Структура административных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
§1 Понятие административных правоотношений и их основные черты...……5
§2 Субъекты, объекты и юридические факты административных правоотношений…………………………………………………..……..………11
2.1 Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………………………………………18
§3 Виды административных правоотношений……………….………..………24
Заключение……………………………………………………………….………33
Список использованной литературы……………………………...…...……….35

Файлы: 1 файл

Курсовая структура административных правоотношений.docx

— 299.20 Кб (Скачать файл)

б) Горизонтальные административно-правовые отношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны  фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют  юридически-властные веления одной  стороны, обязательные для другой. 
Возможны ли такого рода отношения в сфере государственного управления, не выпадают ли они из общего русла административно-правового регулирования? Несмотря на, казалось бы, прямое противоречие сущности такого регулирования его методам, а также принципиальным особенностям административно-правовых отношений, в некоторых случаях стороны подобных управленческих связей могут быть равноправными. Но для признания подобного факта необходимо учитывать ряд определяющих обстоятельств.

Прежде всего, налицо должно быть действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений (подобно  гражданско-правовым отношениям), а  также отсутствие выраженной в любой  форме их соподчиненности. Все это  — условия одинакового правового  уровня.

Разумеется, вычленить горизонтальные отношения из общей массы административно-правовых отношений довольно сложно. Да и  выражаются они не столь отчетливо, как вертикальные. Тем не менее, такая возможностьтимеется.36 
          Например, в работе исполнительных органов складываются отношения между различными государственными служащими одинакового должностного уровня, причем развиваются они без «команд», т.е. без обязательных для других работников указаний (например, отношения между исполнителями одного ранга). Конечно, они не всегда в достаточной мере юридизированы, но их прямая связь с управленческой деятельностью данного органа несомненна. В частности, такие отношения возникают в интересах подготовки тех или иных материалов, справок, отчетов, проектов решений и т.п. Такого типа отношения складываются также между несоподчиненными исполнительными органами по поводу, например, подготовки совместных нормативных актов, по согласованию совместных управленческих мероприятий, по формированию межведомственных консультативных, совещательных и иных советов. Это — и отношения исполнительных органов с общественными объединениями на предмет, например, заключения или изменения тарифных соглашений с профсоюзами и т.п.

Для отношений подобного  рода характерно то, что они возникают  на стадии, предшествующей непосредственному  управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые  для принятия одностороннего юридически-властногопрешения. 
           Другая группа подобных отношений возникает после осуществления непосредственного управляющего воздействия. Их цель — создание условий, необходимых для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически-властного решения. Это отношения по формированию межведомственных комиссий, по проведению совместных ревизий, по выработке иных совместных мер, по исполнению правовых актов. Две названные группы административно-правовых отношений, несомненно, относятся к числу административно-процедурных. 
          Горизонтальными по своему содержанию являются также административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях. 
          Наконец, горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений.

Важным элементом характеристики горизонтальных административно-правовых отношений является то, что любые  совместные действия однопорядковых и  равноправных сторон (отношения типа «субъект — субъект»), равно как  и процессуальное равноправие, перерастают  в вертикальные отношения.  Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически-властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда — временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений.

Помимо рассмотренных  выше классификационных признаков  могут существовать и другие.

Административно-правовые отношения  по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на материальные и процессуальные, а по способу зашиты – на защищаемые в административном или судебном порядке.

Итак, административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев:

  • по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников;
  • по конкретным целям (предназначению) правоотношений;
  • их содержанию;
  • способу защиты правоотношений.

 

Виды административно-правовых отношений37 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Для административно – правовых отношений характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо,  наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными. 

         В административно-правовых отношениях, как основном элементе механизма  правового регулирования, индивидуализируются  положения той или иной нормы  административного права, определяются  характер, права, обязанности, функции,  задачи и ответственность участников  отношений. Эти отношения воздействуют  на управленческие процессы через  волю и сознание их участников,  как конечный результат согласованности  управляющего, стимулирующего и  преобразовывающего действия. Подводя  итог вышесказанному можно получить  обобщенную характеристику предмета  административного права, т.е.  тех общественных отношений, которые  урегулированы нормами административного  права. Это такие управленческие  отношения как:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения  внутриорганизационного характера, возникающие  в процессе деятельности субъектов  законодательной (представительной) и  судебной власти, а также органов  прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов  местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

