Сущность административно-правового управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Органы местного самоуправления также осуществляют соответствующие функции в сфере управления экономикой. Они управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического развития, бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют их выполнение, создают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, осуществляют контроль за их деятельностью.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность административно-правового управления экономикой, рассмотреть функции и задачи административно-правового управления экономикой, классифицировать методы административно-правового управления экономикой.

Файлы: 1 файл

Разработку направлений развития законодательства в экономической сфере и формирование самого законодательства связывают с признанием з

— 60.93 Кб (Скачать файл)

6)   создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

7)   улучшение снабжения населения продуктами питания.

    Кроме министерства (Минсельхозпрод), существуют и другие органы, осуществляющие руководство сельским хозяйством на республиканском уровне. К ним относится:

1)  республиканский штаб по вопросам управления агропромышленным комплексом. Данный орган необходимо рассматривать как межведомственный, координирующий. В его состав входят министры финансов, сельского хозяйства, энергетики и другие министры и должностные лица.

Основные задачи штаба:

—   рассматривает положение дел в агропромышленном комплексе и выработка предложения по его дальнейшему развитию;

—   анализ хода выполнения республиканских программ, направленных на обеспечение развития агропромышленного комплекса;

—   выработка мер, направленных на решение текущих, злободневных задач агропромышленного комплекса;

Полномочия штаба:

—   имеет право получить от республиканского органа информацию, касающуюся агропромышленного комплекса (статистика, отчеты, данные и т.д.);

—   имеет право рекомендовать проведение проверок по отдельным вопросам деятельности агропромышленного комплекса;

—   приглашает на заседания штаба с отчетами руководителей республиканских ОГУ и вносить предложения по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение в сфере агропромышленного комплекса.

2)   государственные объединения (концерны в сфере агропромышленного комплекса (хлебопродукты)). Государственные объединения выступают от имени собственника в отношении организаций, входящих в концерны, и осуществляют реализацию целей и задач госуправления в определенных сферах агропромышленного комплекса.

    Областной уровень управления агропромышленным комплексом:

На данном уровне управление осуществляется областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию. Комитеты являются самостоятельными юридическими лицами и подчиняются в своей деятельности облисполкомам и министерству сельского хозяйства и продовольствия (двойное подчинение). Председатель комитета назначается и освобождается от должности председателя соответствующего облисполкома по согласованию с министром сельского хозяйства и продовольствия. (в Минске нет).

    Районный уровень:

При райисполкомах для  управления агропромышленным комплексом создаются управления сельского  хозяйства и продовольствия (райсельхозпрод). Они являются самостоятельными юридическими лицами и имеют двойное подчинение: облисполкому и Минсельхозпроду.

    Взаимоотношения между республиканскими органами и местными органами управления в сфере агропромышленного комплекса строятся на основе взаимодействия в решении экономических, социальных и других вопросов в сфере агропромышленного комплекса.

    Торговля представляет собой экономическую деятельность физических и юридических лиц в сфере товарного обращения, заключенного в обмене товаров путем купли-продажи, оказание связанных с этим процессом торговых услуг и выполнения работ.

Основная форма госуправления в сфере торговли:

1)   лицензирование торговли;

2)   квотирование постановок товаров;

3)   формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций;

4)   техническое нормирование, стандартизация продовольственных и непродовольственных товаров.

В структуре управления торговлей  выделяют 3 уровня (звена):

1)  республиканский (министерство торговли). Минторгу подчиняется ряд государственных и негосударственных организаций: государственные торгово-промышленные объединения «Белресурсы», РУП «Белговелирторг», белорусские государственные объединение «организация бытового обслуживания населения» и др.;

2)   областной – управление торговли облисполкомов (в Минске создано главное управление);

3)    районный, городской отделы (управление торговли и услуг при рай- и горисполкомах).

    Транспортная деятельность – это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным и другими видами транспорта.

    Основные НПА, регламентирующие госуправление в транспортной сфере:

—   законы РБ «об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «о транспортно-экпедиционной деятельности»;

—   декреты и указы президента.

 

Система ОГУ транспортом:

  1.   республиканский уровень. Ведущим республиканским ОГУ в сфере транспорта является министерство транспорта и коммуникаций (Минтранс). Основными задачами Минтранса являются:

—   реализация единой дорожно-транспортной политики;

—   разработка и реализация программ развития в области транспортной деятельности;

—   проведение анализа деятельности и разработки прогнозов в области трудовой деятельности;

—   осуществление координации и взаимодействия различных видов транспорта.

Органы (департаменты), входящие в структуру Минтранса:

— департамент «Белавтодор» (с правами юридического лица). Данный департамент осуществляет специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) в области дорожной деятельности. Основными задачами департамента:

 —   реализация дорожной политики;

 —   рациональное развитие и улучшение технического состояния сети автодорог;

 —   осуществление мер по управлению республиканскими автодорогами и т.д.;

—   департамент по авиации – ведущий орган по госрегулированию грузовых и пассажирских авиаперевозок.

