наёмничества) были использованы при  создании дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года.14

 

4 Статья 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые используются международной защитой.

 

Статья 360 предусматривает ответственность  за нападение на лиц и учреждения, пользующиеся международной защитой. Смысл формулирован-ия данной уголовно-правовой нормы заключается в том, чтобы оградить лица и учреждения, пользующиеся международной зашитой, от посягательств различного рода экстремистских групп, использующих в своих целях средства террора, а также защита дипломатов и дипломатических представительств от произвола во время боевых действий. Юридическим источником данной нормы является Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г., в которой определяется понятие "лицо, пользующееся международной защитой"15. В соответствии с этой Конвенцией к таким лицам относятся:

1. Глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи;

2. Любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте такого совершения преступления, имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого посягательства на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

К таким лицам и учреждениям, пользующимся международной защитой, относятся не только работники дипломатической, консульской или внешнеторговой службы, но и сами указанные службы. Уголовный закон призван защищать и различного рода общественные организации  и их представителей, также пользующихся международной защитой (имеются  в виду, например, соответствующие  представители различного рода международных  организаций и международных  благотворительных обществ).16

Объективная сторона данного преступления выражается в действиях:

1. Нападении на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой;

2. Нападении на служебные или жилые помещения либо транспортные средства указанных лиц.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется  прямым умыслом. Лицо осознает, что  совершает нападение на лиц и  учреждения, пользующиеся международной  защитой, и желает этого. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется также целью  провокации войны или осложнения международных отношений (разрыв или  ухудшение дипломатических отношений, расторжение договоров и т. д.).

В преамбуле Конвенции  о предотвращении и наказании  преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том  числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 года указывается, что  преступления против дипломатических  агентов и других лиц, пользующихся международной защитой, угрожают безопасности этих лиц, создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных  отношений, необходимых для сотрудничества между государствами, а их совершение вызывает серьезное беспокойство международного сообщества.17 Этим и обусловливается общественная опасность нападений на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

Лицом, пользующимся международной  защитой, согласно ст. 1 названной выше Конвенции признается:

1. Глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи.

2.Любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент международной организации, а также проживающие с ним члены его семьи, во время нахождения их в иностранном государстве.18

Конкретные виды должностных  лиц и представителей государства  в иностранном государстве, а  также должностных лиц и агентов  международной организации определяются на основании положений Венской  конвенции о дипломатических  сношениях 1961 г., Конвенции о специальных  миссиях 1969 г., Конвенции о представительстве  государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Конвенции о привилегиях  и иммунитетах ООН 1946 г., Венской  конвенции о консульских сношениях 1963 г., а также на основе положений  двухсторонних конвенций о консульских  сношениях, заключенных Россией  с другими государствами.19

Информация о работе Военные преступления