Субъекты, имеющие особый административный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена многими факторами. Во-первых, субъекты являются одной из основополагающих категорий административного права как науки. Во-вторых, четкое определение административно - правового статуса участников административно-правовых отношений напрямую влияет на деятельность органов исполнительной власти в организации управления в России. Все это в полной мере свидетельствует об актуальности данной работы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...................-3-
1 Понятие и виды субъектов административного права
1.1 Понятие субъекта административного права……......................….-6-
1.2 Виды субъектов административного права……………………...….-8-
2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ…………………………………………...…………-10-
2.1. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права……………………………..………………………-12-
2.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА И СТАТУС ЕЕ СУБЪЕКТОВ………………………-17-
3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………….-21-
4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки…………………………..-23-
Заключение……………………………………………………………………...…...-27-
5.Управление делами Президента РФ
(федеральное агентство)………..……………………………………………..….-29-
6. Задачи и статьи КоАП…………………………………………………………-37-
Литература………………….…………………………………………………..…....-39-

Файлы: 1 файл

Курсовая по АП.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

В октябре того же, 1995 года, Конституционный суд снова  выступил в роли защитника прав лиц, привлеченных к уголовной ответственности. В его постановлении сказано: «Статья 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривает приостановление выплаты назначенной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Толкование данной нормы и практика ее применения свидетельствуют, что фактически речь идет о прекращении как начисления, так и выплаты пенсии, которую пенсионер получал до осуждения. Подобное приостановление выплаты пенсии по своей сути и правовым последствиям равнозначно лишению права на пенсию на определенный период в связи с лишением пенсионера свободы по приговору суда и нахождением его в исправительно-трудовом учреждении...

Труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного  обеспечения. Это находит свое отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию...

Трудовые пенсии назначаются  в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной...

Лишение пенсионера в  период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. Такое ограничение согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этим требованиям положение статьи 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», ограничивающее выплату трудовой пенсии, не соответствует»[8].

Совершение лицом административного  проступка также вносит изменения  в его общий статус. К нарушителю могут быть применены установленные законами меры процессуального принуждения (задержание, личный досмотр, изъятие имущества и документов и др.), к нему могут быть применены административные взыскания, лишающие его временно определенных прав, а виновный обязан претерпевать осуществляемое законно принудительное воздействие. У гражданина, привлеченного к административной ответственности, возникает на срок не менее года состояние наказанности. А это может повлечь иные неблагоприятные последствия:

•       признание  второго нарушения повторным, а значит, влекущим более суровое взыскание;

•       лишение  права получить лицензию на приобретение газового оружия;

•       задержку присвоения очередного звания;

•       отзыв  лицензии. Например, лицензия на осуществление  деятельности в качестве таможенного перевозчика отзывается в случае неоднократного совершения таможенных правонарушений.

Охотничье огнестрельное  оружие с нарезным стволом имеют  право приобретать граждане РФ, которым  предоставлено право на охоту, если они занимаются охотой на профессиональной основе либо имеют в собственности охотничье гладкоствольное оружие не менее пяти лет. Такое право им предоставляется, если они не нарушали правил охоты, производства, торговли, продажи, хранения, транспортировки, применения оружия.

Необходимо отметить, что у гражданина, привлекаемого к административной ответственности, возникают процессуальные права: заявлять ходатайства, давать объяснения, пользоваться услугами адвоката, получать копии протокола, постановления о привлечении к ответственности, обжаловать незаконные действия.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ведь положительный  эффект любого закона находится в  прямой зависимости от того, как  он сориентирован на гражданина, на защиту его прав. Именно с эти  позиций следует остановиться на оценке некоторых концептуальных положений нового КоАП РФ.

Вероятно, все помнят, как противники принятия Кодекса  с помощью средств массовой информации пытались представить его как  нечто сугубо репрессивное, направленное на защиту чиновничества, ущемляющее права  человека. Сейчас хор таких голосов поутих, хотя довольно резкие высказывания в адрес КоАП РФ до сих пор продолжаются. Бесспорно, нельзя призывать к тому, чтобы безоговорочно принять все без исключения позиции Кодекса. Объективности ради нужно признать, что не все получилось так, как хотелось бы. Но проводя последовательную работу по усовершенствованию Кодекса, необходимо активнее пропагандировать его значение как важнейшего правового документа, направленного на укрепление законности в сфере применения мер принуждения, на защиту в равной степени безопасности личности, общества и государства, на обеспечение приоритета прав и свобод гражданина. И КоАП РФ есть что предъявить в этом отношении, ибо в нем:

  1. усилена роль закона в регулировании отношений, связанных с привлечением виновных лиц к административной ответственности;
  2. разграничены предметы ведения Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях;
  3. расширена компетенция судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
  4. существенно усилены процессуальные гарантии сторон, участвующих    в    производстве    по    делам    об    административных правонарушениях.

