Субъекты, имеющие особый административный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена многими факторами. Во-первых, субъекты являются одной из основополагающих категорий административного права как науки. Во-вторых, четкое определение административно - правового статуса участников административно-правовых отношений напрямую влияет на деятельность органов исполнительной власти в организации управления в России. Все это в полной мере свидетельствует об актуальности данной работы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…...................-3-
1 Понятие и виды субъектов административного права
1.1 Понятие субъекта административного права……......................….-6-
1.2 Виды субъектов административного права……………………...….-8-
2.СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ…………………………………………...…………-10-
2.1. Правоспособность и дееспособность субъектов административного права……………………………..………………………-12-
2.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА И СТАТУС ЕЕ СУБЪЕКТОВ………………………-17-
3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………….-21-
4. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки…………………………..-23-
Заключение……………………………………………………………………...…...-27-
5.Управление делами Президента РФ
(федеральное агентство)………..……………………………………………..….-29-
6. Задачи и статьи КоАП…………………………………………………………-37-
Литература………………….…………………………………………………..…....-39-

Файлы: 1 файл

Курсовая по АП.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Субъекты административного  права — реальные участники административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации  публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

В качестве принципиального  положения следует определить, что  субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

1)  в организационно-управленческом  праве (отношения по общей организации  управления в различных отраслях  и сферах управления);

2)  в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;

3) в административном  процессе, т. е. в системе отношений  по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

4)  в административно-деликтном  праве, т. е. в системе отношений,  возникающих в процессе применения  мер административного принуждения  уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды субъектов аминистративного  права

В специальной  литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного  права.

Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Эти лица не состоят  в устойчивых, непрерывных организационных  отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

К индивидуальным субъектам административного права  относятся также государственный  служащий или должностное лицо. Они  занимают государственные должности  в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Коллективные  субъекты административного права - - это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

Государственная организация в научном смысле представляет собой организационно и юридически единый коллектив, правосубъектность которого осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во внутриорганизационных отношениях от имени государства.

Все организации  подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. Они различаются тем, что их статус, процедуру учреждения, реорганизации и прекращения деятельности, правовой режим управленческих действий (решений), порядок защиты прав определяют различные нормативные правовые акты.

Государственная организация представляет собой часть государственного механизма (государственной администрации), обладающую определенной самостоятельностью в реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую соответствующий правовой статус. Ее деятельность направлена на обеспечение публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и гражданина. К государственным организациям относятся государственные органы,, учреждения, предприятия (например, унитарные предприятия). Предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность; учреждения реализуют в основном полномочия социально-культурного характера (например, учреждения здравоохранения), а государственные органы обладают государственно-властными полномочиями, осуществление которых влечет наступление юридических последствий.

Государственные организации имеют компетенцию, т. е. пределы ведения и осуществления  властных полномочий, которые представляют собой тот или иной объем государственной  деятельности, возложенный на соответствующий  орган; это, по сути, круг решаемых вопросов, предусмотренных правовыми актами.

К субъектам  административного права относятся  и такие государственные органы, которые не входят в систему органов  исполнительной власти, однако в своей  деятельности выполняют специфические  организационно-распорядительные функции (например, органы законодательной (представительной) власти, федеральные суды, прокуратура). Они осуществляют управленческую деятельность внутриорганизационного характера; например, руководители этих органов издают приказы и распоряжения по организации деятельности самого органа; применяют меры поощрения и дисциплинарного принуждения; организуют выполнение в своих органах противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных общеобязательных правил и норм.

Таким образом, субъекты административного права обладают специальным административно-правовым статусом, установленным действующим российским административным законодательством. Характер и содержание административной правосубъектности физических или юридических лиц выявляется путем анализа системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих их правовое положение.

2.Специальные административно-  правовые статусы индивидуальных  субъектов

 

            В реальной жизни существует  огромное разнообразие специальных  административных статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить специальные статусы:

  1. членов административных коллективов ;
  2. субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
  3. жителей территорий с особым административно- правовым режимом;
  4. субъектов разрешительной системы (водителей, лиц, получивших лицензии, допущенных к государственной тайне);
  5. государственных служащих;
  6. лиц, совершивших правонарушения и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.

         Понятие «административный коллектив»  в юридической науке не используется.

Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой  коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. Отношения членов трудового договора с предприятием, его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом.

          Административным коллективам предлагается  именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, лечебно- трудовые профилактории, студенческие коллективы, центры временного размещения переселенцев и др.

Став добровольно, по призыву, в результате применения принудительных мер членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный  административно- правовой статус, комплекс специальных личных прав и обязанностей. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РСФСР «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст.27), обеспечение жилой площадью (ст.30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.20).

          Административное право регламентирует  время труда и отдыха членов  административных коллективов, основания,  размеры и порядок оплаты их  труда. Как правило, споры военнослужащих  с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке и соответствующие процедуры регулируются административно- правовыми нормами. В тоже время  в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права.

            Среди статусов членов административных  коллективов  различают статусы:

    • обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);
    • милитаризованных служащих (военнослужащих, сотрудников милиции, военизированных формирований);
    • лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учреждения).

                  Очевидно, что каждая из этих  родовых общностей состоит из  большого числа видов. Так,  различно правовое положение  лиц, находящихся на военной  службе в сухопутных войсках,  в военно-морском флоте, во  внутренних, в железнодорожных и иных войсках.

                 Среди постоянных административно-  правовых режимов территорий  следует прежде всего назвать  пограничный режим, режимы закрытых  административно-территориальных образований,  особо охраняемых природных территорий.

                На таких территориях постоянные  и временные жители приобретают  специальный административно- правовой  статус. Он включает чаще всего  особые правила въезда и выезда  в зону, передвижения, деятельности  в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

                Поскольку специальные административно-  правовые режимы влияют на  общие административно- правовые  статусы граждан, их содержание, основание и порядок введения  регулируются федеральными законами.

                 А Президенту, органам исполнительной  власти предоставлено право при  наличии предусмотренных законами  оснований и в предусмотренном  законами порядке определять  время, виды ограничений, вводимых  на определенной территории для  определенного круга лиц.

                Субъекты общего административно-  правового статуса (граждане) могут  одновременно иметь один или  несколько административно- правовых  статусов. Так, гражданин России  может быть сиротой, студентом,  жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан России, иностранцев, апатридов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характера, содержания и объема.

Административная  правоспособность и административная дееспособность являются главными составляющими административно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин "административная правосубъектность" лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

Правоспособность  субъекта сочетает в себе его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Административная  правоспособность является видом общей  правоспособности субъекта права. Последняя  представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований. Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Информация о работе Субъекты, имеющие особый административный статус