Сущность административно-правового управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Органы местного самоуправления также осуществляют соответствующие функции в сфере управления экономикой. Они управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического развития, бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют их выполнение, создают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, осуществляют контроль за их деятельностью.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность административно-правового управления экономикой, рассмотреть функции и задачи административно-правового управления экономикой, классифицировать методы административно-правового управления экономикой.

Файлы: 1 файл

Разработку направлений развития законодательства в экономической сфере и формирование самого законодательства связывают с признанием з

— 60.93 Кб (Скачать файл)

    Но и здесь, в этом секторе экономики есть отличия между казенными и другими предприятиями.

    Казенным предприятием является такое предприятие, которое не подлежит приватизации и отвечает одному из условий:

—  осуществляет производственную или иную деятельность, которая в  соответствии с законодательством  может осуществляться лишь государственным  предприятием;

— главным потребителем продукции предприятия (более 50%) является государство;

— предприятие является субъектом естественных монополий.

    Эти предприятия ориентированы преимущественно на государственный спрос или на выполнение общественно значимых функций, полная коммерциализация которых или невозможна, или нецелесообразна, должны находиться в непосредственном ведении соответствующих министерств и других центральных органов исполнительной власти. Это предприятия базисной инфраструктуры, которые имеют общенациональное значение и работают в режиме преимущественно фиксированных цен, предприятия оборонной промышленности и некоторые другие. Их характер является некоммерческим, социальная значимость — высокой, поэтому контроль государственных органов за ними должен быть постоянным.

    Другие предприятия государственного сектора можно отнести к коммерческим, и они должны работать так же, как и предприятия негосударственного сектора, самостоятельно обеспечивая свое существование в условиях рыночной конкуренции. Государство предоставляет им собственность в полное хозяйственное ведение. Фонд государственного имущества осуществляет управление частью государственного имущества и не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

 

     Относительно других секторов экономики, государство, в лице его органов и должностных лиц, осуществляет регулирование, но это не означает, что государство при этом теряет свой властный характер.

     Регулирование со стороны государства применяется для обеспечения безопасности граждан от возможных неблагоприятных последствий ведения хозяйственной деятельности, защиты прав потребителей от неправомерных действий коммерческих организаций, стабилизации макроэкономических процессов, формирования материального государственного резерва.

     Возможность свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и другой, не запрещенной законом, экономической деятельности, имеет пределы своей реализации, определенные необходимостью обеспечения прав других субъектов права. Если взаимоотношения в границах частноправовых связей возникают для удовлетворения отдельных материальных потребностей личности, а интересы субъектов связаны с получением прибыли, то, с другой стороны, в социуме всегда существуют публичные интересы, которые должны обеспечить целостность, стабильность и нормальное развитие организаций, государства в целом[3].

     Поэтому все средства, используемые при реализации административно-правового влияния на экономические отношения, имеют определенную специфику. Эти средства:

—  используются органами исполнительной власти;

—  применяются на основе правовых норм;

—  связаны с определением пределов хозяйственной деятельности;

—  их предназначением  является определение статуса субъектов  предпринимательской деятельности и установление возможного для них  вида поведения;

— контроль за осуществляемой деятельностью, своевременность применения средств обеспечения и принуждения в случае уклонения от выполнения установленных обязанностей и запретов;

— часто связаны с установлением регистрационного, уведомительного или разрешительного административно-правового режима;

—  формой их выражения, как  правило, являются индивидуальные правоприменительные  акты исполнительной власти, административные договоры, акты регистрации и т. п.;

     Средства защиты публичных интересов в экономической сфере определяют правила посредством установления общих для всех субъектов коммерческой деятельности экономических параметров. Роль государства в регулировании экономики при построении рыночной экономики значительно отличается от той, которую оно играет в условиях функционирования уже стабильной рыночной экономики. Самоорганизация характерна для довольно прочных систем. В условиях же переходных процессов, трансформации одной экономической системы в другую, самоорганизация может выполнять консервативную, защитную функцию, возвращая систему к ее предшествующему состоянию, избегая внешних препятствий.

     На стадии формирования рыночной экономики можно выделить несколько направлений активной государственной экономической политики.

     Первое — формирование новой системы отношений собственности, которая присуща многоукладной экономике.

     Второе — становление малого предпринимательства. Этот процесс требует государственной поддержки, применения таких средств, как льготные ставки кредитов, временное освобождение от налогов и т. п.

     Третье — при активном содействии государства происходит формирование основных элементов рыночной экономики, в частности финансового и фондового рынка, институтов регулирования рынка труда и занятости — инфраструктуры рыночной экономики вообще[4]. Объектом государственного регулирования в данном случае является экономика, или экономические отношения.

     В наиболее общем виде экономика определяется как системный хозяйственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, во-первых, общественного производства, во-вторых — распределения и в-третьих — обмена произведенного продукта в масштабах всего государства.

     Экономика является сложной полиструктурной системой, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составными этой системы являются отрасли, подотрасли и их комплексы.

     Термин «отрасль экономики» закреплен на законодательном уровне и встречается почти во всех нормативных актах, регулирующих взаимоотношения государства с экономической сферой.

     Составными элементами экономической системы Республики Беларусь являются: промышленность, энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, строительный комплекс, транспорт и дорожное хозяйство, связь, жилищное хозяйство, бытовое обслуживание населения, сфера использования и охраны природных ресурсов, сфера оборота финансовых ресурсов и т. п.

2. Функции и  задачи государственного управления  экономикой.