—   белорусская железная дорога – государственной объединение, осуществляющее госуправление в сфере железнодорожного транспорта. Ее основными задачами являются:

 —   развитие и модернизация железнодорожной сети;

 —   организационно-техническое обеспечение грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок;

 —   управление подчиненными предприятиями;

 —   обеспечение безопасности железнодорожного движения;

—   управление морского и речного транспорта.

  1.   местный уровень управления транспортной деятельностью.

Определенные полномочия в транспортной сфере предоставляется  местным советам и исполкомам:

—   разработка и реализация программы развития местных автомобильных дорог;

—   распоряжение в пределах своей компетенции средствами местных дорожных фондов;

—   руководство коммунальными дорожными предприятиями;

    Система местных органов управления транспортом составляют автотранспортные управления, которым непосредственно подчинены расположенные в областях, районах автохозяйства (автопарки и т.д.).

    Базовой хозяйственной единицей в сфере дорожного транспорта является дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ).

    Авиаперевозки уже прочно вошли в нашу жизнь. Теперь уже мало кто ездит на отдых, по работе, к родным на большие расстояния по земле – все это нам заменили самолеты, которые по воздуху позволяют прибыть в любую точку Земли за минимальное время, да еще и с комфортом. 

    Строительство представляет собой одну из приоритетных областей государственной деятельности. Строительство как отрасль экономики позволяет развивать ряд других отраслей промышленности (промышленность строительных материалов, машиностроение и т.д.).

Система ОГУ в строительной сфере

  1. республиканский уровень.

Республиканскими отраслевыми  органами в данной сфере является министерство архитектуры и строительства. Его основные задачи:

—  разрабатывает проекты законодательных актов в сфере строительства;

—  осуществляют контроль за осуществлением строительных работ, ведущимися хозяйствующими субъектами;

—  разрабатывает планы развития строительной индустрии и перспективные планы строительства важных социальных объектов.

  1. местный уровень.

    В облисполкомах создаются управления по архитектуре и строительству. В гор- и райисполкомах создаются отделы (управления) архитектуры и градостроительства. Основным базовым звеном управления строительства является строительный трест. В его состав могут входить строительно-монтажное управление, управление механизации, строительное управление. 

7.ЖКХ имеет первоочередное  социальное значение, поскольку  затрагивает интересы всех граждан.

В структуру ЖКХ включены:

—   объекты коммунального обеспечения (водопровод, канализация);

—   объекты благоустройства (мостовые, тротуары, водостоки);

—   жилищные хозяйства (жилищные фонды).

Правовая основа управления ЖКХ:

—   жилищный кодекс;

—   закон «о государственных минимальных социальных стандартах»;

—   декреты, указы президента, постановления Совмина.

Управление ЖКХ включает:

—   эксплуатацию жилищных фондов;

—   ремонт и обеспечение сохранности объектов коммунального обеспечения и объектов благоустройства;

—   управление организациями, входящими в структуру ЖКХ.

Система органов управления ЖКХ

  1. республиканский уровень.

Республиканским отраслевым органом в сфере ЖКХ является министерство ЖКХ. Одна из важнейших  функций министерства – обеспечение  государственной политики в сфере  ЖКХ и координация деятельности в данной сфере другими республиканскими ОГУ.

Предмет ведения министерства ЖКХ:

—  жилищное ремонтно-строительное водопроводно-канализационное хозяйство;

—  коммунальная теплоэнергетика;

—  городской электротранспорт;

—  городское дорожное строительство;

—  санитарная очистка и благоустройство;

—  зеленое строительство;

—  ритуальные услуги.

Министерство организует:

—  изучение общественных потребностей отрасли;

—  составляет социально-экономические прогнозы в сфере ЖКХ;

—  разрабатывает проекты строительства, расширения объектов отрасли.

  1. местный уровень.

    В облисполкомах руководство осуществляет управление ЖКХ, в гор- и райисполкомах производственные объединения. Низшее звено – администрация жилищно-эксплуатационной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    Рассмотрев  тему «Административно-правовые основы управления экономикой», можно сделать вывод, что административно-правовое регулирование экономики  включает в себя разработку и реализацию системы мероприятий программного руководства, прогнозирования, структурного преобразования народного хозяйства, государственную поддержку экономического и научно-технического потенциала, создание правовой и экономической основ социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных структур, эффективного управления государственным имуществом. Функциями государственного управления экономикой являются: анализ и оценка экономических процессов, прогнозирование тенденций развития экономических процессов, стратегическое планирование развития экономики, разработка и усовершенствование экономических механизмов, разработка и утверждение программ введения новых хозяйственных механизмов и корректирование существующих.

    Методы административно-правового регулирования необходимо классифицировать по характеру влияния на экономические и внеэкономические. Экономические методы предполагают использование средств государства и делятся на методы прямого и опосредствованного влияния государства на экономику. К внеэкономическим методам относятся такие, которые не требуют прямых расходов государственных средств и не создают дополнительных материальных стимулов. Они основываются на силе государственной власти и содержат меры запрета, разрешения или принуждения.

    Основными правовыми актами в области экономики, касающимися организации управления, являются республиканские законы, в которых регламентируются  положения об отдельных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях, акты Президента Республики Беларусь  и органов исполнительной власти  об образовании конкретных органов, утверждении их структуры и штатных расписаний.

Информация о работе Сущность административно-правового управления экономикой