Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:00, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ правонарушений в области таможенного дела, и их классификация, для того, чтобы в дальнейшем можно было применять полученные в результате исследований знания на практике.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть, что представляет собой таможенный контроль, в каких формах он проводится и на каких принципах основано его проведение;
- установить компетенцию таможенных органов в части выявления административных правонарушений в области таможенного дела;
- дать характеристику административным правонарушениям в области таможенного дела, в отношении которых таможенные органы компетентны составлять протоколы и проводить расследование.

Содержание работы

Введение 3
1 Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений 5
1.1 Понятие и формы таможенного контроля, принципы его проведения 5
1.2 Система управления рисками как способ выявления таможенных правонарушений 14
2 Компетенция таможенных органов в части выявления таможенных правонарушений 17
3 Особенности административных правонарушений в области таможенного дела 22
3.1 Общие сведения об административных правонарушениях в области таможенного дела 22
3.2 Характеристика административных правонарушений в области таможенного дела 26
Заключение 60
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 83.58 Кб (Скачать файл)

К мерам ответственности привлекается лицо, фактически представившее недействительные документы при прибытии и на иных этапах перемещения, исключительно за достоверность таких сведений, как количество грузовых мест, маркировка и наименование, вес и (или) объем товаров. Так, предоставление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров при их прибытии на таможенную территорию РФ не влечет привлечение лица к административной ответственности.

В случаях указания в товаросопроводительных документах большего количества перемещаемых товаров по сравнению с фактическим данное деяние нарушением не является, поскольку отсутствует предмет правонарушения. При прибытии товаров в большем количестве, чем указано в соответствующих документах (книжка МДП, CMR, инвойс и др.), предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств.

Следует учитывать, что ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию.

В соответствии с положениями ст. 123 ТК РФ декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения.

Согласно ст. 391 ТК РФ обнаружение таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, также является основанием для возникновения правомочий таких лиц по декларированию товаров. Однако декларирование в данном случае обязанностью указанных лиц не является, поэтому привлекаться к ответственности за недекларирование они не могут. В действиях таких лиц может усматриваться лишь состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ.

В случаях недекларирования товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (когда декларируется партия, состоящая из нескольких видов товаров), подобное деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о количестве товаров также подлежит квалификации как недекларирование, при этом предметом административного правонарушения выступают только те товары и транспортные средства, в отношении которых не выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в декларации часть товаров.

Субъектами ответственности данного нарушения могут являться лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров, либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недостоверное декларирование товаров.

Совершенное деяние подразделяется на два самостоятельных правонарушения в зависимости от характера заявленных недостоверных сведений и могущих наступить последствий (часть 2 – заявленные сведения приводят к занижению размера причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов, часть 3 – к неприменению установленных нетарифных запретов и ограничений).

Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, когда данное деяние не привело к указанным в ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ последствиям (в частности, технические ошибки и иные неточности), не влечет привлечение лица к мерам административной ответственности, в том числе и по ст. 19 КоАП РФ (непредставление сведений (информации). Указание в таможенной декларации сведений, которые повлекли за собой занижение размера подлежащих к уплате сборов за таможенное оформление противоправным не является и квалифицироваться по ст. 16.2 КоАП РФ не может.

Вместе с тем в случае, если представленные недействительные документы при выпуске товаров до подачи таможенной декларации влекут несоблюдение лицом условий помещения товаров или транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером – таможенный брокер. Несмотря на то, что брокер не декларирует товары от собственного имени и не является декларантом, согласно действующему таможенному законодательству, он осуществляет декларирование товаров, в связи с чем несет все сопутствующие обязанности, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товарах.

Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера (применяются независимо от заявленного таможенного режима), часть 2 – носящих экономический характер.

К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, относятся меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов и целей, указанных в ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (к примеру, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создания оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания, ввоз на территорию РФ оружия при условии получения разрешение МВД России и т.д.).