     Основной целью государственного регулирования экономики является выполнение задач, оказывающих содействие организации рынка, рыночно-конкурентных отношений, достижение экономических, политических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного порядка в стране, корректирование распределения ресурсов с целью влияния на хозяйственную структуру и структуру национального продукта.

     К задачам государственного регулирования экономики Республики Беларусь относятся:

—  обеспечение справедливого  налогообложения;

—  оказание содействия оптимальному ограничению суммы налогов, которые  взимаются с предприятий, без  резкого уменьшения доходной части  бюджета;

—  активизация производства товаров народного потребления  с помощью экономических рычагов;

— обеспечение рационального  природопользования;

— обеспечение социальной защиты населения;

— обеспечение сбалансированности всех отраслей хозяйственного комплекса;

—  обеспечение повышения  уровня занятости населения;

— стимулирование развития ресурсосберегающих и энергосберегающих производств;

—  защита экономических  интересов белорусской экономики, отечественного товаропроизводителя;

—  поощрение конкуренции;

—  ограничение монополизма;

—  оказание содействия удовлетворению первоочередных потребностей населения  в товарах и услугах;

— создание разветвленной  инфраструктуры и т. п.

     Функции можно определить как основные направления деятельности субъекта, осуществление которых приводит к достижению целей деятельности.

Необходимость решения указанных  задач обусловливается такими факторами:

—  необходимостью чрезвычайных мер, направленных на финансовое оздоровление хозяйства;

—  необходимостью адаптации  экономики и системы управления;

—  необходимостью проведения активной социальной политики с целью смягчения экономических последствий изменения системы хозяйствования;

—  необходимостью проведения структурной политики;

—  необходимостью проведения антимонопольной политики.

В целом можно сделать  вывод, что вмешательство государства  в рыночные отношения необходимо и оправдано — если речь идет о разумных пределах.

     Вместе с тем нельзя игнорировать и то обстоятельство, что весьма активное и продолжительное вмешательство государства в экономику может быть вредным. В особенности, если такое вмешательство является многолетней, стойкой традицией и основывается на монополии государственного управления. Кроме того, необходимо постепенно суживать сферы административно-правового управления экономическими отношениями и изменять формы государственного влияния на связи субъектов, ведущих хозяйство[5].

     Исходя из этого, следует обратить внимание на такое явление, как монополизм государственного управления.  Условием создания и функционирования рынка является преодоление монополизма производителей, предпосылкой чего, в свою очередь, служит конкуренция, экономическое соревнование[6].

     Вместе с тем, кроме монополизма производителей, при системе хозяйства, основывающейся на государственной собственности на средства производства и соответственно — на монопольной системе управления производством, распределением и перераспределением материальных благ, возникает монополизм особого рода — монополизм на управление или монополизм государственного управления экономикой.

     Этот особый вид монополизма породил и особый вид конкуренции. Это не конкуренция между товаропроизводителями за то, чтобы произвести товаров больше и лучшего качества, а конкуренция между ведомствами за капитальные вложения, за дополнительные средства и фонды. В условиях государственной монополии на организацию управления, планирования и т. п. предприятия-производители соревнуются не за покупателя товаров и услуг, а за то, чтобы органами государственного управления был установлен невысокий план, а также высокие цены, которые разрешают при минимальной производственной и коммерческой активности выполнить поставленную задачу. Вследствие такой конкуренции между производителями, возникает еще один противоестественный вид конкуренции, характерный для ситуации, когда «рынок» работает не на потребителя, а на производителя. Это — конкуренция между покупателями товара, продукции и между потребителями услуг.

    Преодоление монополизма государственного управления может осуществляться в двух направлениях. Одно из них связано с плюрализмом субъектов предпринимательской деятельности, расширением реальных прав государственных предприятий, созданием равных условий для предприятий (предпринимателей) всех форм собственности. Причем, если государственные предприятия требуют реального расширения прав, то для негосударственных предприятий необходимости в этом нет, поскольку они с самого начала должны быть свободны в определении круга своих прав в пределах действующего законодательства.

     Еще одно направление преодоления монополизма управления экономикой состоит в создании реальных альтернативных возможностей для конкуренции предприятий государственного и негосударственного секторов экономики, создании альтернативных систем материально-технического обеспечения, рынка ценных бумаг и ресурсов, изменении системы планирования государственного сектора экономики, изменении системы государственных заказов — переводе их на принцип установления реальных прав и обязанностей государственных органов-заказчиков и производителей.

     Реализация целей и задач государственного управления осуществляется с помощью целой системы функций, то есть взаимосвязанной совокупности стандартизированных действий субъекта управления, которые нормативно регулируются и контролируются уполномоченными государственными и социальными институтами.

     Функции государственного регулирования экономики — это та роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система или ее элементы) для того, чтобы направить, организовать общественную жизнедеятельность, оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления обнаруживается его сущность[7].

     Функции государственного регулирования экономических процессов определяются с учетом тезиса о возрастании значения этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий решений, которые принимаются.

     Первая функция государственного регулирования в этой сфере состоит в анализе и оценке экономических процессов с целью выявления фактического состояния регулируемой экономической системы. Эта функция осуществляется путем систематического проведения мониторинга по данным статистики и непосредственного исследования экономических процессов на предприятиях, фирмах с учетом действия факторов рыночного и институционного регулирования. При этом используются первичные и производные показатели: валовый внутренний продукт, рентабельность, соотношение спроса и предложений, капитальные вложения и их структура, удельный вес убыточных предприятий, численность трудовых ресурсов, численность безработных и т. п.

Информация о работе Сущность административно-правового управления экономикой