Для укрепления административно-правового  статуса гражданина важное значение имеет идея Кодекса о том, что  единственным источником законодательства об административной ответственности (по аналогии с уголовным законодательством) является закон (ст.  1.1). Этим исключается возможность установления административной ответственности указами Президента Российской Федерации, президентов республик, актами государственных органов исполнительной власти — Правительства РФ, правительств республик и других субъектов Федерации, руководителей местных администраций. Повышение уровня правового регулирования безусловно должно способствовать усилению гарантий прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. В ходе реализации статьи 1.1 КоАП РФ была проведена большая работа (особенно в регионах) по отмене многочисленных нормативных правовых актов органов исполнительной власти, предусматривавших административную ответственность за нарушение тех или иных прав.

Следующая позиция, которая  также имеет прямое отношение  к статусу гражданина, состоит  в том, что теперь федеральные  составы административных правонарушений будут сосредоточены только в  КоАП РФ. Такое решение имеет принципиальное значение как для обеспечения верховенства Кодекса над другими специальными законодательными актами в части административной ответственности, так и для обеспечения реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях. Это решение создает единый механизм реализации административной ответственности, пресекает возможность растаскивания Кодекса по многочисленным отраслевым законам. Действовавшая ранее практика свидетельствовала о том, что при включении норм об административной ответственности в специальные акты часто не решался весь комплекс вопросов, которые обычно возникают в связи с введением конкретных составов административных правонарушений (например, не определялось, какие органы должны были рассматривать дела о правонарушениях, кто был полномочен составлять протокол об административном правонарушении, т.е. возбуждать само дело). Такие пробелы затрудняли применение установленных норм, а нередко даже провоцировали их нарушение.

По общему правилу  дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту их совершения, что обеспечивает наиболее оперативное вынесение решения по делу. Но из этого правила есть изъятия. Так, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту их жительства, что дает возможность исследовать условия жизни подростка, его поведение в семье и школе. Некоторые нарушения правил дорожного движения рассматриваются по месту учета транспортного средства.

По всем делам об административных правонарушениях обеспечена судебная защита прав и законных интересов граждан. Раньше решение, вынесенное судьей, считалось окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежало.

В заключение следует  отметить, что новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях органично вписывается в общий массив законодательства, усиливающего гарантии прав и свобод человека.

 

 

5.Управление делами Президента РФ

(федеральное агентство)

 

Федеральное агентство

Федеральное агентство является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных  услуг, по управлению государственным  имуществом и правоприменительные  функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, председателя правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Федеральное агентство ведет реестры, регистры и кадастры. Оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Руководители федеральных органов  исполнительной власти, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители  назначаются на должность и освобождаются  от должности Президентом РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением  руководителей /их заместителей/ федеральных  служб, федеральных агентств, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность  и освобождаются от должности правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Заместители руководителей федеральных  служб, федеральных агентств, за исключением  заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

Порядок назначения на должность руководителей  и членов коллегиальных органов  управления федеральных служб и  федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется правительством РФ, если иное не установлено  федеральным законом.

Установлено, что председатель правительства  РФ имеет одного заместителя. Руководство аппаратом правительства РФ осуществляет руководитель аппарата правительства РФ – министр РФ.

 

Историческая  справка

Министерство императорского двора в Российской империи

 

К концу XVIII в. в Российской Империи  сложилась пестрая мозаика коллегий, экспедиций Сената, докладчиков монарху по определенному кругу вопросов в порядке личного поручения и, наконец, генерал-губернаторов и просто губернаторов, ведавших практически всеми вопросами в пределах вверенной им территории. Эта архаичная структура в 1802-1811 гг. была заменена системой отраслевого управления в виде министерств и ведомств. В 1826 г. вместо многочисленных приказов - Большого дворца, кормового, хлебного, сокольничего, конюшенного, постельничего и других было учреждено Министерство императорского двора (МИДв). Из учреждений, вошедших в состав нового министерства, самым ранним был Кабинет его императорского величества, возникший еще в 1704 г. как личная канцелярия Петра I. Начиная с 1741 г. Кабинет заведовал личным имуществом императоров, в том числе землями, горными заводами и рудниками. Ему были подведомственны императорские Фарфоровый и Стекольный заводы, Киево-Межигорская фаянсовая фабрика, Выборгский зеркальный завод, Петергофская и Екатеринбургская гранильные фабрики, Петергофская и Ропшинская бумажные фабрики, Горношитский мраморный завод, Тивдийские мраморные ломки.

Через Кабинет е.и.в. проходила переписка  о покупке и получении в  дар художественных произведений, наградах, пособиях и пенсиях художникам, скульпторам, артистам, композиторам, об изготовлении художественных предметов (посуды, ковров, мебели) для членов императорской фамилии, подарков иностранным монархам и послам; в Кабинете заготовлялись, хранились и выдавались подарки императора (золотые и усыпанные драгоценными камнями перстни, табакерки, часы и т.п.) государственным сановникам и чиновникам,  а также неслужащим лицам за служебные и неслужебные отличия (например, за литературную или художественную деятельность). Эти подарки не являлись государственными наградами, скорее -  знаком личной признательности или благоволения императора, но высоко ценились, записи о таком подарке вносились в формулярные списки служащих.


