Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:00, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ правонарушений в области таможенного дела, и их классификация, для того, чтобы в дальнейшем можно было применять полученные в результате исследований знания на практике.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть, что представляет собой таможенный контроль, в каких формах он проводится и на каких принципах основано его проведение;
- установить компетенцию таможенных органов в части выявления административных правонарушений в области таможенного дела;
- дать характеристику административным правонарушениям в области таможенного дела, в отношении которых таможенные органы компетентны составлять протоколы и проводить расследование.

Содержание работы

Введение 3
1 Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений 5
1.1 Понятие и формы таможенного контроля, принципы его проведения 5
1.2 Система управления рисками как способ выявления таможенных правонарушений 14
2 Компетенция таможенных органов в части выявления таможенных правонарушений 17
3 Особенности административных правонарушений в области таможенного дела 22
3.1 Общие сведения об административных правонарушениях в области таможенного дела 22
3.2 Характеристика административных правонарушений в области таможенного дела 26
Заключение 60
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 83.58 Кб (Скачать файл)

- доставке  товаров и (или) транспортных средств  в место прибытия после пересечения  таможенной границы РФ;

- осуществлению  остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна  в установленных местах;

- перевозке  товаров в соответствии с таможенной  процедурой внутреннего таможенного  транзита либо помещенных под  таможенный режим международного  таможенного транзита.

К аварии могут быть отнесены существенная неисправность транспортного средства или ДТП. Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, такие как природные и общественные события (стихийные бедствия, войны и т.п.).

 

При решении вопроса о возможности привлечения лица к ответственности за рассматриваемое нарушение учитывается, что предпринимаемые перевозчиком меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств должны быть адекватными применительно к конкретной ситуации и направленными на реальное исполнение установленных требований.

Ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ предусматривает ответственность перевозчика за невыполнение другой обязанности, определенной в ч. 1 ст. 70 ТК РФ и связанной с возникновением аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств. Противоправное поведение в данном случае заключается в несообщении в ближайший таможенный орган о произошедших непреодолимых обстоятельствах и о месте нахождения товаров (транспортных средств) либо в необеспечении их перевозки (в том числе самостоятельно) в ближайший таможенный орган или иное указанное им место.

Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении.

Указанная статья предусматривает ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах. Подобное деяние признается противоправным, при этом по рассматриваемой статье не могут привлекаться иностранные лица, передающие документы для представления в таможенный орган за пределами территории РФ.

Состав этого нарушения таможенных правил охватывает не только этап декларирования, но может применяться и при прибытии товаров на таможенную территорию РФ, помещении их под процедуру внутреннего таможенного транзита, то есть на всех этапах таможенного оформления, когда в соответствии с таможенным законодательством таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.

При этом под недостоверными сведениями в контексте данной статьи понимаются не любые сведения, которые подлежат сообщению таможенному органу, а только те, ответственность за заявление которых предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 (сообщение недостоверных сведений при перемещении), ч. 2 и 3 ст. 16.2 (недостоверное декларирование), ст. 16.17 (представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации).

В случае если представленные таможенному брокеру или иному лицу недействительные документы не повлекли за собой сообщение таможенному органу недостоверных сведений, либо их представление не требуется на соответствующем этапе таможенного оформления, состав административного правонарушения отсутствует.

Субъектом ответственности (т.е. лицом, передавшим документы) может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров (на этапе до декларирования), и декларант.

Под лицом, которому передаются документы, следует понимать лицо, которое фактически представляет документы в таможенный орган, сообщая тем самым недостоверные сведения и совершая противоправные действия. Возможность участия такого лица в процессе таможенного оформления должна вытекать непосредственно из положений таможенного законодательства.

Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам.

Условием привлечения лица к ответственности за данное правонарушение является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным контролем (периоды и случаи определены ст. 360 ТК РФ).

Субъектом правонарушения является лицо, которое причаливает к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем. Лицо, допустившее причаливание, к ответственности в соответствии по данной статье не привлекается.

Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них.

Требование доставить товары в место доставки является одним из основных требований таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, а также таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 88, 167 и 169 ТК РФ). При этом установлена обязанность не только по доставке товаров, но и документов на них (ответственность за ее невыполнение определена частью 2 данной статьи).

Деяние, выразившееся в доставлении товара в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. Ответственность за него предусмотрена ст. 16.10 КоАП РФ. В случаях, когда товары доставлены на склад третьих лиц, но при этом не выданы (фактически не переданы и юридически не оформлен факт передачи) и срок их доставки не истек (у перевозчика существует возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в место доставки), признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, не усматривается.

Ответственность за недоставку товаров несут перевозчики, в том числе и таможенные (лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу и перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств).

Противоправным по данной статье признается также выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, которые:

- имеют  статус находящихся на временном  хранении (приобретают такой статус  с момента их предъявления  в месте прибытия на таможенную  территорию РФ и сохраняют его до выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом или истечения предельного срока временного хранения);

- помещены  под таможенный режим международного  таможенного транзита;

- хранятся  на таможенном складе или свободном  складе.