Соблюдение экономических запретов и ограничений требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

К ограничениям экономического характера относятся такие, как установление количественных ограничений, квот, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 21, 23, 24, 26 32 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», (например, лицензия на ввоз мяса и т.д.). Так, состав данного нарушения таможенных правил образует деяние, заключающееся в непредставлении при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации (когда декларантом не получено разрешение таможенного органа о представлении таких документов в более поздний срок). При этом уведомление таможенным органом декларанта в соответствии со ст. 153 ТК РФ о том, какое именно условие выпуска не соблюдено и какие именно действия необходимо совершить для выпуска товаров, не исключает привлечение лица к административной ответственности.

Заявление же в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам установленных запретов и ограничений, а равно указание в декларации и представление недействительных документов, послуживших основанием для их неприменения (поддельный сертификат соответствия и др.), квалифицируется по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ как недостоверное декларирование.

Субъектом ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений (перевозчик либо декларант). Исходя из положений таможенного законодательства, таможенный брокер таковым не является.

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации.

Данная норма об ответственности является более специальной применительно к физическим лицам по отношению к ст. 16.2 КоАП РФ.

Обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты в письменной форме установлена Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Так, физические лица – резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана, переведена либо приобретена в России.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты. При вывозе меньшей суммы иностранная валюта таможенному органу декларированию не подлежит.

Поэтому в случаях вывоза иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, и неподачи декларации на всю сумму вывозимой валюты или заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений о количестве вывозимой иностранной валюты (указание меньшей суммы), физические лица подлежат ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ.

При квалификации совершенного деяния в качестве рассматриваемого нарушения таможенных правил необходимо учитывать, что юридически значимым является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт ее подачи и принятия в установленном порядке таможенным органом (ст. 132 ТК РФ, приказ ФТС РФ от 22.11.2006 № 1208 «Об утверждении Порядка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме»).

Кроме того, если лицо вывозит товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, и заполняет декларацию на этот товар, оно не обязано указывать в декларации сведения об иных товарах, не подлежащих обязательному письменному декларированию, включая валюту. В случае же добровольного избрания письменной формы декларирования и указания в соответствующей графе таможенной декларации недостоверных сведений о размере вывозимой иностранной валюты, когда ее размер не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности.

В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле единовременный вывоз из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных, переведенных или пересланных в РФ. Поэтому при вывозе физическим лицом иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, и отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации и др.), подтверждающих ее ввоз, перевод или пересылку в РФ, данное деяние представляет собой осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством, ответственность за которое наступает по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. При наличии необходимых для вывоза указанной суммы документов, когда валюта незадекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, деяние подлежит квалификации по ст. 16.4 КоАП РФ (при отсутствии признаков ст. 16.1).

В случаях ввоза наличной иностранной валюты возможность привлечения лиц к ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ отсутствует, поскольку ТК РФ требований об обязательном письменном декларировании ввозимой иностранной валюты не устанавливает, а валютным законодательством определено, что ввоз в РФ иностранной валюты осуществляется без ограничений.

В соответствии с Законом валютном регулировании и валютном контроле ввоз/вывоз и пересылка в/из РФ российской валюты осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России, и может предусматривать требование о предварительной регистрации. В настоящее время обязанность декларирования такой валюты в письменной форме не установлена, в связи с чем ст. 16.4 КоАП РФ в части недекларирования и недостоверного декларирования валюты РФ не применяется до установления соответствующих правил.

Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля.

Данная статья предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа (когда не установлен уведомительный порядок):

- перемещение  товаров, транспортных средств или  лиц (в том числе должностных  лиц государственных органов, за  исключением должностных лиц  таможенных органов) через границы  зоны таможенного контроля;

- перемещение  товаров и транспортных средств  или указанных лиц в пределах  зоны таможенного контроля;

- ведение  производственной или иной коммерческой  деятельности в зоне таможенного  контроля.

Вопросы создания, обозначения и функционирования зон таможенного контроля регламентированы ст. 362 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которой они создаются для целей осуществления таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется постановлением Правительства РФ от 14.10.2003 № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы». Создание иных зон таможенного контроля производится в порядке, определяемом ФТС России (Положение о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утверждено приказом ГТК России от 23.12.2003 № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»).

Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы.

Частью 1 указанной статьи установлена ответственность за непринятие перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих:

Информация о работе Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений