Сущность административно-правового управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Органы местного самоуправления также осуществляют соответствующие функции в сфере управления экономикой. Они управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического развития, бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют их выполнение, создают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, осуществляют контроль за их деятельностью.
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность административно-правового управления экономикой, рассмотреть функции и задачи административно-правового управления экономикой, классифицировать методы административно-правового управления экономикой.

Файлы: 1 файл

Разработку направлений развития законодательства в экономической сфере и формирование самого законодательства связывают с признанием з

— 60.93 Кб (Скачать файл)

     Ко второй функции относится прогнозирование тенденций развития экономических процессов, которое основывается на их анализе. Разработка прогноза ожидаемых изменений состояния экономики на этом уровне ведется в два этапа. На первом — рассчитываются ожидаемые показатели при сохранении существующих внешних условий (конъюнктуры рынка и политики институционного регулирования), а также внутренних факторов (структурных и технологических изменений); на втором — с учетом возможных изменений. Каждый из прогнозов может сопровождаться оценкой возможных экономических и социальных последствий.

     Третья функция — стратегическое планирование развития экономики. Ее целью является определение, обоснование и принятие решений по избранию приоритетных направлений положительного изменения динамики экономических процессов путем осуществления мероприятий антикризисного регулирования для обеспечения курса экономического роста в прогнозируемом периоде. Приоритетное значение здесь принадлежит таким направлениям, как приватизация, конверсия предприятий, то есть переориентация на выпуск продукции, пользующейся спросом, развитие информационных, инновационных и других инфраструктур.

     Четвертая функция состоит в организации процессов экономического регулирования, то есть в разработке и усовершенствовании экономических механизмов. Экономические механизмы выражают экономическую технологию, то есть последовательность операций влияний на процессы в экономике.

     Пятая функция — это реализация проектных решений, основной формой которой является разработка и утверждение программ введения новых хозяйственных механизмов и корректирование существующих. Процесс реализации этих решений с необходимым информационным, методическим, программным обеспечением после соответствующего утверждения вводится в действие. При этом анализируемая функция в порядке обратной связи служит основанием для контроля за процессом реализации решений и соответствующего корректирования первой функции — анализа и оценки экономики.

3. Методы государственного  управления экономикой.

     Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой. Относительно классификации методов регулирования экономики существует несколько точек зрения, например, распределение методов на административные и экономические, внеэкономические и экономические, административные и правовые и т. п.

      Необходимо  классифицировать методы по характеру влияния на экономические и внеэкономические.

     Экономические методы предполагают использование средств государства (государственных финансов) и, в свою очередь, делятся на методы прямого и опосредствованного влияния государства на экономику.

     К методам прямого влияния на экономику относится деятельность государства в границах государственного сектора. В условиях рыночной экономики это, в первую очередь, те области, которые вследствие низкой рентабельности не представляют интереса для частного капитала или требуют больших капиталовложений без надежды на быструю отдачу (фундаментальная наука, оборона). Сюда же можно отнести области, в которых частные инвестиции связаны с высокими рисками и дорогостоящими проектами (атомная энергетика, космос), а также области инфраструктуры и такие, которые производят нематериальные общественные блага (здравоохранение, образование). За счет средства государственного бюджета государство не только финансирует отдельные области хозяйства, но и поддерживает депрессивные области и предприятия, которым угрожает банкротство.

     Среди методов прямого государственного влияния следует назвать такие, как:

—  государственные заказы и контракты на поставку продукции;

— определение стратегических целей развития экономики, их отображение  в индикативных планах, государственных  программах;

—  лицензирование операций по экспорту и импорту товаров;

—  государственная поддержка  программ, контрактов и заказов;

— установление нормативных  требований к качеству и сертификации технологий и продукции.

     Прямые методы государственного регулирования не предусматривают создания дополнительного материального стимула, не угрожают финансовыми убытками и опираются на силу государственной власти.

     Методы косвенного влияния, наоборот, используют такие рычаги, с помощью которых влиянию подвержено поведение хозяйствующих субъектов, их интересы и стимулы. Это рычаги налоговой, кредитной, внешнеэкономической, валютной, амортизационной политики. Действие косвенных регуляторов является безадресным, имеет автоматический характер.

     Эти методы определяют правила игры в рыночном хозяйстве. Сфера их применения в процессе развития рыночной экономики значительно расширяется. Так, с помощью налоговой политики государство влияет на инвестиционную активность субъектов хозяйствования, поддерживает отдельные области, стимулирует или сдерживает развитие отдельных производств. Используя широкие возможности кредитной политики, государство влияет на развитие отдельных областей, влияет на инвестиционный процесс. Ценовая политика служит недопущению монополизма и т. п. При посредстве политики ускоренной амортизации государство регулирует ту часть прибыли, которая может быть освобождена от налогообложения и направлена на новые капиталовложения.

     Единство прямых и косвенных экономических методов позволяет направлять экономические ресурсы на развитие перспективных отраслей. Поэтому важным в механизме регулирования является не только бюджетное финансирование, но и платежи в бюджет, которые осуществляются субъектами через налоги, льготы или санкции.

     К внеэкономическим методам относятся такие, которые не требуют прямых расходов государственных средств и не создают дополнительных материальных стимулов. Они основываются на силе государственной власти и содержат меры запрета, разрешения или принуждения.

     Эти методы предусматривают создание правовой базы, которая регулирует взаимоотношения субъектов экономических отношений. Любой субъект обязан придерживаться правил экономического поведения, установленных государством. Государство издает законы о защите прав собственности, ограничивает монополизм и некоторые виды экономической деятельности, пересекает недобросовестную конкуренцию и т. д.

4.Административно-правовые  основы управления экономикой  Республики Беларусь.

    Экономика – это комплекс отраслей материального и нематериального производства исторически сложившихся в Республике Беларусь. Отрасль экономики – это совокупность предприятий и организаций,        выполняющих однородные производственные и иные хозяйственные функции.

Отрасли управления в сфере  экономики:

1) промышленность

2) строительство

3) сельское хозяйство

4) торговля (внутренняя)

5) транспорт

6) связь

7) использование и охрана природных ресурсов

8) ЖКХ

    Ведущим принципом управления является отраслевой принцип – выражение отраслевой специализации госуправления, в рамках которой централизм сочетается с инициативой нижестоящих органов.

    Для вышеуказанных отраслей экономики характерно так называемое двойное подчинение, т.е. по вертикали – вышестоящим органам, а по горизонтали – соответствующему исполкому (управление торговли облисполкома). Каждая отрасль госуправления в сфере экономики характеризуется через систему министерств, госкомитетов или государственных концернов, которые являются основным звеном госуправления в определенной отрасли.

    Республиканские органы государственного управления (ОГУ), осуществляя управление определенной отраслью, выполняют функции ее центра, обеспечивая выполнение всех производственных и иных задач, стоящих перед отраслью. Обычно республиканские ОГУ в сфере экономики построены по следующей схеме:

1)   руководство:

а) руководитель и его  заместители (министр и его заместители);

б) коллегия (коллегия министерства экономики).

2) линейно-отраслевые подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых республиканский ОГУ и создан (департаменты, отделы, управления министерств)

3)  функциональные подразделения, т.е. занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (РОГУ) (бухгалтерия, отдел кадров, канцелярия и т.д.).

    Промышленность – это ведущая отрасль экономики. Ее предназначение состоит в том, что она обеспечивает развитие других отраслей экономки, а также социально-культурной сферы. Промышленность состоит из ряда специализированных отраслей, предприятий и объединений, которые потребляют однородное сырье и материалы и производят однородную продукцию или выполняют однотипные функции госоргана. Промышленность – это основные социально-экономического потенциала республики.

    Важнейшим звеном госрегулирования промышленности является организационная структура (органы управления), в которую входят: министерство промышленности, министерство энергетики, соответствующие структурные подразделения министерства энергетики, государственные концерны «Белнефтехим», Беллегпром», Беллесбумпром». Среди вышеуказанных органов ведущее положение занимает министерство промышленности. Согласно структуре правительства Республики Беларусь, его возглавляет 1 заместитель премьер-министра.

    Главной задачей министерства является госрегулирование деятельности предприятий химической, машиностроительной, металлообрабатывающей, приборостроительной, радиоэлектронной промышленности. Также к основным задачам министерства промышленности относятся:

—  проведение научно-технической и социальной политики, направленной на создание условий для эффективной работы подчиненных предприятий и организаций;

—   разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей промышленности

и др.

    Для управления промышленностью на местном уровне создаются соответствующие структурные подразделения в исполкомах и местных администрациях:

—   при облисполкомах – комитеты;

—   при гор- и райисполкомах – управления (отделы).

    Основным звеном в управлении промышленностью являются предприятия (заводы, фабрики и др.). Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, которые на основе использования трудовых ресурсов производят и реализуют продукцию, выполняют работы и оказывают услуги. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц. Возглавляет структуру управления предприятием его руководитель (директор, генеральные директор и т.д.). Руководитель предприятия направляет и организует работу предприятия, полностью отвечает за положение дел на предприятии и за результат его хозяйственной деятельности.

    Степень государственного воздействия на предприятие в наибольшей степени зависит от формы собственности предприятия. Госуправление в наибольшем объеме осуществляется в отношении предприятия государственной формы собственности.

    Предприятия, основанные на государственной собственности делятся на:

1)   республиканские (РУП);

2)   коммунальной формы собственности (созданные и подчиненные местным ОГУ).

    Управление государственными предприятиями заключается в том, что государство, являясь собственником, учреждает их, определяет профиль и дислокацию, утверждает устав, доводит в необходимых случаях государственные заказы, прекращает деятельность госпредприятий. Влияние госорганов на негосударственные предприятия более ограничено. Госорганы не решают конкретных вопросов учреждения, определения профиля, управления частных предприятий. Предприятия могут на добровольных началах объединяться в различные формы: хозяйственные ассоциации, концерны, холдинги и другие объединения.

    Целью современного развития аграрного сектора является формирование устойчивого и эффективного агропромышленного производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.

    Агропромышленный комплекс – организационно и экономически взаимосвязанную систему госуправления, коммерческой и некоммерческой организации в сфере сельскохозяйственного производства.

Система управления сельским хозяйством имеет многоуровневую структуру, которая включает:

1)   республиканский уровень (министерство);

2)   областной уровень (отдел, управление);

3)   районный уровень (отдел, управление).

    На республиканском уровне основным органом управления в рассматриваемой сфере является министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Основные задачи и направления  деятельности министерства:

1) проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства;

2)   координация деятельности других органов управления в данной отрасли;

3)   совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

4)   создание условий для комплексного развития сельскохозяйственного производства, приватизации, развития всех форм собственности ;

5)   осуществление мероприятий по повышению эффективности сельскохозяйственного производства, внедрение новых, внедрение новых, высокоэкономичных методов управления и техники ;

Информация о работе Сущность административно-правового управления экономикой