Субъекты административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – установить особенности правого статуса различных субъектов административной ответственности. Задачами работы являются:
1) охарактеризовать субъекты административного права;
2) выявить и охарактеризовать основные черты административной ответственности;
3) охарактеризовать порядок освобождения от административной ответственности;
4) выявить и изучить специфику административной ответственности различных категорий физических лиц;
5) определить особенности административной ответственности должностных лиц;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...6
1.1. Субъект административной ответственности как разновидность субъекта административного права………………………………………………………...6
1.2. Право- и дееспособность субъектов административной ответственности, возможность освобождения от административной ответственности……….10

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………17
2.1. Административная ответственность физических лиц……………………17
2.2. Административная ответственность должностных лиц………………….24
2.3. Административная ответственность юридических лиц………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38

Файлы: 1 файл

Административная юрисдикция.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...6

1.1. Субъект  административной ответственности  как разновидность субъекта административного  права………………………………………………………...6

1.2. Право- и дееспособность  субъектов административной ответственности,  возможность освобождения от  административной ответственности……….10

 

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ И  ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………17

2.1. Административная ответственность физических лиц……………………17

2.2. Административная  ответственность должностных лиц………………….24

2.3. Административная  ответственность юридических лиц………………….29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административная ответственность  – это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам. Административная ответственность имеет ряд специфических черт, позволяющих ей занять особое место в системе юридической ответственности: основанием административной ответственности выступает административное правонарушение; она выражается в применении к виновным физическим и юридическим лицам мер административного наказания, предусмотренных КоАП; привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.1

Основным федеральным  актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс РФ об административных правонарушениях.2 Он вступил в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части регламентируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Глава 2 КРФ об АП посвящена административным правонарушениям и административной ответственности, в том числе в ней названы субъекты административной ответственности.

Признаками административного правонарушения являются: а) противоправность; б) виновность; в) наказуемость деяния.

Признаки административного  правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание  этого вопроса имеет не столько  теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков  может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.3

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаками (элементами) правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Субъектами административного  правонарушения признаются физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью. Среди физических лиц различаются граждане и другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям. Данные особенности напрямую влияют на возможность привлечения субъекта к административной ответственности, а также на вид и размер наказания. В связи с чем тема курсовой работы представляется особенно актуальной.

Цель исследования –  установить особенности правого статуса различных субъектов административной ответственности.

Задачами работы являются:

1) охарактеризовать субъекты административного права;

2) выявить и охарактеризовать основные черты административной ответственности;

3) охарактеризовать порядок освобождения от административной ответственности;

4) выявить и изучить специфику административной ответственности различных категорий физических лиц;

5) определить особенности административной ответственности должностных лиц;

6) выявить и изучить специфику административной ответственности юридических лиц.

Объект  исследования – общественные отношения, возникающие в сфере привлечения к административной ответственности различных категорий лиц.

Предмет исследования – особенности привлечения  к административной ответственности  как общих, так и специальных  субъектов административного права.

В ходе работы использованы общетеоретические методы исследования, метод сравнения и обобщения, системно-структурный подход.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы. В  первой главе дается общая характеристика статуса субъектов административной ответственности и оснований освобождения от нее. Во второй главе подробно рассматриваются особенности административной ответственности физических и юридических лиц, а также должностных лиц.

Нормативную базу при подготовке и написании курсовой работы составили Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский кодекс РФ. Также использовались учебные пособия по курсу административного права России, научные статьи. Особо хотелось бы отметить работы Алехина А.П., Кармолицкого А.А., Козлова Ю.М., Бахрах Д.Н. и Бунееевой Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

1.1. Субъект административной ответственности как разновидность субъекта административного права

 

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти. Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъект административного права — это  конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной  на него специальной правовой нормой.4

Субъекты  административного права — реальные участники административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации  публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального положения следует  определить, что субъекты административного  права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

1) в  организационно-управленческом праве  (отношения по общей организации  управления в различных отраслях  и сферах управления);

2) в  управленческом процессе, т. е.  в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;

3) в  административном процессе, т. е.  в системе отношений по поводу  обеспечения судебной защиты  прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

4) в  административно-деликтном праве,  т. е. в системе отношений,  возникающих в процессе применения  мер административного принуждения  уполномоченными органами и должностными  лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

Именно  в рамках последнего блока реализуется  правовой статус субъекта административной ответственности. Ответственность за административные правонарушения занимает особое место в структуре административно-правового статуса лица. Следовательно, правовой статус субъекта административной ответственности является составляющим элементом статуса субъекта административного права.

Реализация  статуса субъекта административной ответственности возможна только в  рамках административно-деликтных  отношений, в основе которых лежит совершение правонарушения субъектом административного права. С одной стороны, административное правонарушение – это основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу.5

В соответствии с  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 1.1) законодательство об административной ответственности  включает в себя как сам КРФ об АП, так и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Установление административной ответственности актами органов местного самоуправления не допускается.

Субъекты Российской Федерации достаточно активно включились в процесс законодательного регулирования ответственности за административные правонарушения. Во многих из них уже приняты либо собственные кодексы (Республика Татарстан, Орловская область, Новосибирская область и др.), либо отдельные законы об административных правонарушениях (Республика Коми, Кемеровская область, Приморский край и др.).

Вместе с тем  следует подчеркнуть, что формирующаяся  в российских регионах практика административно-деликтного нормотворчества вызывает весьма противоречивые оценки. Так, еще на стадии разработки проекта КРФ об АП специалисты отмечали, что нормы, устанавливающие административную ответственность и образующие административно-деликтное право, оказывают прямое влияние на содержание административно-правового статуса граждан, вследствие чего законодательство об административной ответственности должно составлять предмет ведения Российской Федерации.6

На первый взгляд подобные высказывания лишены каких-либо веских оснований, так как административная ответственность представляет собой  специфическую обязанность граждан, являющуюся следствием совершения административного проступка. С этой точки зрения настаивать исключительно на федеральном законодательном регулировании административной ответственности вряд ли оправдан.

Однако институт административной ответственности — далеко не одномерное правовое явление. Его характеристика не ограничивается тем, что в основе данного вида ответственности лежит обязанность лица, совершившего административное правонарушение, отвечать за содеянное, сопряженная с возможностью применения к нему принудительных мер воздействия, предусмотренных законодательством. Не следует забывать о том, что юридическая ответственность всегда связана с вторжением в сферу личной жизни граждан, предполагает ограничение их прав и свобод.

Таким образом, еще одна грань административной ответственности проявляется в  том, что ее законодательное закрепление  несомненно влияет на содержание и  объем прав и обязанностей граждан  в сфере управления. А поскольку, согласно ст. 55 Конституции РФ,7 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, то утверждение о необходимости сугубо федерального законодательного регулирования института административной ответственности вовсе не выглядит преувеличением.

Информация о работе Субъекты административной ответственности