        Итак, я выяснила, что административно – правовые отношения – это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения сторон (их права, обязанности, методы, формы, предписания, дозволения, запреты, ответственность и т.п.), складывающиеся в сфере исполнительной власти, государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи с осуществлением последними функций государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Конституция РФ 1993 года.
  2. Административный кодекс от 30.12.2001 (ред. от 20.01.2012).
  3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994  (ред. от 01.09.2011).
  4. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. - М., 2011.
  5. Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. М.,Изд.НОРМА, 2003.
  6. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981.
  7. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. — М.: Зерцало, Теис, 1996.
  8. Атаманчук Г.В. Административное право. - М.: Академия гос. службы, 2004.
  9. Бахрах Д.Н.  Административное право, Изд. БЕК, 2007.
  10. Бахрах Д.Н. Практикум по административному праву, Изд. БЕК, 2005.
  11. Бирюков Б.М.  Комментарий к КоАП, Изд. НОРМА,2003.
  12. Братусь  С. Н. О разграничении гражданского и административного права. В сб.: Проблемы гражданского и административного права. 2009.
  13. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право.– М.: Проспект, 2003.
  14. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Эксмо, 2005.
  15. Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего: Монография / РАГС при Президенте РФ. Кафедра государственной службы и кадровой политики. М., 2002.
  16. Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 1980.
  17. Козлов Ю.М.  Административные правоотношения. М., 1997.
  18. Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Административное право: Практикум: В 2 ч.: Ч.1., 2005.
  19. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А.  Российское административное право. М., 2006.
  20. Насонов В. Я. Административное право Российской Федерации— Москва, Академия, 2003.
  21. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 2010.
  22. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.
  23. Петров И.В., Жаботинский М.В. Административное право: Учебно- методическое пособие для вузов. М., 2006.
  24. Пиголкин А.С. Общая теория права: Учебник для юридических вузов. М., 1995.
  25. Попова Л.Л.  Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2012.
  26. Россинский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. - М.: Право и закон, 2011.
  27. Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. 2006. № 5.
  28. Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать в России? // Российская юстиция. 2009. № 5.
  29. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2009.
  30. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М.: Норма, 2004. 
  31. Явакин В.И. Категория "государственная служба" в административном праве // Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России, М., 2010.

1 Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать в России? // Российская юстиция. 2009.№ 5. С. 50.

2 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т.1., С. 281.

3 Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. — М.: Зерцало, Теис, 1996. С. 200.

4 Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего: Монография / РАГС при Президенте РФ. Кафедра государственной службы и кадровой политики. М., 2002.,С20.

5 Д.Н. Бахрах. М. Административное право, Изд. БЕК, 2007г., С.132. 

6 Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. М.,Изд.НОРМА, 2003, С.45

7 Явакин В.И. Категория "государственная служба" в административном праве // Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России., М., 2010, С. 47.

8 Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 2006г., стр.640.

9 Административные правоотношения. Ю.М. Козлов. М., 1997, С.23. 

10 Курс административного права и процесса. Ю.А. Тихомиров. М., 2009, С. 220.

11 Гражданский Кодекс Российской Федерации.

12 С. Н. Братусь. О разграничении гражданского и административного права. В сб.: Проблемы гражданского и административного права. 2009, С. 47.

13 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. С 468.

14 Комментарий КОАП. Бирюков Б.М., Изд. НОРМА,2003г., С. 232.

15 Административное право под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003. С. 312.

16 Коршунов Н.М. Мареев Ю.Л. Административное право: Практикум: В 2 ч.: Ч.1., 2005. – С. 513.

17 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 468.

18 Петров И.В., Жаботинский М.В. Административное право: Учебно методическое пособие для вузов. М., 2006. – С. 365.

19 Практикум по административному праву. Под ред. Д.Н. Бахраха. М., Изд. БЕК, 2005, С. 119.

20 Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М.: Норма, 2004. С.201.

21 Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев, И.Ф.Казьмин, В.В.Лазарев и др.; Под общей ред. А.С.Пиголкина. М., 1995. С.310.

22 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 469.

23 Конституция Российской Федерации.

24 Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. 2010. № 1. С. 17.

25 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – С. 470.

26 Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., изд. БЕК, 2007. С. 123.

27 Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура. // Государство и право. 2006. № 5. С. 17.

28 Агапов А.Б. Административное право: Учебник. - М., 2011, С.42.

29  В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев «Российское административное право». М., 2006. С. 44.

30 Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 1980, С.21.

31 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2012, С.112.

32 Административное право Российской Федерации: В. Я. Насонов, В. А. Коньшин, К. С. Петров, В. М. Редкоус — Москва, Академия, 2003 г.- С. 208.

33 Атаманчук Г.В. Административное право. - М.: Академия гос. службы, 2004, С.33

34 Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Эксмо, 2005, С. 54.

35 Россинский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. - М.: Право и закон, 2011, С.20

36 Россинский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. - М.: Право и закон, 2011, С 36.

37 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 480 с.

 


Информация о работе Структура административных правоотношений