Выдача товара заключается в его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового. Под утратой понимается выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров. Субъектом ответственности здесь являются лица, которые прежде всего осуществляют владение (пользование) товарами в соответствии с заявленными таможенными процедурами (перевозчик, лица, осуществляющие временное хранение товаров, владельцы таможенных и свободных складов).

Нередко выбытие товаров из владения перевозчиков происходит вследствие противоправных действий третьих лиц (кража, грабеж и др.). Решение вопроса о возможности привлечения к административной ответственности в подобной ситуации непосредственно связано с установлением вины перевозчика в невыполнении им предусмотренной законом обязанности по обеспечению сохранности товаров.

Статья 16.10. Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита.

Диспозицией данной статьи охватывается совершение таких деяний, как нарушение срока доставки, маршрута перевозки, а также доставка товаров в отличную от определенной таможенным органом зону таможенного контроля.

Предельный срок перевозки установлен ст. 82 ТК РФ. В каждом конкретном случае перевозки срок доставки товаров устанавливается таможенным органом отправления исходя из заявления перевозчика (экспедитора) с учетом обычного срока перевозки, вида транспорта и возможностей транспортного средства, его маршрута и других условий перевозки в порядке, предусмотренном Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 № 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров».

Маршрут перевозки товаров становится обязательным для перевозчика только если он установлен Правительством РФ или определен таможенным органом в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. В последнем случае маршрут перевозки определяется на основании заявления перевозчика и его последующее изменение возможно только с письменного разрешения таможенного органа (п. 3 ст. 86 ТК РФ).

Субъектом рассматриваемого правонарушения является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик. Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 86 ТК РФ таможенные органы не вправе определять маршрут доставки товаров таможенным перевозчиком, поэтому последние несут ответственность лишь за несоблюдение маршрута перевозки, который установлен Правительством РФ.

Статья 16.11. Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации.

Приведенная статья предусматривает ответственность за противоправные действия непосредственно со средствами идентификации.

В ст. 83 и 390 ТК РФ определены основные средства идентификации товаров, которые могут быть применены таможенными органами (пломбы, печати, маркировка, коммерческие и иные документы, штампы, пробы и образцы товаров, чертежи, фотографии, видеозаписи и иллюстрации, специальные наклейки, пломбы отправителя товаров и др.).

Средства таможенной идентификации (т.е. примененные таможенным органом) могут уничтожаться или изменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением ситуации, когда существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. В таких случаях таможенному органу незамедлительно сообщается о проведенных со средствами идентификации действиях, представляются доказательства существования указанной угрозы и составляется акт установленной формы. ТК РФ определен также запрет на проведение каких-либо действий со средствами идентификации при доставке товаров и транспортных средств после пересечения таможенной границы в место прибытия.

За совершение перечисленных действий со средствами идентификации, наложенными таможенными органами иностранных государств, ответственность по данной статье наступает только в том случае, если они используются в качестве средств идентификации российским таможенным органом на основании п. 4 ст. 83 и п. 3 ст. 390 ТК РФ.

В качестве субъектов данного нарушения таможенных правил могут выступать как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны были обеспечить сохранность средств идентификации (при их утрате или повреждении).

Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений.

Положениями данной статьи, содержащей три самостоятельных состава нарушений таможенных правил, не установлена ответственность за несоблюдение общего срока подачи таможенной декларации, установленного в ст. 129 ТК РФ (15 дней с момента предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия). Это обусловлено тем, что в действующем таможенном законодательстве срок уплаты таможенных платежей не привязан к сроку подачи декларации.

Противоправным признается нарушение лишь установленных сроков подачи таможенной декларации, когда это имеет самостоятельное юридическое значение (подача полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования товаров – ст. 138 ТК РФ; таможенной декларации и/или необходимых для таможенных целей документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации – ст. 150 ТК РФ; декларирование после фактического вывоза товаров – ст. 314 ТК РФ). Указанные деяния образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 16.12 КоАП РФ.

Ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, а также документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, установлена частью 3 рассматриваемой статьи (в случаях же нарушения установленных сроков подачи необходимых документов и сведений именно при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, подобные действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 16.12 КоАП РФ.

При этом не является нарушением таможенных правил, предусмотренным ч. 3 ст. 16.12, непредставление в установленный таможенным органом срок дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость. В этом случае таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров (п. 7 ст. 323 ТК РФ).

Деяния, указанные в ч. 1 и 3 ст. 16.12 КоАП РФ, становятся противоправными на следующий день после истечения установленного таможенным органом срока, а в части 2 – с момента подачи декларации (до него имеются признаки недекларирования товаров).

Субъектами правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.12 КоАП РФ, является лицо, на котором лежит обязанность по совершению операций, необходимых для выпуска товаров (ст. 16 ТК РФ), а после начала таможенной процедуры декларирования товаров – декларант (ст. 126 ТК РФ). По общему правилу, таможенные брокеры к административной ответственности по данной статье не привлекаются (за несоблюдение своих договорных обязательств они могут отвечать лишь в гражданском порядке по выставляемым искам контрагентов).

Информация о работе Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений