Структура административных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
§1 Понятие административных правоотношений и их основные черты...……5
§2 Субъекты, объекты и юридические факты административных правоотношений…………………………………………………..……..………11
2.1 Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………………………………………18
§3 Виды административных правоотношений……………….………..………24
Заключение……………………………………………………………….………33
Список использованной литературы……………………………...…...……….35

Файлы: 1 файл

Курсовая структура административных правоотношений.docx

— 299.20 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………...………3

§1 Понятие административных правоотношений и их основные черты...……5

§2 Субъекты, объекты и юридические факты административных правоотношений…………………………………………………..……..………11

2.1 Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………………………………………18

§3 Виды административных правоотношений……………….………..………24

Заключение……………………………………………………………….………33

Список использованной литературы……………………………...…...……….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы. Административное право занимает особое место в системе  правового регулирования, поскольку  выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе.1 Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера,  которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных органов,  связанных с функцией управления,  а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.2 Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Следует выделить особенности, присущие структуре административных правоотношений и административным правоотношениям в целом, способные служить основой для отграничения данных видов отношений от других. 

Цель работы – подробное  исследование вопроса об административно  – правовых отношениях, выделение  их особенностей, характерных черт, отличий от других правоотношений; обозначение места, которое занимают административно – правовые отношения  в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

-дать понятие административным  правоотношениям;

-рассмотреть субъектов  административных правоотношений;

-обозначить виды административных  правоотношений;

-сравнить структуру административных  правоотношений с правоотношениями  других отраслей права;

-рассмотреть, как  данный  вопрос раскрыт в разного рода  юридической литературе.

Объектом работы являются правоотношения, складывающиеся в сфере  административного права.

Предмет работы – доктринальная и законодательная регламентация вопросов, связанных с выбранной мной темой.

          Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания, общенаучные методы познания (анализ, синтез).

Теоретической основой послужили  Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Бахраха Д.Н., Алексеева С.С., Агапова А.Б., Козлова Ю.М.

          Структура курсовой работы обуславливается целями и задачами исследования. Состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

§1 Понятие административных правоотношений

и их основные черты.

         Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления.3

Административно-правовые отношения  напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и  полномочий исполнительной власти в  процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность  накладывает определенный отпечаток  на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности  и права непременно связаны с  практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для  государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что  они складываются преимущественно  в особой сфере государственной  и общественной жизни - в сфере  государственного управления. Административно-правовые отношения по своей сути являются   организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены на организацию процесса правоисполнения.4 В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм   государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно, и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.5

В  юридической литературе фигурируют две основные концепции  административно-правовых отношений.

Исходные положения первой из них состоят в том, что названные  отношения:

  1. возникают в процессе государственного управления;

2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;

3) являются отношениями власти – подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.

Эта концепция была внедрена тогда еще в советскую административно-правовую литературу в двадцатых годах  В. И. Кобалевским, который исходил  из традиционного для буржуазной науки  деления права  на публичное  и частное.  Он писал: “В частном  праве обе стороны юридического отношения между собой юридически равны... Совершенно иначе обстоит  вопрос в праве публичном... С одной  стороны, всегда выступают органы публичного управления, с другой – граждане... Возлагая на активного субъекта осуществление  функций государственного управления, закон,  естественно,  отдает явное  предпочтение этому субъекту перед  отдельными гражданами, действующими в их личных интересах... Наиболее ярким  отличием правового положения активного  субъекта, по сравнению с положением гражданина, является, несомненно, присущий ему, хотя и далеко не во всех случаях, характер публичного властвования... 6

Правовыми формами, в которых  выражается эта черта юридического положения активного субъекта, служат односторонний характер исходящих  от него приказов и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита исходящих от него требований”.7 Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и цивилистов.8

В пятидесятых годах  в  результате  критического  анализа  этой концепции возникла вторая концепция  советских административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются  в том, что  административно-правовые отношения:

  1. возникают в сфере государственного управления;
  2. могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
  3. делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна сторона подчинена другой (отношения власти и подчинения), и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношения равноправия).

Административно-правовые отношения  представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия  на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую  форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.9

К особенностям административно-правовых отношений относятся:

  1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.
  2. Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
  3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
  4. Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
  5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.10

Административно-правовые отношения  отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового  и других отраслей российского права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между  ними разрешаются преимущественно  в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.

В п. 1 ст. 1 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании  равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного  вмешательства кого-либо в частные  дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты».11 Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.12

Особенности административно-правовых отношений могут быть также представлены в виде схемы.

Особенности административно-правовых отношений13

В административно-правовых отношениях могут участвовать различные  стороны, в них всегда имеется  обязательная сторона, без которой  такого рода отношения не возникают.14 Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.15

Как указывалось выше, административно-правовые отношения возникают в сфере  государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в  сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.16

        Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).

 

Элементы административно-правовых отношений17

 

§2 Субъекты, объекты и юридические факты

 административных правоотношений.

         Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).18

В правовых нормах субъектом  административного права называется лицо или организация, которые при  определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом  – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как  коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных  и негосударственных организаций  и т.д.). В течение длительного  времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).19

Информация о работе Структура административных правоотношений