 

Вошла в состав МИДв и Придворная его императорского величества контора, сформировавшаяся в 1786 г. и принявшая  тогда же в свое заведование дела управжденной Дворцовой канцелярии. В ее функции входило заведование  содержанием петербургских императорских дворцов, Эрмитажа, садов и парков придворного ведомства. Контора заведовала также продовольствием императорской семьи, придворным штатом и устройством придворных церемоний.

Гоф-индендантская контора, преобразованная  в 1797 г. из бывшей Конторы от строений ее императорского величества домов и садов, также была включена в состав министерства. Эта контора ведала строительством и ремонтом, а также комнатным убранством и меблировкой императорских дворцов.

С 1842 г. был включен в состав МИДв и стал одной из его важнейших структурных частей Капитул российских императорских и царских орденов. В нем было сосредоточено заведование всей наградной системой империи. Во главе Капитула стоял канцлер орденов, эту должность занимал по совместительству министр императорского двора.

С 1843 г. для заведования медицинским  и фармацевтическим персоналом учреждений Министерства императорского двора, санитарным надзором за состоянием дворцов и  дворцовых городов была образована Придворная медицинская часть, просуществовавшая до 1918г. (с 1888 по 1898 г. именовалась Инспекцией врачебной части).

В 1857 г. в составе МИДв была учреждена  Строительная контора, рассматривавшая  проекты и сметы на строительные и ремонтные работы по зданиям  придворного ведомства. В 1882 г. она была упразднена с передачей части функций Контролю МИДв. В этом же году была упразднена и Придворная е.и.в. контора. В 1882 г. для заведования дворцовыми зданиями, садами и парками было образовано Главное дворцовое управление, упраздненное в 1891 г. с передачей части функций Петербургскому дворцовому управлению.

Другие функции Главного дворцового управления перешли образованной тогда  же на Гофмаршальской части МИДв, ведавшей довольствием императорского двора, хозяйством дворцовых кладовых (сервизной, ванной, бельевой), а также подготовкой различных церемоний. Главной заботой Гофмаршальской части было ежедневное оебспечение "высочайшего стола" и многочисленных "малых столов".

Одной из важнейших функций Министерства императорского двора было ведение  так называемых камер-фурьерских журналов, в которых в 1734 г. ежедневно делались записи обо всех придворных церемониях и официальных действиях членов императорской семьи (включая обеды, прием посетителей и т.п.), своего рода дневник жизни коронованных особ. Эти журналы первоначально велись при Придворной е.и.в конторе, затем - при Главном дворцовом управлении, а с 1891 г. по 1917 г. (вплоть до записи об отречении Николая II) - при Гофмаршальской части.

При создании Министерства императорского двора в его состав был включен образованный в 1797 г. для управления землями и имениями, выделенными на содержание членов императорской фамилии, Департамент уделов,  с 1892 г. - Главное управление уделов. Удельному ведомству подчинялись также многочисленные придворные конторы и канцелярии различных великих князей и княгинь, ведавшие их дворцами, недвижимыми и прочими имуществами.

Таким образом, в деятельности Министерства императорского двора тесно переплелись  функции чисто придворные (хозяйственное  обеспечение жизни императорской фамилии, строительство и содержание принадлежавших ей дворцов и т.п.), представительские (организация официальных церемоний) и даже важнейшие государственные (заведование системой государственных наград, приемы зарубежных глав правительств и государств, послов), а также культурные и просветительские (заведование Эрмитажем, Академией художеств, императорскими театрами, Придворной капеллой и Придворным оркестром и т.д.).

В ведомстве МИДв существовала особая система придворных чинов и званий. Придворные чины - от обер-камергера до гоф-фурьера присваивались лицам, входящим в придворный штат. На высших ступенях государственной службы наличие придворного чина считалось более почетным, чем равного ему по табели о рангах гражданского. Например, для министра значиться егермейстером или обер-шталлмейстером было более престижно, чем просто тайным или действительным тайным советником. Камер-юнкер и камергер были с 1809 г. не чинами, а почетными придворными званиями, но наличие такого звания существенно облегчало доступ к императорскому двору.

Характерно, что за все 90 с небольшим  лет существования Министерства императорского двора сменилось  лишь 5 министров, меньше, чем в любом  другом ведомстве.

Служащие МИДв, вплоть до самых  низших, находились в сравнительно лучшем положении, чем чиновники других ведомств. Они имели льготы по пенсионному обеспечению, получали многочисленные пособия и наградные, имели хорошее медицинское обслуживание, обеспечивались казенными квартирами.

После свержения монархии Министерство императорского двора потеряло главный смысл своего существования. Но поскольку в его ведомстве были как культурные и просветительные учреждения, представляющие общенациональную ценность дворцы, парки и т.д., так и значительные имущества (удельные имения), процесс ликвидации ведомства растянулся до начала 1918 года.


Информация о работе Субъекты, имеющие особый административный статус